Лариса Божкова
Конспект ООД по познавательному развитию «Обмен и деньги» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД для детей подготовительной группы : «Обмен и деньги».
Программные задачи: Познакомить детей с понятиями «обмен», «деньги», «купюра», «номинал», «монета», рассмотреть особенности создания денег, познакомить с их разновидностями, способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Обмен и деньги“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Материал к занятию: Мультимедийная установка, презентация на тему: «Деньги в древнем мире»;изображение древних племен, изображение денежных купюр, монет (или денежные купюры) номиналом 1 рубль, 2, 5 и 10 рублей, монеты номинала 5, 10, 25 копеек;
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Деньги разных стран»,чтение пословиц и поговорок о деньгах.
Словарная работа: «деньги», «обмен», «купюра», «номинал», «монета».
Ход ООД:
Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
А хотите, мы сегодня совершим путешествие во времени? (ответы детей)
Вы знаете, что такое путешествие во времени?
Дети: Это путешествие, в котором можно вернуться назад или наоборот оказаться на несколько лет вперед во времени.
Воспитатель: - Совершенно верно. А чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в другую эпоху попади!».
(Дети открывают глаза).
Воспитатель:- Посмотрите на экран. Как вы думаете, в каком времени мы очутились?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
– Как выглядели люди в древние времена? Где они жили, во что одевались? - Как вы думаете, могли ли тогда люди тогда разговаривать? А как же они здоровались друг с другом? Покажите, как это происходило?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:— Дети, а как вы думаете, были ли деньги в те древние времена? (золото, драгоценные камни, мех, красивые украшения, необычные и редкие предметы — то, чего не было у всех и поэтому это ценилось)
Воспитатель: - Как они выглядели? (Ответы детей)
Воспитатель: — Дети, дело в том, что каждое племя занималось своим делом: одни ловили рыбу — и у них было много рыбы; другие собирали мёд — и у них было очень много мёда; третьи выращивали зерно и собирали плоды — и поэтому у них этого всегда было вдоволь.
— Подумайте, что нужно было сделать племенам, чтобы попробовать продукты других племён? (поменяться)
— Правильно, поменяться. Это называется обмен.
Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Экономические лото - «Обмен».
Правила игры. Воспитатель показывает 16 карточек с изображением мебели, одежды, продуктов питания и жилья — всё по четыре штуки. Дети разделяются на четыре группы. Карточки перемешиваются и раздаются поровну между всеми группами (по 4). Задание: каждая группа должна собрать комплект, состоящий их 4 предметов — мебель, еда, жильё, одежда. Дети производят между собой обмен.
Воспитатель:- Так люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой : рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Дети, видите как было неудобно обмениваться друг с другом без денег нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой.
Воспитатель: - Давайте, поиграем в игру «Обмен товаров».
- Мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, то вы очень хотите его у кого ни будь выменять.
-А в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную необходимую вам вещь.
Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим. (Показ слайдов)
1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.
2. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки.
4. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.
5. Затем появились деньги похожие на современные.
6. После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история
Воспитатель:- Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель:- Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: - А почему же ракушки?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель:- Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?
Дети: Нет.
Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры.
-А как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: Высказывают своё мнение.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о деньгах.
(ответы детей)
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Денег много, да разума мало.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без хозяина деньги – черепки.
Денег палата, да ума-то маловато.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).
Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент № 1 - бумага мнётся, рвется; монета нет.
Воспитатель:- Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент № 2
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3. Эксперимент № 3
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент № 4
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.
Воспитатель: Какой вывод сделаем? (ответы детей).
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
(Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Ребята я начала делать игру, которая называется «Что можно купить?», но не успела доделать. Вы мне поможете?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую. Смотрите, у меня есть игровое поле с красными и зелёными клетками. Правило: На зелёные клетки мы должны приклеить, то что можно купить, а на красные, то что не продаётся. Всё, что необходимо тут есть. Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить. А что нельзя купить. Как будем играть(1раз)
Дети: Бросать кубик.
Воспитатель: Если кубик попадет на красный квадрат, что будем делать? Придумайте действие.
Дети: Обниматься.
Воспитатель: А если кубик попадёт на зелёное поле?
Дети: Хлопать в ладоши.
Воспитатель: Замечательно. Начинаем играть.
(дети играют)
Рефлексия.
А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. А теперь нам пора возвращаться в наше время. Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
«-Время, времечко вперёд,
В наше время переход!»