Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что осень нам приносит?» для детей старшей группы 5–6 лет

Юлия Ломакина
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что осень нам приносит?» для детей старшей группы 5–6 лет

Цель: систематизировать знания детей в области сезонных изменений в природе, происходящих в осенний период.

Задачи:

Обучающие задачи в области

познания – закрепление знания примет осеннего периода в природе, о изменениях в жизни людей (работы по сбору урожая, одежда, животных (линька, изменение окраски, впадение в спячку) и птиц (знания о перелетных, зимующих птицах, закрепление названий грибов, ягод, деревьев;

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Что осень нам приносит?“ для детей старшей группы 5–6 лет» размещена в разделах

художественно-эстетического развития – знакомство с картинами русских художников (Шишкиным, Левитаном, Серовым, музыкой П. И. Чайковского (музыкальный цикл «Времена года», учить воспринимать предметы живописи в союзе с музыкальными произведениями, продолжать учить работе с ножницами, кистью и красками;

речевого развития - учить описывать свои ощущения от восприятия предмета искусства (живописи, музыки, развивать образную речь путем осмысления прочитанных стихотворений и отрывков из художественной литературы;

физического развития - учить снимать напряжение посредством физических упражнений в виде физкультминуток и пальчиковых гимнастик.

Воспитательные задачи:

-учить взаимоуважению, работе в команде;

- бережному отношению к природе;

- умению аккуратно работать за столом, контролировать свою осанку, навыки правильного выполнения гимнастических упражнений.

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте дети! Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Давайте его вместе прочитаем? Читает письмо:

«Здравствуйте, дети! Я – Дед Природовед. Я приготовил Вам подарок. Приглашаю Вас отправиться в путешествие. Если вы покажете, какие вы умные, внимательные и вежливые, то в конце получите награду - шоколадные медали. Дети, я хочу Вам напомнить, что сейчас за окном у нас стоит замечательная пора- время года, которое называется. А чтобы ответить, отгадайте загадку:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает-

Когда это бывает? (Осенью)

Если отгадали – тогда в путь!»

Воспитатель: - Интересно! Всем хочется порадовать Деда и получить угощение? (Да) Тогда начнем. А я постараюсь придумать много разных вопросов об осени. Вы же активно участвуйте, отвечайте, только никто никого не перебивает. Итак, начинаем путешествие. Кто знает названия осенних месяцев?

Дети: - Сентябрь, октябрь и ноябрь.

Воспитатель: - Пройдем все вместе к календарю природы, проверим. Правильно! А кто может прочитать стихотворение об осенних месяцах?

Все знаете? Ну, тогда вместе прочитаем.

Дети: - Сентябрь- лето проводил,

Листья все позолотил,

Октябрь - листья обронил,

Ноябрь - зиму встретил.

Воспитатель: - Какое время года наступает после осени? (Зима) А зимние месяцы помним? Три белых коня (Декабрь, январь и февраль). А какому времени года на смену приходит осень, что предшествует осени? (Лето)

Кто из вас помнит, какой праздник отмечают в первый осенний день- 1 Сентября! Может кто-нибудь вспомнит стихотворение на эту тему?

Дети: - Это праздник День знаний, когда начинается новый учебный год.

Воспитатель: - Начинается осень 1 сентября - Днем знаний, когда все школьники начинают новый учебный год.

Сентябрь- это начало осени, а есть еще середина осени – ее еще называют «осень золотая», как правило, она бывает в октябре. В ноябре же наступает поздняя осень, природа замирает, готовится к зиме, может пойти первый снег. А теперь пройдем все вместе к экрану. Отправимся с вами в осенний лес. Как нужно ходить по лесу? (Тихо, не шуметь, чтобы не спугнуть лесных жителей.)

Начало презентации.

Обратите внимание как художники и композиторы изображали осень в своих произведениях Слайд 1.

Вы видите картину Левитана «Пейзаж с озером». Лето закончилось.

Закончились работы в полях, убран хлеб. Зеленая трава сохнет, начинает желтеть. Это время сбора урожая, и еще это было время охоты. Слайд 2.

Эта картина художника Левитана «Деревня за рекой». Но еще можно встретить цветы, на деревьях зеленые листья.

Послушайте, пожалуйста, произведение русского композитора П. И. Чайковского из «Цикла времена года», которое называется «Сентябрь». Что вам слышится в этой музыке?

Прослушивание музыкального

произведения.

(Можно представить топот коней, дуновение ветра, шум от колыхания травы)

А теперь звучит музыка, которая так и называется «Октябрь». Время «золотой осени», ее середина. Что вам слышится в этой музыке?

Прослушивание музыкального

произведения

(Можно представить расписной лес, шорох листвы, моросящий дождик). Больше всего стихотворений посвящено именно этой осенней поре. Кто-нибудь может вспомнить отрывок из стихотворения? («Поспевает брусника…», «Лес, точно терем расписной…», «Унылая пора…»)

Отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Словарик:

Унылая пора – грустное время.

Очей очарованье – красота, от которой не отвести глаз.

Увяданье – время, когда вянут листья, цветы, трава.

Багрец – ярко- красная шелковая ткань.

Сени – коридор, в избе, где хранили сено.

Мгла – туман.

Физкультминутка.

Воспитатель: - Дети, давайте представим, что мы с вами осенние листья…

Входит осень в лес дремучий, (Шаги)

Машет желтой кистью. (Руки вверх, махи руками)

Ветерок сгребает в кучи (Наклон вперед, загребаем руками)

Золотые листья,

И они, забывши ветви, (Кружимся)

Кружат по поляне.

Осень встала на опушке

В желтом сарафане. (Остановиться, махнуть перед собой руками и развести)

Воспитатель: - А теперь присаживайтесь на ковер и послушайте, как об осени красиво рассказал Георгий Скребицкий (воспитатель зачитывает отрывок из рассказа по книге «Четыре художника»)

Вопросы к тексту:

Как украсила осень березы и клены?

С чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Как писатель говорит о дубе?

В какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Скажите об этом по-другому, своими словами.

Какие деревья осень не смогла разукрасить?

Слайд 6, 7, 8

Кто нам прочитает стихотворение о поздней осени? (Нивы сжаты.) С. А. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Словарик:

Долины - ровное пространство между горами или вдоль реки.

Сжатые нивы- поля, на которых собрали урожай.

Взрытая дорога – дорога без асфальта, изрытая колесами машин и телег.

Вопросы к тексту: Слайд 9

Чего недолго осталось ждать? (Зимы). Какая осень описана в этом стихотворении? (В этом стихотворении описана поздняя осень)

Воспитатель: - Посмотрите на картину поздней осени. Послушаем музыку.

Звучит «Ноябрь» П. И. Чайковского Прослушивание музыкального

произведения.

Сюрпризный момент.

Воспитатель разбрасывает листья на ковре.

Воспитатель: - А еще, ребята осенью часто дует холодный ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, и даже залетел к нам в группу и занес несколько осенних листочков и разбросал их. Помогите, пожалуйста, мне их собрать. Поднимите по два листочка.

Воспитатель: - Ребята, давайте немного отдохнем и покружимся с нашими листочками.

Физкультминутка “Осенний букет” :

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки) .

Листья берёзы, листья рябины, (Воспитатель показывает на листья)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём (Наклоны вперед поочерёдно)

В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки) .

Воспитатель: - А теперь посмотрите внимательно на листочки. Кому из вас с какого дерева достался листочек? (загадки про деревья)Расскажите, что на них нарисовано. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках, загадки о деревьях, ягодах, грибах, птицах перелетных и зимующих)

Каждый ребенок проговаривает, что у него изображено на листочках.

- Ребята, мы сейчас все листья соединим на магнитной доске, и у нас получится большой рассказ об осени.

Наступила осень. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует холодный ветер. Красные, желтые листья опадают с деревьев. Часто идет мелкий и затяжной дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. (Каких мы знаем перелетных и зимующих птиц) Животные делают запасы на зиму.

Как меняется к зиме мех? Ложатся ли в спячку? Где домики у лисы (белки, волка, медведя) Слайд 12

В лесу наступает пора сбора грибов (загадки про грибы). Люди собирают урожай, делают запасы на зиму. Варят варенье из малины - малиновое, из ежевики – ежевичное (загадки про ягоды).

Дидактическое упражнение «Подбирай, называй, запоминай» :

Воспитатель: - Назовите мне как можно слов-определений и слов- действий.

Небо осенью (какое) - хмурое, серок, унылое.

Дождь осенью (какой) - …

Листья осенью (какие) - …

Осенью листья (что делают) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает) - …

Осенью птицы (что делают) - …

Осенью фермеры (что делают) - …

Игра «Да» и «нет».

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

- Вот наше занятие и подошло к концу. Скажите, ребята,

о каком времени года мы говорили на занятии?

Мы с вами на прошлом занятии расписали красивые

дубовые листья. Листья подсохли от краски, и мы можем по-осеннему

нарядить наш сказочный дуб. А еще я вам предлагаю сделать желуди.

Проходите к столам. Попробуем вместе из киндер- сюрпризов и пластилина сделать желуди. Работа за столами.

Воспитатель: - А теперь развесим наши поделки. Вы мне поможете? (Да) Какой же нарядный, по-настоящему осенний наш дуб получился. Ой! Посмотрите, а что это лежит в сундучке? Кажется это подарки для вас от Деда Лесоведа.

Угощайтесь, вы сегодня очень постарались, и Дедушка вас угостил, как и обещал.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы Тема: «Рассказ о лисе». Цель:Расширение представлений о жизни лисы. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с образом жизни лисы. 2. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: "Лаборатория зеленого листа". Цель: расширить знания детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи для детей старшей группы с ЗПР с использованием ИКТ Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи для детей старшей группы с ЗПР с использованием ИКТ Лексическая тема «Зимующие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лучшая профессия» для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательной деятельности детей через игру. Задачи: формировать у детей представления о труде людей разных профессий, закрепить.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «В лес за ягодами» для детей младшей группы Конспект игрового сеанса в познавательной области. Ознакомление с окружающим. Воспитатель:Мельничек С. В. 25 марта 2015г. Тема: «В лес за.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Волшебный лес» Программное содержание: 1. Развивать звуко-высотный слух. 2. Формировать навыки связной речи. 3. Учить передавать настроение через цветовую.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы «Осень» Тема: «Осень» Цель: Уточнение основных признаков осени. Задачи: 1. Расширять у детей знания и представления о признаках осени. 2. Активизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень золотая» План-конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Осень золотая» Направление: • Познавательное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Лоскутная сказка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Лоскутная сказка» Задачи: 1. Уточнить представления детей о некоторых свойствах и качествах.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Дикие животные» Тема: «Дикие животные». Программное содержание: 1. Обобщить и закрепить знания детей о лесе как сообществе растений. Упражнять в различении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что осень нам приносит?» для детей старшей группы 5–6 лет
Опубликовано: 24 июля 2015 в 09:05
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД