Конспект ООД в средней группе «Перелетные птицы»

Арефьева Наталья Викторовна
Конспект ООД в средней группе «Перелетные птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

гп. Междуреченский

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

с воспитанниками средней группы

«Перелетные птицы»

Составила: Арефьева Н. В., воспитатель

средняя группа №2

Задачи:

Познакомить детей с обобщающим понятием «перелетные птицы», с внешним видом и отличительными признаками; объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, где живут и чем питаются перелетные птицы; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы: презентация «Перелетные птицы», карточки с изображением птиц, мольберт, мяч, настоящее крыло и гнездо птицы, маленькая птичка, запись пения птицы, звуки леса, фонограмма веселой музыки, сюрприз от педагога.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, д/и «Какой? Какая?», «У кого – что», «У кого – кто?».

Ход занятия:

1. Оргмомент. (На экране слайд 1)

Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

(слайд 2) Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца…

(слайд 3) Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени) (слайд 4)

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)

- Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами.

2. Сюрпризный момент.

- Слышите, ребята, птичка поет. Она у нас за окном сидит. Наверное, что-то случилось, давайте откроем окно и спросим у нее.

(Вносится птичка из окна)

- Что случилось, милая птичка? Она прощебетала мне, что случилась беда. Ее сосед – соловей – потерял свое крыло и теперь он не может улететь со всеми перелетными птицами в теплые страны, он может замерзнуть, если останется у нас. Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать для соловья? А вы хотели бы помочь? Тогда нам нужно выполнить задания и мы обязательно найдем крыло соловья. Но для этого нам нужно попасть в лес. Покружились, покружились и в лесу мы очутились! (Звуки леса, слайд 5).

3. Первое задание «Загадки». (При отгадывании загадки, выставляется картинка птицы на мольберт)

- Каких птиц вы знаете?

- Почему некоторых птиц называют зимующими?

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

1.Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Часто аист делает свое гнездо рядом с жильем человека. Гнездо у аиста всегда большие.

2. На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его (Скворец)

Скворец – маленькая птица, черного цвета, он всегда выводит свое потомство в скворечниках, которые для них делают люди.

3.Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит. (Грач)

Грач – большая черная птица, у него большой мощный клюв для того, чтобы доставать глубоко из-под земли червячков. Он прилетает к нам весной самый первый.

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Ласточка – маленькая птичка, она прилетает к нам с теплой весной. Начинает строить свое гнездо под крышами или балконами домов из глины и травы. А еще у ласточки необычный хвост – «двойной».

5. Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Лебедь, журавль, цапля, соловей)

- Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью с родителями улетают в тёплые края.

4. Второе задание «Части тела птиц», игра «Опиши птицу». (слайд 6)

- Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв). Аня, покажи, пожалуйста, где у нашей птички клюв? (Дети по очереди показывают части тела птицы).

- А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? (Дети по желанию выходят и описывают птиц).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Не знаем) Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, начинают очень много кушать, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Многие птицы улетают «стайками» (слайд 7, все вместе; а некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» (слайд 8, в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» (слайд 9, в одну линию. Это зависит от повадок птиц. А еще птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

5. Физминутка «Эта птичка соловей».

Пой-ка,подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко (Поочередно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца).

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

6. Третье задание – подвижная игра «Зимующие и перелетные».

- Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас я это проверю, поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы». (Проводится под фонограмму веселой музыки.)

- Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. (Дети идут под музыку и поют). «Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать». (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Молодцы!

7. Четвертое задание – упражнение «Чей птенец?» (с мячом) на образование супплетивных форм существительных.

- Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Хотите посмотреть на настоящее гнездо? (Показ гнезда; если нет гнезда, то показать на слайде)

- А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей птенец?». Присаживайтесь на полянку по кругу. У грача - грачонок и грачата. У скворца - скворчонок и скворчата. (И так далее по кругу.)

- Умницы! Следующее задание.

8. Пятое задание – упражнение «Скажи одним словом».

- Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Птичка очень довольна вами.

9. Итог, рефлексия.

- Ребята, пока мы с вами играли и выполняли задания, наша птичка облетела на полянке все деревья и кусты и нашла крылышко соловья. Смотрите, вот оно, спряталось под осенними листочками.

(Показ настоящего крыла птицы).

- Бери, птичка, крыло и лети скорее к своему соседу. Летите в теплые страны. А весной мы будем ждать вас обратно. До свидания!

- Ну а мы с вами, ребята, должны вернуться в детский сад. Покружились, покружились и в садике очутились! (Звуки леса затихают).

- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали?

- Кто помнит строение тела птиц?

- Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением).

- Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений).

- Что случится, если птицы исчезнут?

- Слышите, опять птички поют. (Пение птиц). Это соловей кричит нам «Спасибо, ребята! До скорых встреч весной!»

- Ребята, мне понравилось,как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! И я приготовила для вас сюрприз. (Любой, на что способна фантазия педагога).

10. Переход к другой деятельности.

- Давайте нарисуем перелетных птиц.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: 1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы». 2. Развитие и обогащение словаря 3. Формирование четкости и связности высказывания.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» ВидеоКонспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» Видео Цель: Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания). Задачи: Углублять интерес детей о весенних.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект ООД в средней группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 29 октября 2020 в 15:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе
Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе. Цель: Познакомить детей с наледью ( льдом) – зимнее явление. Подвести детей к пониманию того,...
Фотоотчет о мюзикле «Мама», посвященном празднованию Дня матери
В нашем детском саду замечательной традицией стало проводить творческие конкурсы, посвященные разным праздниками. И такой театрализованный конкурс был...
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт....
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт. Изготовление легковой машины» Возраст детей: 6-7 лет Цель: формировать у детей...