Александра Козлова
Конспект ООД по обучению детей чтению в старшей группе «Грамотеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей навыков слогового чтения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умение проводить звуковой и слоговой анализ слов;
- формировать у детей умение читать слова по слогам.
Развивающие:
- развивать устную связную речь детей и понимать смысл прочитанного текста;
- развивать умение понимать и объяснять смысл загадок;
Публикация «Конспект ООД по обучению детей чтению в старшей группе „Грамотеи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- расширять лексикон детей новыми словами в области обучения грамоте;
- развивать память, внимание и понятийное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, умение оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Материал к занятию: набор мелких раздаточных букв, домики (синий и зелёный, схемы слова «буквы» (демонстрационная и раздаточные, тексты коротких предложений, карточки с частями слов, обозначающими имена, фишки-заместители звуков (крупные и раздаточные, медали «Грамотей», сладкие медали.
Предварительная работа: прохождение в течение учебного года дополнительной общеобразовательной программы, направленной на раннее обучение детей чтению для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? (позитивное, хорошее, нормальное, грустное и т. д)
- Передайте мне ваше хорошее настроение! (Воспитатель протягивает обе руки детям, а дети в ответ протягивают свои ладоши и с улыбкой передают воздушное настроение).
А какой сегодня день? (называют время года, месяц, день недели и число)
- Кто скажет мне, а какая сегодня погода (солнечная, сухая, пасмурная, снежная и т. д.).
2. Вводная часть:
- Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки на разные темы. Сегодня я загадаю вам интересную загадку. Послушайте её.
На страницах букваря
Тридцать три богатыря,
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)
- А кто такие «тридцать три богатыря» в загадке? (Буквы) А почему их называют мудрецами?
- А вы знаете буквы? Значит вы кто? (Грамотеи)
3. Основная часть:
(Стук в дверь, входит Фиксик, он очень грустный и расстроенный.)
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, Фиксик, что случилось? Почему ты такой расстроенный?
(Фиксик рассказывает о том, что он ходит в школу в нашем городе вместе со своим другом, который получает пятёрки, а ему учиться трудно, так как он не умеет проводить звуковой анализ слов и читать. Вот и сегодня учитель дал много заданий, которые он не сможет грамотно выполнить.)
- Ребята, поможем Фиксику выполнить задания учителя? Но сначала давайте поиграем в игру! Фиксик поиграй вместе с нами!
Игра с мячом «Назови пару»
1. Воспитатель называет твёрдый звук, бросает мяч ребёнку, который должен назвать мягкий звук. ([д] – [д’])
2. Воспитатель называет открытый слог, который произносится твёрдо, а ребёнок произносит слог мягко. (ла - ля)
- Ребята, давайте посмотрим, что же задал учитель Фиксику и поможем ему выполнить задание!
Задание 1. Звуковой анализ слова «буквы».
- Сколько слогов в слове «коньки»? (два)
- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько звуков в слове «коньки»? (Пять)
Один ребёнок проводит звуковой анализ слова у интерактивной доски с объяснениями, остальные дети выполняют задание самостоятельно на своих местах.
Задание 2. Засели домики гласными буквами.
- А какого цвета у нас домики? (синий и зелёный)
Дети выполняют задание на своих местах, один из них у доски.
- Ребята, почему буквы: «а», «у», «о», «ы», «э» вы поселили в синий домик? А буквы: «я», «ю», «ё», «и», «е» в зелёный домик?
Игра «Что изменилось?»
(Воспитатель и дети меняют местами буквы в домиках, дети исправляют ошибки и объясняют их).
Задание 3. Игра «Закончи слово». Составить слова-имена детей из частей и прочитать их.
Детям раздаются карточки с первой частью слова-имени, их задача найти вторую часть, сложить слово и прочитать его.
-Нас - тя
-Ки -ра
-Ярос -лав
-Сте -ша
-Ва - ня
-Ли -за
-Гри -ша
-Ребята, скажите, а почему ваши слова написаны с большой буквы?
Задание 4. Прочитай предложение и скажи, о чём оно.
-О ком или о чём говорится в предложении?
-Первое слово в предложении написано с какой буквы?
-А в конце предложения что стоит?
Игра «Живое предложение»
Воспитатель называет предложение, дети определяют количество слов, называют 1, 2, 3, 4 слова. Далее воспитатель определяет кто каким словом будет, остальные дети читают.
«Дети в садике дружно играют»
«Зимой идет сильный снегопад».
Задание 5. Составьте совместно предложение из слов: «Мы любим ходить в детский сад».
- Сколько слов в этом предложении? (Пять)
- Назовите первое, второе, третье, четвёртое и пятое слово.
- Дети все вместе составляют предложение из отдельных слов на полу и читают его.
- Молодцы, ребята, вы правильно и грамотно составили предложение!
- Ребята, значит вы кто? (Грамотеи)
-А ещё кто вы? (Друзья)
4. Итог занятия:
- Ребята, сегодня я хочу вас похвалить и наградить почетными наклейками, за то, что вы научились читать.
- Прочитайте, как называется наклейка? (Грамотей)
- Воспитатель вручает наклейку каждому ребёнку.
-Ребята, а кому ещё сегодня мы с вами помогали (Фиксику)
-Какие задания мы выполняли вместе с ним? (Перечисляют задания)
Фиксик благодарит детей за помощ.