Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха»

Валентина Новикова
Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха»

Казенное государственное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Восточного округа», обособленное структурное подразделение, г. Отрадный

Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ

«У нас в гостях мастер своего дела - портниха»

Разработчик: воспитатель: Новикова В. В.

2018 г

Цель: Формирование положительного отношения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста к труду.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с трудом взрослых. С профессией швеи;

- развивать представления детей об инструментах, предметах, материалах и тканях.

- воспитывать уважение у детей к труду взрослых.

-учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и погоды.

- формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду.

- воспитывать аккуратность, ответственность.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: коллекция «Виды тканей», журналы мод, портновские инструменты – мел, сантиметровая лента, портновские ножницы, лекала одежды и т. п.

Материал для практической работы: дидактическая игра «Оденься по сезону»

ТСО: электронная презентация «Профессия - швея».

Предварительная работа:

1. Создание коллекции «Виды тканей».

2. Чтение художественной литературы о труде людей, сбор пословиц о труде, загадок.

3. Беседы о профессиях родителей.

3. Дидактическая игра «Чей инструмент».

4. Сюжетно-ролевая игра “Ателье» (набор и подготовка атрибутов, игра)

5. Сбор экспонатов для выставки “Сокровищница портного” (пуговицы, виды ниток, ткани, тесьмы).

7. Уголок ряженья “Наряды наших бабушек и дедушек”

8. Экскурсия в кабинет кастелянши.

9. Словарная работа: портной, выкройка, наперсток, ткань, ателье.

Ход ОД.

Предварительно предложить детям выбрать наряды из уголка ряжения и надеть их.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Сегодня мы с ребятами решили еще разок нарядиться в одежду наших бабушек и дедушек и у нас возник вопрос «Почему же так долго могли сохраниться эти вещи?». Давайте попробуем узнать у нашей гостьи.

Воспитатель выходит за дверь, быстро «преображается» в образ Портнихи и заходит в группу.

Портниха (воспитатель):

Я – портниха. Я – портниха. Посидите, дети, тихо.

Надо выбрать вам фасон: все в шитье решает он.

Вам оборки, вам волан, вам для лета сарафан.

Вам короче, вам длинней. Я – портниха, мне видней.

Портниха подходит к детям, кому поправляет воротничок, кому “пришивает” пуговицу, застегивает молнию на кофточке.

- Везде ты видишь вещи эти, в них удобно и тепло.

И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошел, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы, просто загляденье, о чем мое стихотворение?

- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые одним словом называются

Дети: ОДЕЖДА.

Портниха: За всю историю мы, портные мастера, придумали и сшили много разной одежды на все случаи жизни. О некоторых их них я вам загадаю загадки. Попробуйте, отгадайте!

1.

Дуйся, не дуйся, через голову суйся.

Попляши день-деньской и пойдешь на покой (рубашка)

2.

На голову надеваем - уши защищаем (шапка)

3.

Я на молнии бываю,

В непогоду защищаю. (куртка)

4.

Не носят их мальчишки,

Зато девчонки как принцессы (платья)

5.

Ноги чтобы не замерзли,

Мы оденем их скорей.

Черные, белые, в полоску.

Чтобы не упали, вденем в них ремень.

В Карманы спрячем руки.

А что это? Конечно (брюки).

6.

Теплая, но не печка, пушистая, но не кот, только зимой ее носит народ (шуба)

Портниха: Молодцы, справились с этим заданием. Ребята, каждая мама, даже если и работает кем-то другим, на самом деле искусная мастерица-портниха. Мама Маши (Ф. И. О.) пришла к нам в гости, чтобы рассказать вам о том, как появилась профессия портного.

Мама Маши: Портной или по-современному швея – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом и зимой, и осенью и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и брюки, пальто и куртки. Очень-очень давно первобытные люди научились шить из шкур животных первую одежду. Самая древняя первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Прошло много-много времени и люди придумали изготавливать иглы из стали, появились льняные нитки. Эти главные инструменты использовали портные, чтобы сшивать куски кожи, меха, ткани.

Много позже появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И сегодня с помощью швейной машины можно еще и вышивать, обметывать петли, простегивать прокладку и даже пришивать пуговицы.

Портниха: Спасибо Вам, уважаемая мама (И. О. мамы, за интересный рассказ.

- В чем же состоит работа портного? Кто из вас, ребята, может ответить?

Дети отвечают.

Портниха: Сейчас это во многом зависит от того, где работает портной. Шьет ли он одежду по индивидуальному заказу, работает в ателье или на швейной фабрике.

1. Одежда по заказу клиента. Есть мастера, которые шьют только легкие платья, блузки, нарядные вечерние платья. Есть мастера, которые шьют верхнюю одежду: пальто, куртки, плащи, пиджаки, шубы.

2. Портные, занятые шитьем белья.

3. Портные, которые шьют специальную одежду (для поваров, врачей, летчиков, военных и др.)

4. Портные, которые шьют головные уборы (панамки, шляпки, фуражки, береты и др.)

Портные работают в ателье, швейных мастерских, здесь труд одного человека зависит от труда целой бригады портных, которые имеют свои обязанности, кто-то соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то утюжит готовые платья, рубашки, кто-то пришивает пуговицы и другие украшения. Но все должны своевременно и качественно выполнить свою работу, чтобы заказчик был доволен выполненной работой.

Портниха: А кто из вас, ребята, знает, а из чего шьют одежду, давайте подумаем вместе? Дети: Из ткани.

Портниха: Как вы думаете, а где можно купить ткань?

Дети отвечают.

- Да, сейчас в магазине большой выбор ткани на любой вкус. У каждой ткани свое назначение. Давайте пройдем к выставке тканей.

Дети подходят к столу, где оформлена выставка образцов тканей.

- Посмотрите, какие разные ткани. Вадим, попробуй, какая это ткань на ощупь?

(ответ ребенка).

Портниха (предварительно раздать карточки- эмблемы): Предлагаю вам, дорогие мои маленькие клиенты, выбрать себе одежду в соответствии с названием вашей маленькой команды, которая будет состоять из ребенка и мамы: команды – “Капель”, “Снежинка”, “Земляничка”, “Листопад”. Ребята, как вы думаете, почему так называются ваши команды?

Дети: По временам года. Одежда людей отличается по сезонам.

Дидактическая игра: «Одеваемся по сезону»

Портниха: Вот вам и задание – в корзинке лежат образцы тканей, а на планшетах вы видите разные картинки с изображением одежды, но вы должны взять только те, на которых изображена одежда, согласно названию вашей команды. Например, команда “Капель” собирают карточки с изображением той одежды, которую носят весной, “Листопад” - осенней одежды. И так приступайте. Каждая команда должна найти не менее 5 карточек и затем рассказать про один из предметов одежды и показать образцы ткани, из которых эту одежду можно сшить. Если дети затрудняются в выполнении задания, мамы могут прийти на помощь.

(пока ребята выполняют это задание, звучит музыка)

Портниха проверяет, как дети справились с заданием, и спрашивает название одежды, изображенной на карточках. Например:

- У тебя шуба. Как можно сказать, какая она? (Теплая, зимняя, меховая, пушистая, мягкая).

- А у тебя на картинке плащ. Как про него ты можешь сказать? (Легкий, красивый, весенний, осенний)

- У тебя платье. Какое оно? (летнее, шерстяное, легкое, шелковое, красивое, разноцветное)

Портниха: Мы с вами выяснили, что люди, которые умеют шить, называются портными. А, как вы думаете, можно ли назвать маму, бабушку или девочку, которые умеют шить, портными? А вот Катя знает стихотворение о портнихе:

Катя:

Научилась вышивать я

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

«Молодец!»- сказала мама,

«Ты у нас портниха прямо!»

Портниха: Молодцы, справились на «отлично», а теперь отдохнем с помощью:

Физминутка

Мы весёлые портные

Измеряем мы длину (наклон вперед, пальцы рук касаются пола)

Высоту (руки вверх, встали на носочки)

И ширину (руки в стороны)

Шьём, утюжим, вышиваем (показываем действия руками)

Никогда не унываем (пружинка)

Будут все красивые, (покружились)

Умные, счастливые (наклон, руки в стороны).

Портниха: Ребята, а сейчас мы с вами побеседуем том, как вы следите за чистотой вещей, которые изображены на ваших карточках. Давайте попросим и мам помочь в этом вопросе.

Можно выбрать по 1- 2 участника от каждой команды, чтобы они рассказали о правилах ухода за одеждой.

Одежду надо проветривать;

Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;

Одежду надо хранить аккуратно;

Одежда должна подходить для твоих занятий.

Ходи дома только в домашней одежде.

Портниха: Молодцы, вы хорошо усвоили все правила, но случается ….

Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.

Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре от сражений во дворе.

Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.

Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.

Мама сына баловала, утром часто одевала,

Приходила забирать – не могла его узнать!

За сынка она стыдится. Так, ребята, не годится!

Ребёнок читает стихотворение Ваня:

Как у нашей Ирки на чулочках дырки!

Почему, почему на чулках по дырке?

Потому что неохота штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке!

Почему, почему штопка на пятке?

Потому, что неохота быть неряхой Натке.

Драматизация стихотворения (мама и дочка)

Дочка: Вы, ребята, к нам не лезьте,

Я стираю с мамой вместе,

Чтобы платье чище было,

И платок белее был –

Тру я, не жалея мыла,

Тру я, не жалея сил.

Мама: Стала чистенькой панама?

Дочка: Мама, ну-ка посмотри…

Улыбается нам мама:

Мама: Сильно, доченька, не три.

Я боюсь, что после стирки,

Мне придется штопать дырки.

Портниха: Я работаю не одна, со мною всегда мои верные друзья-помощники, а вы их знаете, друзья (показывает инструменты – иголку с ниткой, швейную машину, вязальные спицы, сантиметр и наперсток).

1 ребенок (Маша С.):

Игла

Шей, иголка, не ленись, шей, иголка, не колись.

Тяни, тяни ниточку, чини-чини дырочку.

Дырочку на варежке у маленькой Варечки.

2 ребенок (Катя С.):

Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы – нежны.

Ножниц нет – не может нитка нужной сделаться длины.

3 ребенок (Юля К.):

Колесо свое верчу, звонко, весло стучу.

Достает моей сноровки, чтобы сделать все обновки.

Получайте, ребятишки, платья, кофточки, штанишки.

4 ребенок (Алиса М.):

Две стройные сестрицы в руках у мастерицы

Весь день играли в петельки….

И вот он - шарф для Петеньки (спицы)

Портниха: А моя загадка для вас про моего самого главного помощника, который бережет мои руки. Кто сможет отгадать?

Маленькая головка на пальце сидит,

Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)

Показывает детям наперсток, дает примерить, объясняет, как он помогает ей во время работы.

Рефлексия.

Портниха: Давайте починим одежду для кукол – посмотрите, где нужно – заштопайте, а где - пришейте пуговички, мы работаем в команде - ваши мамы вам помогут.

Вот и вспомнили мы с вами друзья, как нужно аккуратно носить одежду, беречь и ухаживать за ней, штопать и зашивать ее при необходимости. И если вы будите выполнять все эти правила, то ваши любимые вещи долго будут радовать вас, а когда вы станете взрослыми и даже бабушками и дедушками, то сможете на них посмотреть и примерить на своих детей и внуков.

- Скажите, все поняли как беречь и ухаживать за своей одеждой? Расскажите своим близким дома о том, что вы сегодня узнали.

Мне очень приятно, что вы внимательно слушали, понимали меня, активно работали на занятии. Всем большое спасибо, а мне пора в ателье, клиенты ждут! Всего доброго!

Воспитатель выходит из группы – «выходит» из образа, и возвращается в группу к детям.

Публикации по теме:

«Я мастер своего дела». Педагогическое эссе «Я мастер своего дела» Педагогическое эссе педагога-психолога Кондрашовой Натальи Викторовны муниципального дошкольного образовательного.

«Почему исчезают животные?» Образовательная деятельность по познавательному развитию старших дошкольников Образовательная деятельность по познавательному развитию старших дошкольников Тема: «Почему исчезают животные» Цель: формировать у детей.

«Светофор у нас в гостях». Сценарий развлечения для старших дошкольников «Светофор у нас в гостях». Сценарий развлечения для старших дошкольников. Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного.

Фрагмент интерактивного занятия по познавательному развитию старших дошкольников «В гостях у Пчелок» Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года 2016» Фрагмент интерактивного занятия по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культуройКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта. Задачи: Расширять представления детей о предметах старины,.

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Сказка позвала нас в дорогу» Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Сказка позвала нас в дорогу». Цель: формировать у детей интерес.

Конспект занимательного дела по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к волшебному дереву» Конспект по познавательному развитию в старшей группе ема: «Путешествие к волшебному дереву» Цель: Формировать у детей способности понимать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Конспект занятия по познавательному развитию. ФЦКМ. (подготовительная группа) Тема: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе. Цель: Обратить.

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников «Театр в гости нас зовёт» Тема: «Театр в гости нас зовёт" Цель: Развитие выразительности речи. Задачи: 1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» частники: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопеды, воспитатели ДОУ. ]Оборудование: ноутбук,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Профессии и труд
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 14:51
+194Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки