Ирина Юрьевна Дмитриева
Конспект ОД по познавательному развитию «Удивительная вода»
Конспект НОД
образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Удивительная вода»
(с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровье сберегающие технологии)
в старшей группе
Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Удивительная вода“» размещена в разделах
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие :
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
Воспитательные:
• Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: - лаборатория, - лаборант, - колба, - круговорот воды в природе - жидкость, - пар
Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.
Ход
Организационный момент: дети заходят в зал и встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, вы уже заметили, что у нас гости. Я вижу, что у вас всех сегодня хорошее настроение, а в ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. И сейчас я вам предлагаю, пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. А теперь улыбнёмся нашим гостям и зарядим их тоже хорошим настроением.
Звучит шум воды…
- Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: - Ребята что такое вода? (ответы детей) Воспитатель: - Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)
- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
- Скажите, для чего нужна вода растениям? (ответы детей.)
- Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)
Воспитатель: - Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой.
Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Ребята, вы уже знаете много о воде, и сегодня мы продолжим знакомиться с её состояниями и свойствами. И я предлагаю вам поиграть в игру «Лаборатория».
В лаборатории все находятся в специальных халатах давайте и мы свами наденем халаты (надевают халаты).
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию.
Воспитатель: - Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
- Какие вы умные ребятки — да лаборатория - это специальное место, где учёные проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (ответы детей).
В каждой лаборатории работают сотрудники, у которых есть свои обязанности. Давайте сегодня я буду ученым, т. е старшем научном сотрудником, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила поведения и безопасности в лаборатории:
- Нужно четко выполнять мои инструкции; - слушать внимательно и запоминать; - Берем только те предметы, которые я назову.
А теперь я приглашаю вас пройти к демонстрационному столу, где проводят опыты (дети подходят к столам).
-Сейчас мы в нашей лаборатории проведем самые настоящие опыты.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) - Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). -Теперь сделайте глоток. - Вода сладкая? - Вода горькая?- Вода кислая? - Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. - Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная). Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Воспитатель: После каждого исследования или опыта все учёные и лаборанты делают вывод и фиксируют это какими то обозначениями. Вот у нас с вами таблица и картинки, для этой таблицы мы должны найти нужную картинку но вначале сделаем вывод.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «У воды нет формы».
Воспитатель: - Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма? Дети: - Это кубик. Это шар.
Воспитатель: - Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?
Дети: - Нет. Они так и остались кубиком и шаром.
Воспитатель: - А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?
Дети: - Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Воспитатель: - Другими словами она приняла форму этой ёмкости. - А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба, что с ней произошло?
Дети: - Она стала кубиком.
Воспитатель: - Она приняла форму кубика. - Так есть ли у воды своя форма? Дети: - Нет, вода формы не имеет.
Воспитатель: - Ребята, проведя мы с вами этот опыт, что мы с вами узнали? Дети: - Что вода не имеет формы.
Опыт № 3 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. - Что там лежит (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №4 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар).
- Ребята что это? (пар) –
Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Я предлагаю нам вернуться на прежнее место и продолжим говорить о воде.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких) : жидком, твёрдом, парообразном.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные лаборанты, а какие явления природы связаны с водой?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.
Интерактивная игра «Вода-в природе»
(А сейчас предлагаю сыграть в игру «Вода-в природе». Обратите внимание на слайд и перечислите состояния воды… А теперь назовите явления природы, представленные на экране… Ребята, к какому состоянию воды относится такое явление природы, как снег? Вот сейчас мы и проверим …
-Ребята, а сейчас для вас игра-загадка «Что лишнее». Перечислите, пожалуйста, что изображено на экране? ( Дети перечисляют: фрукты-овощи, дерево, животные, камень.)
- Что же лишнее, в чем не содержится вода?
– И не нуждается в воде?
Воспитатель: - Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь, но вода нам может принести как пользу, так и вред:
– Как нам может навредить вода?
Ответы детей. -Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. - Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых.
Воспитатель: - Т. Е вода вредна только в том случае, если мы сами будем вести себя не правильно.
Ребенок читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?
Итог НОД.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами убедились, что вода имеет очень важное значение. - Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
- Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и у меня для вас есть сюрприз. (Конфеты).
- Ребята, на какое состояние воды похожи эти конфеты. Вот такие сладкие льдинки я вам вручаю.