Получи документы

Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром «Путешествие в прошлое счётных устройств» в подготовительной группе

Ирина Титова
Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром «Путешествие в прошлое счётных устройств» в подготовительной группе

Цель: формирование элементарных представлений детей об исследователь-ской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облег-чения труда человека) .

Задачи:- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на име-ющий опыт дошкольников)

- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

- активизировать познавательную деятельность детей

- воспитывать любознательность

Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром „Путешествие в прошлое счётных устройств“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера».

Ход занятия

Организационный момент. В:- Ребята, вы были когда- нибудь в музее?

- А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т. д.)

- А хотите сегодня побывать в музее?

- Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства : машины, приборы.

-Ребята, вы умеете считать?

-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10 ?

-Давайте посчитаем до 20.

- Ну что получилось? (Нет)

-Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.

-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

-Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные пред-меты, на которых люди считали в древности. -Вспомним правила поведения в музее. Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое.

-Давайте возьмем первый экспонат.

-Что это такое? (рука и нога человека)

-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

-Да, они были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала испо-льзовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда испо-льзовали и пальцы ног.

-Давайте попробуем посчитать используя пальцевый счёт.

-Удобно считать? Почему?

-Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30. Итак, пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках.. Затем всё менялось и человек изобрёл новое счёт. устройство. А вот какое мы сейчас увидим.

-Это узелковые счёты. Посмотрите, как они выглядят? Д: Это веревочка, на которой завязаны узелки.

В: Как пользовались этими счетами? Д: Завязывали узелки.

В: Да, ребята, так они считали. Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.

-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)

-Какой он по порядку? (второй)

-Значит, сколько узелков нужно завязать? (два)

-Молодцы, правильно завязали.

Люди стали использовать каменные палочки, узелки. Но вскоре появился спе-циальный прибор-абак. «Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это деревянная счётная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т. д.

В: -Но выкладывать горошины было долго и неудобно. -Абак был усовер-шенствован и на свет появились другие счётные устройства :

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

-Рассмотрите их внимательно.

-Как устроены счёты?

Д: Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на про-волоку.

В: На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом (что откладывали) Десятки, на третьем- сотни и т. д. - Скажите, а сейчас поль-зуются такими счетами?

Д: -Иногда пользуются в магазине, чтобы посчитать стоимость покупки.

В:- Вы хотите посчитать на таких счетах?Тогда смотрите внимательно как я буду это делать (работа о счетами воспитателя). Слушайте задачку: -На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?-Витя, повтори условие задачи.

-Лиза, повтори вопрос задачи.

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Д: Нужно её решить.

В: Решите задачу, используя арифметическое действие. (Дети работают)

В: Расскажи, как ты решил задачу, Влад? Д: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)

- На озере осталось плавать восемь уток. В: -Молодцы. Отмечу решение на счетах. Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый (калькулятор)Первые калькуляторы работали сначала от розетки, затем от батареек. Давайте подойдем и рассмотрим его.

В:. Как он выглядет, что у него есть? Д: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =

В: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = -и + эти знаки вы знаете; а с : х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло. –Лиза, что это? повторите- цифровое табло.

-Давайте с помощью калькулятора решим несколько примеров 4+5=9,15-7=8 и т. д.

В: -Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не про-пускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети? Давайте немного отдохнем и узнаем из загадки о последнем счетном устр-ве.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- А теперь отгадываем загадку и даем название последнему счетному устрой-ству :

«Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать».(компьютер)

В:-Первый компьютер изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но пос-троить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат.

Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для час-тного, домашнего использования. В: -Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук. - Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?

Д: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.

В: Для чего придумали детский компьютер?

Д: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.

В: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?

Д: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписы-ваться, искать информацию, учиться, работать.

В:- Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры упра-вляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.

В: -Чем компьютер отличается от калькулятора? Д: -На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть. -Сейчас мы вспомним,какие части есть у компьютера. (ответы детей)

В:_да,верно Вы назвали части КП (Современные компьютеры состоят из си-стемного блока и внешних устройств : монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики).

В:-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).

В:-А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, карманные ко-мпьютеры, ноутбук, планшет).

-Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует,друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,С ним просто весело всегда.

Рефлексия.

В:- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

- Какие счетные устройства вы еще запомнили?- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

- Назовите самое современное счетное устройство.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению с окружающим миром с презентацией «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа)Фотоотчёт о занятии по ознакомлению с окружающим миром с презентацией «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа) С целью знакомства детей с рукотворным миром человека и формированию понятия о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по истории счётных устройств»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по истории счётных устройств» История счётных устройств увлекательна, Как много информации занимательной! Мы с ребятами-дошколятами, Сочинили проект познавательный.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром «Путешествие в прошлое счётных устройств» в подготовительной группе
Опубликовано: 4 мая 2021 в 17:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД