Елена Рзаева
Конспект ООД по ФЭМП в средней группе на тему «Сравнение по толщине»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
центр развития ребенка №35 «Золотой ключик»
Конспект ООД по ФЭМП в средней группе
Тема: «Сравнение по толщине»
Воспитатель средней группы№2
Рзаева Елена Федоровна
2021г.
г. Моздок
Цель:
• Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине;
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП в средней группе на тему „Сравнение по толщине“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
• Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
• Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
• Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических брёвен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат – схема, изображение лавочки.
Раздаточный: карандаши, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.
Ход работы:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне. - Помните ли вы сказку «Теремок»? (Слайд.) - Чем закончилась эта сказка? (Ответы детей.) (Слайд.) - А хотите помочь зверушкам построить новый теремок? - Сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Строим теремок» (начало).
Дидактические задачи:
1. Актуализировать представления детей о цилиндрических поверхностях, уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий»;
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Воспитатель: - Из чего был построен старый теремок?
Выслушиваются все ответы детей.
2.2. Опыты с деревом:
Воспитатель: - ребята, давайте проведём небольшое исследование и выясним, из какого материала лучше всего построить теремок животным.
У меня для вас на столе уже приготовлены предметы: деревянные, стеклянные, металлические.
Для начала, давайте, выясним какой предмет будет удерживать тепло. Для этого приложите предметы по очереди к щеке. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Вывод: дерево теплее, значить деревянный дом будет теплее.
А теперь возьмите стеклышко и посмотрите через него на свои руки. Видите их? (Через металл, дерево.) Какой сделаем вывод? Что стекло прозрачное – значить не годится для строительства, а дерево и металл – не прозрачные, но исходя из первого опыта, мы не будем использовать металл для постройки теремка.
Воспитатель: - мы закончили с вами опыты. Какой вывод вы можем сделать? Из какого же материала лучше всего строить теремок?
После чего показать детям картинку с изображением теремка.
Рассказать детям, что деревянные дома строят из брёвен, которые получаются так: сначала рубят деревья, обрубают у них ветки и сучья, обдирают кору (Рассказ сопровождается показом презентации.)
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите выбрать бревна для строительства нового теремка. - Чтобы начать работу нам нужно как следует размяться. Вот, например, звери каждое утро делают зарядку, чтобы стать сильными, красивыми, смелыми и ловкими? - Хотите сделать такую же зарядку?
Физкультминутка «Звери делают зарядку» Звери делают зарядку (Ходьба на месте, руки на поясе.) Кто в припрыжку, (Прыжок вверх.) Кто в присядку, (Присесть, руки вперед.) Кто-то плечи поднимает, (Поднять плечи, руки свободно опущены.) Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.) Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.) Вправо мах и влево мах, (Маховые движения руками вправо-влево.) Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.) Присед, (Присесть.) Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.) Всем спортсменам Шлём поклон (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Строим теремок» (продолжение).
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения способа сравнения по толщине приложением;
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком положить неотточенные карандаши одинаковой длины, но разного диаметра. Карандашей одного диаметра должно быть 3, карандашей, которые имеют другой диаметр – 1.
Воспитатель: - Для того, чтобы начать строительство нужно подобрать 3 бревна одинаковой толщины. (Дети отсчитывают 3 карандаша.)
Воспитатель: - Одинаковая ли толщина у брёвен? (Если дети выбрали карандаши правильно, то главный строитель - волк – сомневается, одинаковой ли толщины брёвна заготовлены.)
Воспитатель: - Как показать волку, что брёвна действительно одинаковой толщины?
Дети предлагают варианты, но поскольку способа сравнения по толщине они ещё не знают, то у них возникает затруднение.
Воспитатель: - Смогли вы помочь волку? (Нет.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем способа сравнения по толщине.)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Строим теремок» (окончание).
Дидактические задачи:
1. Формировать представление о сравнении предметов по толщине способом приложения, закрепить умение сравнивать по длине;
2. Формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель: - Что нам надо сделать ребята? (Узнать, как сравнить брёвна по толщине.) - Попробуйте сами догадаться!
Необходимо выслушать все версии детей, создать доброжелательную атмосферу. Очень важно хвалить и поддерживать детей, пытаться вовлечь молчунов.
Если никто из детей не догадался, как правильно сравнивать предметы по толщине, необходимо задать вопрос: - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)
Воспитатель: - Для того чтобы сравнить предметы по толщине, надо приложить торец одного предмета к торцу другого (показать).
Воспитатель: - Ребята, волк просит нарисовать картинку, на которую он будет смотреть, когда ему будет нужно сравнить предметы по толщине. (Поместить на доску схему.)
- Где находится толстое (тонкое) бревно? (Наверху (внизу).) - Выберите 3 бревна одинаковой толщины. - Одинаковой ли длины брёвна вы заготовили?
Дети кладут карандаши рядом и выравнивают края и делают вывод, что брёвна имеют одинаковую длину.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Танцы в лесу» - музыкальная пауза.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
5.2 Игра «Лавочки».
Дидактические задачи: закрепить умение сравнивать по толщине приложением, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь.
Дети садятся за столы, на которых находятся 4 цилиндра. Высота всех цилиндров одинаковая. У цилиндров попарно одинаковая толщина.
Воспитатель: - Звери решили построить возле теремка две лавочки. Посмотрите, вот такие.
- Лавочка для медведя, волка и лисы должна быть на толстых ножках, а ножки другой лавочки должны быть тоньше. - Для кого же надо сделать вторую лавочку? (Для мышки, лягушки, зайчика.) - Как вы думаете, почему ножки одной лавочки должны быть толще, а второй – тоньше? - Как вы будете подбирать ножки для лавочек?
Дети проговаривают способ сравнения по толщине, а затем приступают к выполнению задания.
Ребёнку, который выполнил задание дать два прямоугольника разного размера для завершения строительства лавочек.
6. Итог занятия.
Дидактические дачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Ребята, вы молодцы, что смогли помочь зверям заготовить брёвна для нового теремка и построить лавочки! - А смогли потому, что научились сравнивать предметы по толщине. - Хотите посмотреть, какой получился теремок у зверей? (На экране показать картинку с новым теремком и лавочками.)