Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)

Татьяна Ефименко
Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с историей родного края

в области «Познание»

(старший дошкольный возраст)

Тема: «Село Полянки – Родина А. Ф. Лихачева -коллекционера, ученого, нумизмата»

МБДОУ «Детский сад «Волжаночка» с. Полянки» Спасского муниципального района Республики Татарстан

Воспитатель: Т. Г. Ефименко

Интеграция образовательных областей :

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области „Познание“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Образовательная область «Познание» :

Знакомство детей с событиями прошлого, с жизнью людей, историческими памятниками своего родного села. Познакомить с жизнью и деятельностью А. Ф. Лихачева – коллекционера, археолога и нумизмата, который родился в селе Полянки.

Совершенствование понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом, определение местонахождения предмета и обозначение его в речи.

Закрепление умения устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом. Развитие внимания.

Образовательная область «Коммуникация» :

Развитие умения вести диалог.

Обогащение речи детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Закрепление правильного произнесения звуков. Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.

Образовательная область «Социализация» :

Создание условий для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности:любви к родному краю, к своему селу.

Образовательная область «Художественное творчество» :

Совершенствование умения передавать в рисунке красоту родной природы, исторического памятника села - церкви.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

Продолжение знакомства со стихами о Родине. Вырабатывать отношение к книге как к источнику знаний. Вызывать желание бережно относиться к книге.

Материал к занятию:

Компьютерная презентация. Книга «Казанский антиквариум» Г. Назипова,С. Измайлова Альбомные листы бумаги и акварельные краски для каждого ребенка.

Ход:

I. Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно! Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Дети, в библиотеке я нашла очень интересную книгу, которая называется «Казанский антиквариум». В ней рассказывается о коллекционере, археологе А. Ф. Лихачеве, который начал собрать свою уникальную большую коллекцию живя в нашем селе Полянки. Дворянский род Лихачевых ведет свою историю в России с XV века (слайд 1). В наследство им переходил древний родовой герб, где за доблести и заслуги были начертаны золотые воинские трубы, охотничий рог с зубом вепря, золотые ключи и сверло (слайд 2)

Андрей Федорович Лихачев(1832-1890) родился в нашем селе Полянки-Никольское Спасского уезда Казанской губернии. (слайд 3) Здесь прошло его детство и юношеские годы. Он стал пятым ребенком в семье, когда умер отец, ему было всего три года. Лихачевская усадьба находилась в центре села, которое располагалось на небольшой возвышенности, недалеко от Волги и речки Утки (слайд 4). Само место было необыкновенно живописным, и не случайно Полянки входили в число замечательных волжских селений. Впрочем, и сейчас Полянки одно из красивейших сел Спасского района: летом утопает в зелени, а с крутого берега открывается чудный вид на Волгу. В двадцати километрах от него находилась (и сейчас сохранилась и восстанавливается) средневековая достопримечательность – развалины древнего города Болгар.

Украшением села была каменная церковь, выстроенная прапрадедом Л. И. Лихачевым. по обе стороны от нее тянулись длинной улицей крестьянские дома (слайд 5). Кроме земледелия, в имении занимались коневодством – на конном заводе, устроенном еще С. А. Лихачевым, выращивались породистые лошади. Доход имению приносило содержание крупного рогатого скота. Молоко и мясо шли на обеспечение большой помещичьей семьи и дворни и на продажу. В имении был разбит обширный сад, где росли яблоневые и вишневые деревья, красная и черная смородина, крыжовник. Была у Лихачевых своя оранжерея, в которой выращивались виноград и лимоны, персики и сливы, и теплицы, где росли «камышинские арбузы и дыни-дубовки и ананасовые» доход регулярно пополнялся рыбной ловлей.

Дом, в котором родился А. Ф. Лихачев, был двухэтажный деревянный. Перед ним симметрично располагались каменные флигели и хозяйственные постройки. С левой стороны находился сад, разделенный оврагом на две части и соединяющийся красивым мостиком с беседкой. Справа располагался огороженный участок леса, где находился зверинец, устроенный еще при жизни отца-Федора Семеновича Лихачева. Детство прошло в обстановке «необыкновенного уважения к науке» и любви к искусству – в окружении старинных книг, фарфора, оружия и картин. Заботясь о будущем своих детей, мама-Глафира Ивановна -нанимала нянек и гувернеров, когда дети подросли – домашних учителей. Как и во многих других дворянских семьях, детей готовили к государственной службе. Основательное домашнее образование давало возможность Лихачевым без особых проблем продолжать обучение в высших учебных заведениях. Попрощавшись с родными Полянками, дети разъехались. Судьба каждого из них сложилась по-своему, но они всегда любили возвращаться в родное имение. в 1848 году Андрей Лихачев поступает в Казанский университет. Он из всех детей отличался прилежностью в учебе, любовью к истории и литературе. еще в раннем возрасте он начал писать стихи, делал переводы с иностранных сочинений и продолжил литературные знания в университете. После окончания университета А. Ф. Лихачев был принят на службу в канцелярию казанского губернатора, но через пять лет, в 1858 году, в чине отставного коллежского секретаря вышел в отставку и больше никогда не служил. Он жил в Казани в собственном доме (слайд 6, лиш изредка выезжая к брату в родные Полянки или в имение Березовка, доставшееся ему по наследству от матери. Женился Андрей Федорович уже после смерти матери лишь в 1876 году, у них родились 6 детей (слайд 7).

В 1869 году в Полянках закончилось строительство нового дома. Во второй половине XIX века в Полянках росло уже новое поколение Лихачевых.

Во время лихолетья войн и революций усадьбу постигла та же участь, что и другие дворянские усадьбы. Она была разорена, владельцы выселены из родного дома. В помещечьем доме были открыты столярная мастерская и школа колхозной молодежи.

Лихачевы предпринимали попытки сохранить коллекции, еще хранившиеся в полянской усадьбе. В 1920 году, покидая родные места, Иван Петрович Лихачев привез в Казань более двух десятков картин и четыре китайские вазы.

В Полянках от самой усадьбы не осталось и следа. Уже давно нет ни озера, ни усадебного сада, и даже фундамента господского дома, но до сих пор мы – жители – используем в разговоре такие названия, как Барская роща и Барское озеро. Барской горой называем обрывистый берег реки, где ранее располагалась усадьба. Сохранилось единственное архитектурное сооружение, связанное с Лихачевским родом, - Никольская церковь

(слайд 8). В 2001 году, стараниями настоятеля церкви отца Евгения, храм стал возрождаться (слайд 9). И сейчас он является не только украшением нашего села, как и раньше, но и российским историческим памятником.

Как уже отмечалось, Андрей Федорович Лихачев был потомственным коллекционером. Близость уникального исторического памятника – «Волжских Помпей» - и самостоятельное знакомство с древними находками подкрепили жизненный выбор будущего коллекционера. Археологический раздел лихачевской коллекции состоял из булгарских древностей, найденных преимущественно в окрестностях Булгара и Билярска, а также медных и бронзовых находок из Спасского и Чистопольского уездов (слайд 10). Начало было положено с доставшихся от отца и деда старинных предметов : картин, старинного оружия, чубуков и трубок. Самой крупной по общей численности была нумизматическая коллекция, которая доходила до 25 тысяч единиц. Первые монеты были также найдены в окрестностях Болгарского городища (слайд 11).

Одна из наиболее ярких составных частей обширного собрания А. Ф. Лихачева – художественная коллекция. Посмотрите на декоративный столик со столешницей, украшенной вышивкой из бисера. Работа выполнена А. Ф. Лихачевым г. Казань. Середина XIX века (слайд 12). Формирование коллекции началось с нескольких фамильных художественных полотен, которые он привез в свой собственный дом в Казани из Полянок. Существуют еще небольшие античная, египетская коллекции, коллекция графики. Обширная комплексная коллекция заложила основу для открытия Казанского городского музея. В 1964 году произошло разделение коллекции А. Ф. Лихачева. и по сегодняшний день предметы лихачевской коллекции находятся в разных музеях, а в этих музеях – в разных секторах хранения.

И все же не смотря на разделение и распыление коллекции А. Ф. Лихачева, она тем не менее в своей основе сбережена для потомков и, находясь в государственных хранилищах, является частью Музейного фонда России.

II. Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух (Махи руками.)

Беседа с детьми по усвоению материала.

III. Продуктивная деятельность детей : рисование красками на тему «Мой любимый край»

IV. Анализ занятия

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с историей и символикой родного края во второй младшей группе «Сказание о черкесском флаге» Конспект занятия по ознакомлению с историей и символикой родного края во второй младшей группе «Сказание о черкесском флаге» Цель: познакомить.

Конспект ИОС «Что такое воздух?» (старший дошкольный возраст) Тема ИОС: «Что такое воздух?» (старший дошкольный возраст). Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края Воспитание и обучение дошкольников на основе краеведческого материала - устоявшаяся традиция всей системы дошкольного образования. В настоящее.

Конспект НОД «Россия — Родина моя» (старший дошкольный возраст) КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» Афанасова Людмила.

Конспект НОД «Старание и терпение» старший дошкольный возраст (6–7 лет) Конспект НОД по духовно-нравственному развитию Тема: «Старание и терпение» Старший дошкольный возраст (6-7лет) группа №9 Воспитатель: Шарова.

Конспект занятия «Снеговик». Старший дошкольный возраст Конспект занятия. Тема: «Зима» Тема:«Снеговик», художественно-эстетическое развитие, экспериментальная деятельность. Цель: закрепить приёмы:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Видеоотчет о НОД по ознакомлению с миром природы «Вода-волшебница» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: Обучающие задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета; текучая; растворитель). -Познакомить.

ООД по развитию речи для детей с ТНР «Беседа о русских богатырях» (старший дошкольный возраст) ООД по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Логопедическая группа детей с ТНР Тема: Беседа о русских богатырях Программное содержание:.

Конспект занятия «Мы все разные, но мы все равны» (старший дошкольный возраст) Введение Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 11:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД