Ольга Купаева
Конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Тайны снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
Конспект ООД
опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
на тему: «Тайны снега»
Подготовил:
воспитатель МБДОУ ДС №48
«Одуванчик» г. Светлоград
Купаева Ольга Николаевна
г. Светлоград 2018г.
Публикация «Конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе „Тайны снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Програмное содержание:
Задачи:
образовательные:
• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;
• расширять представления детей о свойствах снега;
развивающие:
• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
• развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;
• развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;
• воспитывать позитивно отношение к неживой природе.
Словарная работа:
лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад, прозрачный, мутная, разноцветная.
Организация РППС: таз со снегом; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда, бумаги бархатные черных цветов; 3 стакана; тарелочки.
Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, утром, когда я шла на работу, мне почтальон передал письмо от Фиксика. Он нас приглашает в свою лабораторию провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель: Ну что принимаем приглашение, отправляемся в лабораторию.
Дети: отправляемся.
Воспитатель: Отправляясь в лабораторию, мы должны вспомнить правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).
Воспитатель: Ребята, чтобы оказаться в лаборатории надо вместе произнести слова и выполнить движения:
- Ой, зима, зима, зима, сколько снега намела.
Мы сугробов не боимся, В гости к Фиксику умчимся.
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории Фиксика. Фиксик спрашивает у вас: «А чем вам нравится зима?»
Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика, горку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в загадках Фиксика?
На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Воспитатель: Сегодня Фиксик предлагает провести опыты и узнать, дружат ли между собой: снег, вода и лёд? Приглашает Вас пройти к первому опыту, который называется:
Опыт 1. Почему снег мягкий?
Ход.
Воспитатель: Для этого опыта, я приготовила для Вас таз со снегом. Я прошу взять снег в руки.
Воспитатель: как Вы думаете, почему снег такой легкий?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, на чёрной бархатной бумаге, через лупу. Что Вы наблюдаете?
Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?
Дети: тяжелым, воздуха.
Какой вывод мы можем сделать? Снег состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту, но только после динамической паузы.
Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»
«Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;
«Вода» – медленное плавное движение;
«Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).
После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:
«Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);
«Холодно» - дети замирают в разных положениях.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Фиксик приготовил вам следующий опыт.
Опыт №2. «Дружат ли вода, снег и лёд?»
Ход.
Воспитатель: Ребята, для этого опыта Фиксик нам приготовил каждому по 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?
Дети: в первом снег растаял.
Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.
А что вы наблюдаете во втором стакане?
Дети: лед растаял.
Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?
Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.
Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?
Дети: снег и лед не растаяли.
Воспитатель: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.
Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: тогда Фиксик нам предлагает перейти к следующему опыту.
Опыт №3
Цветные ледяные пирамидки.
Ход.
Воспитатель: Для этого опыта Фиксик приготовил для Вас формочки, емкости с цветной водой. Кладем в свою формочку по 5 ложек снега, аккуратно наливаем воду синего цвета в формочку, затем добавляем еще 5 ложек снега и наливаем в формочку воду зеленого цвета, повторяем эти операции с водой желтого и красного цвета. Фиксик отнесет ваши формочки с пирамидками на открытое место, на улицу для охлаждения.
Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время.
Рефлексия:
Воспитатель: Захар, Фиксик очень хочет знать, какой именно тебе запомнился опыт?
Дети: ответ Захара
Воспитатель: Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?
Дети: ответ Артема.
Воспитатель: Стеша и Глеб, скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось делать в этой лаборатории?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами, но лаборатория Фиксика должна закрываться. Давайте его пригласим поиграть с нами в снежки на прогулку.
Дети приглашают Фиксика пойти вместе с ними на прогулку и показывают ему фотографии как весело они проводят время.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам снова оказаться в детском саду надо вместе произнести слова и выполнить движения:
- Ой, зима, зима, зима, сколько снега намела.
Мы сугробов не боимся, В детский сад сейчас умчимся.