Папки-передвижки

Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие» «Эх, лапти мои»

Ольга Климова
Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие» «Эх, лапти мои»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

на тему: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Совершенствовать знания о лаптях (их цвете, форме, величине, материале, назначении).

Задачи:

1. Формировать потребность в познании рукотворного мира;

2. Совершенствовать знания о предметах народного быта, одежде и обуви (их цвете, форме, величине, материале, назначении,

Публикация «Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие“ „Эх, лапти мои“» размещена в разделах

3. Развивать связную речь.

Словарная работа: лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Подготовительная работа: подготовка выставки русской народной одежды с. Чернуха ; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками и песнями о лаптях, предварительная беседа с Федотовым В. И. об проведении мастер – класса по изготовлении лаптей из лыка.

Планируемые результаты:

Дети проявляют познавательный интерес к особенностям одежды и обуви наших предков, традициям обувать лапти; используют в речи новые слова, с удовольствием просматривают презентацию «Эх, лапти, мои…», свободно поддерживают диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал: картинки с изображением разных видов обуви; лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, полоски бумаги для плетения.

Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД: написание конспекта по ООД, беседа с жителем с. Наумовка Федотовым Василием Ивановичем об изготовлении лаптей, изготовление макета «Русская изба» и оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); оформление презентации «Эх, лапти, мои…», запись русской народной мелодии «Барыня», «Лапти», подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т. д., изготовление альбома «Одежда и обувь с. Чернуха 19в.», подборка загадок, потешек, песенок, иллюстраций по теме.

Предварительная работа с детьми: чтение и рассматривание иллюстраций русских народных сказок «Царевна - лягушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», и сказок А. С. Пушкина «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане…»,заучивание песенок и потешек, рассматривание альбома «Обувь».

Методы и приё мы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей, просмотр мастер – класса по изготовлению лаптей);

Практические (самостоятельная творческая деятельность по конструированию из бумаги «Плетёнка»)

Содержание организационной образовательной деятельности:

(Дети входят в избу под народную песню «Валенки».)

Воспитатель (Бабушка Арина) - О чем эта песня?

Воспитатель (Бабушка Арина) - Валенки – это разновидность обуви, которую носили наши предки. Их носят и сейчас. А какую еще старинную обувь вы знаете?

Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого.)

Воспитатель (Бабушка Арина) - Положите картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы – в другой.

(Дети называют вид обуви, воспитатель раскладывает картинки по кругам Эйлера.)

Воспитатель (Бабушка Арина) - Какая обувь была самой распространенной на Руси?

Воспитатель (Бабушка Арина) - В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти

(показывает).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти : в «теплое время года» или в «холодное»? (Предположение детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой необычной обуви.

(Дети примеряют лапти.)

Воспитатель (Бабушка Арина) - Что вы почувствовали? Какие лапти? (Лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух). Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.

Воспитатель (Бабушка Арина) - А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?

Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Из чего же плени лапти?

Воспитатель (Бабушка Арина) - Отгадайте загадку.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают –

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Воспитатель (Бабушка Арина) - Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или, как говорят в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Вспомните, что такое береста? (Ответы детей).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Лапти из бересты считались праздничными.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком

(показывает образцы плетения).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом – за три дня, а зимой – за девять.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили).

Воспитатель (Бабушка Арина) - Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лес, то будешь в новой обуви щеголять.

Воспитатель (Бабушка Арина) - В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти. Это 22 февраля – «на Никифора лапти плетут».

Воспитатель (Бабушка Арина) - Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:

Ох, лапти мои, лапоточки мои!

Огороды вы пахали, Танцевать сюда попали.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживем –

Новы лапти наживем.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите еще раз на картинки, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти? (На пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой и летом.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Сегодня мы посмотрим мастер – класс по изготовлению лаптей. К нам в гости пришёл Федотов Василий Иванович, который покажет нам, как плести лапти из лыка.

Воспитатель (Бабушка Арина) - С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем! Дети играют в русскую народную игру.

Воспитатель (Бабушка Арина) - А мы попробуем сплести «лапти», но не из лыка и бересты, а из бумажных полосок.

Воспитатель (Бабушка Арина) - Чтобы они получились красивыми, возьмем цветные полоски. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя).

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие» «Эх, лапти мои»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 18:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД