Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История родника»

Наталья Камзолова
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История родника»

Цель: познакомить детей с историей родника. («Лёгкий»)

Задачи:

Образовательные:

Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе.

Развивающие:

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Развивать познавательный интерес к миру природы.

Воспитательные:

Учить пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель загадывает загадки:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

2. Основная часть

-Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)

- Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

- Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.

Ребята, а в нашей местности есть родники? Назовите их.

-Да, у нас есть родник «Серебряный» или как его ещё называют «лёгкий». Как вы думаете почему?

Родник Серебряный расположен неподалеку от села Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района, в днище залесенного оврага. Склоны и днище оврага поросли дубом, ольхой клейкой, липой сердцелистной. Такой исключительной по своим качествам воды нет не только в Саратовской области, но, пожалуй, во всей России. По качеству воды его можно отнести к лучшим родникам губернии. Старое название этого родника – Лёгкий. Вода этого источника приятная на вкус, без посторонних примесей и запаха, играет и искрится на солнце.

Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

- Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

- У И. А Бунина есть стихотворение «родник».

Послушайте его:

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

- А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

Динамическая пауза: игра "Ручеек"

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, кому пара не досталась, идет к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец "ручейка", а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется.

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Родник».

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага. Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки. - Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек. - Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

По окончанию чтения сказки «Родник» воспитатель задаёт детям вопросы:

Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Как бы вы поступили на месте Артёма?

Как бы вы поступили на месте Артёма?

Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

3. Итог

- Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

Публикации по теме:

Проект экологической акции «Покормим птиц» Цель: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста; воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История родника»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 10:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. День парашюта на МААМ

Если уж самолёт падает, то лётчику крупно не повезло. И поделать с этим ничего нельзя. Так думали люди в начале ХХ века, на заре эры авиации. Но так думали не все. 38-летний энтузиаст Глеб Котельников в...

30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

Консультация для родителей «Поднять — подняли, а разбудить забыли»
С началом посещения детского сада, новый режим дня требует большого внимания и понимания к ребёнку со стороны родителей. Кроме адаптации к новым условиям, к...
Перспективный план по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников
Средняя группа группа: Программные задачи: 1. Приобщать детей к празднованию основных дат государства. 2. Формировать элементарные представления о том,...
Дидактическая игра «Чей домик?»
Представляю вашему внимаю одну из развивающих игр для детей своими руками, которую можно сделать довольно быстро и легко Игра сделана из спичечных...