Конспект ОД по познавательному развитию (краеведение) «Масленица годовая-наша гостьюшка дорогая!»

Наталья Лесникова
Конспект ОД по познавательному развитию (краеведение) «Масленица годовая-наша гостьюшка дорогая!»

Дошкольные группы

МБОУ СОШ с. Большая Поляна

(старшая группа)

Разработала:

Воспитатель

первой квалификационной

категории

Н. С. Лесникова

с. Большая Поляна, 2015г.

Цели:

1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.

2. Углублять интерес к культуре своего народа.

Задачи:

1. Побуждать детей к общению в процессе проигрывания хороводных и русских народных игр, потешек, частушек, закличек, поговорок о Масленице.

2.Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: лакомка, мечи. Закрепить последовательность дней недели.

3. Воспитывать у детей умение играть в коллективе, получать удовольствие от игр, умение радоваться победам своих товарищей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.

Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, чучело Масленицы.

Ход ОД.

Воспитатель в русском костюме заходит с приветствием:

Слава дому сему

Слава саду вашему

Мира, счастья вам желаю

И хозяев восхваляю!

Много лет, здоровья вам:

И большим и малышам.

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

- Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.

А что это за праздник вы знаете? (ответы детей).

- Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

- Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы на ней покататься, нам нужно её ленточками украсить. Но ленточки не простые. Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленая. Чем дружнее поработаем, тем скорее повеселимся.

Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла, поэтому символом этого праздника является СОЛНЦЕ!

- Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, когда она пряталась за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, коварным взглядом, громко хохочущей.

- Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Празднование начиналось по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы».

- В этот день устраивались катания с гор, делали куклу — Масленицу, наряжали её и возили в санях от избы к избе. Встречали ее песнями. Первыми были дети.

Под русскую народную музыку (можно включить запись песни) ввезти чучело Масленицы (все кричат):

-Встречайте! Встречайте!

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

На саночках расписных,

На кониках вороных!

Наша масленица, широка,

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

- Дети, давайте поздороваемся с Масленицей, повторяйте за мной слова.

Масленица — кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Воспитатель и дети поют в сопровождении баяна:

«Масленица»

Как на масленой недели,

Со стола блины летели,

И сыр, и творог,

Все летело под порог.

Как на масленой недели,

Из печи блины летели,

Весело было нам,

Весело было нам.

Привязываем вместе с детьми ленту к карусели.

- Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Вот и мы с вами поиграем в игру: «Яша»

Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша».

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод,напевая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки,

Для своей потешки!

В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает, закрывает глаза.Его раскручивают и поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».

Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

- Третий день — среда «Лакомка».

- С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). (Человек, который любит лакомиться)

- Понятно. Это когда человек любит что-нибудь вкусненькое. А вы любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у нашей Масленицы корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, да и за лакомство примемся.

- О русской Масленицесохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

(Человек живет так, как будто у него каждый день праздник; Всегда все хорошо жизнь сплошная радость)

- Так говорили потому, что на масленой неделе ходили друг к другу в гости, вволю угощались блинами с медом, маслом, сметаной, икрой вволю.

- Четвёртый день был самым шумным – «Разгуляй четверг», «Широкая масленица». В этот день было больше всего развлечений.

Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ, угощали блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и пропеть знакомые частушки.

Воспитатель и дети поют частушки:

1. Эй, девчонки — хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

3. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

4. Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

5. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

6. Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёк,

На единственный часок!

7. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

8. Мы кончаем петь частушки,

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

- В этот день ещё устраивали соревнования.

1. «Петушиные бои»

2. «Прыжки в мешках»

- Таким ребятки, был четвертый день. (Привязывают ленту к карусели)

- А вот пятница и суббота были днями посещения родных и близких, ходили друг к другу в гости, и, также угощались блинами и всякими вкусностями.

- И называлась Пятница — «Тёщины вечеринки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка,чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

- А Суббота называлась — «Золовкины посиделки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и угощали их.. Велись разговоры о житье – бытье. Вспоминали умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

- А в воскресенье, которое называлось — «Проводы Масленицы» или «Прощёный день».

- Ходили друг к другу мириться и просили прощения, т. к. затем наступал Великий пост.

- Говорили так: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид,все равно говорили: «Прости меня».

Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать.

Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

- Провожая Масленицу, провожали и зиму. На улице торжественно сжигали соломенную куклу, пепел развевали по ветру, чтобы быстрее пришла весна, чтобы был хороший урожай. Давайте и мы с вами вместе позовём весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко — колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

- Становись народ в хоровод, окружим почетом нашу Масленицу.

(Общая пляска вокруг чучела Масленицы)

Песня «Эх, Масленица

1. Мы Весну-красну встречаем,

В гости солнышко зовём.

Славный праздник отмечаем,

И блины с утра печём!

Припев:

Эх, Масленица, да ты красавица.

Зазвенели бубенцы,

Все танцоры — молодцы!

2. Будем с горки мы кататься,

Будем весело плясать!

Можно петь, шутить, смеяться,

В санный поезд поиграть!

3. Гости, пойте вместе с нами,

Выйдет солнышко скорей.

Да потопайте ногами,

Будет праздник веселей!

- Ну, а теперь, ребята, давайте прощаться с Масленицей.

Прощай Масленица,

Прощай красная!

Наступает пост –

Дадут нам редьки хвост,

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

(Затем Масленица уносится)

Привязываем последнюю ленту.

Воспитатель подводит итог.

— Ребята, что нового вы сегодня узнали?

— Когда его празднуют?

— Какое угощение было главным на Масленицу?

— Что же является символом Масленицы?

- Воспитатель: Молодцы! А, чтобы у наших гостей остались добрые и светлые воспоминания о нашем детском саде, мы подарим им вот такие маленькие медальки – солнышки.

- А теперь, пора прощаться, да за последнюю игру приниматься.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: - Ребята, я всех вас благодарю, вы были сегодня очень активными, внимательными и дружными. А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.

(Воспитатель и дети уходят.)

Масленица

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог

Все летело под порог

Как на масленой недели

Из печи блины летели,

Весело было нам,

Весело было нам.

Песня «Эх, Масленица

1. Мы Весну-красну встречаем,

В гости солнышко зовём.

Славный праздник отмечаем,

И блины с утра печём!

Припев:

Эх, Масленица, да ты красавица.

Зазвенели бубенцы,

Все танцоры — молодцы!

2. Будем с горки мы кататься,

Будем весело плясать!

Можно петь, шутить, смеяться,

В санный поезд поиграть!

3. Гости, пойте вместе с нами,

Выйдет солнышко скорей.

Да потопайте ногами,

Будет праздник веселей!

Воспитатель и дети поют частушки:

1. Эй, девчонки — хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

3. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

4. Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

5. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

6. Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёк,

На единственный часок!

7. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

8. Мы кончаем петь частушки,

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Наша Олимпиада» Воспитатель: Овечкина Т. В. 241-081-542 МАДОУ «Детский сад №35 компенсирующего вида» г. Печора Конспект НОД по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию «Россия — наша Родина»Конспект НОД по познавательному развитию «Россия — наша Родина» Цель. Формировать представление о России, как о родной стране. Задачи. -Образовательные задачи. -Обогащать и углублять знания детей о стране.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наша малая Родина — город Зима» Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 10» Конспект занятия по познавательному развитию в средней.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Наша Таня громко плачет» Цели и задачи: • Закреплять основные цвета, определить их по форме. • Развивать речь детей. Способствовать формированию положительных эмоции.

Конспект занятия по развитию речи и познавательному развитию в старшей группе «В заколдованном лесу» Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи и познавательному развитию "В заколдованном лесу" Программное содержание:.

Конспект занятия во 2 младшей группе «Масленица дорогая» Задачи:1 .Познакомить детей с народным праздником МАСЛЕНИЦЕЙ 2. Развивать речь детей словами Масленица, изба,заигрыш 3. Воспитывать у детей.

Проектная деятельность детей на площадке детского сада «Едет Масленица дорогая» Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического.

Развлечение для всех возрастных групп «Масленица наша широкая» /Праздник проводится на территории детского сада во время прогулки. Уличная площадка украшается плакатами и шарами. Создается имитация рыночной.

Сценарий праздника «Здравствуй, наша Масленица!» Сценарий праздника «Здравствуй наша Масленица» Цель: - ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими духовно нравственных.

Тематическое развлечение «Наша Масленица» (первая младшая группа) Тематическое развлечение «Масленица». (1 младшая группа) Ведущий. - Ребята! Сегодня у нас праздник! Мы с вами провожаем зиму и встречаем.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию (краеведение) «Масленица годовая-наша гостьюшка дорогая!»
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 16:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер класс — «Пингвин» из пластилина
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....