Наталия Грезина
Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На сколько меньше? На сколько больше?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : 1. Сформировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос " На сколько одно число больше или меньше другого?" ;
2. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счётные умения ;
4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе „На сколько меньше? На сколько больше?“» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Материалы к занятию.
Демонстрационный:
1) Образец выполнения задания (карточка 4 груши и 5 яблок сравнение)
2) Образец (карточка 6 морковок и 3 огурца сравнение)
3) магнитные карточки с цифрами от 1 до 10.
Раздаточный : 1)карточки на каждого ребенка (4 груши и 5 яблок)
2) карточки на каждого ребенка (6 морковок и огурцов)
3) Простые карандаши.
4). Нарисованные на листах бумаги ящики с яблоками.
5)Нарисованные на бумаге 1 пакет с цифрой 4,1 пакет с цифрой 7.
Ход занятия
Воспитатель:- Ребята, к нам в гости пришел Буратино и просит вас помочь ему. Он собрался в гости к друзьям, решил купить угощение в магазине,а магазин закрыт на переучет?
- Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучёт?
- Знаете ли вы, что это такое?
(После ответов детей, воспитатель рассказывает, что во время переучёта в магазине пересчитывают все товары, смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завезти недостающий товар в магазин.
- Поможем работникам магазина,посмотреть какого товара в магазине больше осталось, а какого меньше и на сколько? Тогда магазин быстрее откроется и Буратино купит то,что ему нужно.
- Сможете это сделать?
Игра " Переучёт".
Дидактические задачи: 1)Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков
Дети садятся за столы.
«Сравни количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков» ,
(Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть первые два мешочка)
- Как будем сравнивать по количеству яблоки и груши?
Дети рассказывают и проделывают названные действия:
* пересчитываем груши и яблоки и проверяем, верно ли сосчитано их количество;
* проводим ниточки, соединяя между собой яблоки и груши;
* обводим яблоки, у которых нашлась пара;
* ставим знак
Воспитатель задаё т вопрос:
- На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? (На 1, так как одному яблоку не хватило пары.)
- На сколько яблок больше, чем груш (Тоже на 1.)
После обсуждения решения воспитатель выставляет образец записи, с которым дети сопоставляют свои записи.
Далее сравнивается количество морковок и огурцов и устанавливается, что :
6 больше 3 ;
количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов - на 3 меньше, чем морковок.
Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.
-Буратино хочет с вами поиграть.
Игра «Прятки с числами»
Дети у доски на которой магнитами выставлены карточки от1 до 10.
Сосчитаем хором от 1до 10и обратно.
Воспитатель прячет число дети отгадывают
Спряталось число (6)
- Назовите числа которые меньше 6( 1,2, 3,4,5)
- Где они расположены (слева от числа 6)
-Их при счете называют раньше или позже (раньше)
- Назови числа которые больше 6 (7,8,9,10)
- Где они расположены (справа от числа 6)
- их при счете называют раньше или позже (позже)
-Какое число меньше 5 или 8? Почему (число 5 меньше, потому что при счете оно следует раньше, чем число 8)
Какое число больше 6 или 2? Почему? Число 6 больше, т. к. при счете оно следует после числа 2)
А теперь опять пора на работу!
Игра " Переучёт" (продолжение).
Дети садятся за столы, на которых находятся листы (пакеты).
«Поставь знак больше ли меньше»
- Ребята, теперь работникам магазина надо сравнить количество апельсинов и слив, но пакеты, в которых они положены. закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак больше или меньше,но и определить на сколько одно число больше другого или меньше.
Детям предоставляется самостоятельность.
- Какое число больше, а какое меньше? Почему? (4)
- В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону числа 7, потому что оно больше.)
- Прочитайте запись. (4 меньше 7.)
- На сколько число 4 меньше, чем 7? (Дети затрудняются ответить.)
- А как же мы можем этому научиться?
- Давайте попробуем. как вы думаете, почему вы смогли определить, на сколько груш меньше, чем яблок, а про апельсины и сливы вы этого сказать не можете? (Там был рисунок. и мы составляли пары. а здесь коробки закрыты и рисунка нет.)
- А вы сами сможете нарисовать апельсины и сливы? (Да.)
- Сколько апельсинов надо нарисовать в левом мешочке? (4.)
- Сколько слив надо нарисовать в правом мешочке? (7.)
Дети рисуют круги и овалы в своих листах.
- Как теперь узнать, на сколько 4 меньше 7? (Провести ниточки и узнать, сколько слив осталось без пары.)
Дети соединяют 4 круга - апельсина и 4 овала - сливы, обводят 4 сливы и узнают. что без пары осталось 3 сливы. Значит, 4 меньше, чем 7, на 3, и 7 больше, чем 4, тоже на 3 .
После завершения работы воспитатель выставляет образец для самопроверки. (Если требуется, воспитатель помогает исправить ошибки.)
Воспитатель делает вывод: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, можно для этих чисел составить группы предметов, затем провести ниточку и сосчитать, сколько предметов без пары
- Молодцы!
Работники магазина благодарят за помощь, теперь они откроют магазин и Буратино купит угощение.
Физкультминутка.
«Игра на сколько больше? На сколько меньше?
Воспитатель предлагает стать справа от него команде из 3 человек, а слева из 5 человек
Что нужно сделать, чтобы узнать на сколько 3 меньше7.
Дети проговаривают алгоритм сначала встать парами, сосчитать сколько человек осталось без пар
Дети одной команды встают парами с другой. 2 остаются без пары.
Игра повторяется еще раз 2 и 6
-В магазине еще есть склад, где хранятся фрукты и овощи,поможем расфасовать яблоки (работа у доски) Перед вами ящики с яблоками. В первом ящике лежат 5 яблок. А во втором должно лежать на 3 яблока больше. Как мы можем это сделать правильно? (Ответы детей.)
- Правильно, ребята. Мы должны положить во второй ящик сначала 5 яблок и добавить к ним ещё 3 яблока, ведь у нас должно лежать на 3 яблока больше, чем в первом. Таким образом, во втором ящике у нас 8 яблок.
-Все правильно сделали, молодцы.
- Ребята, где вы сегодня были? (В магазине на переучёте.)
- Кому вы помогали? (Работникам магазина.)
- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (Учились сравнивать количества овощей и фруктов.)
- Что на занятии вам больше всего понравилось?