Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»

Ольга Павлова
Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД

по развитию речи

в старшей логопедической группе

по лексической теме: «Насекомые»

Подготовила

воспитатель

МАДОУ №26

«Буратино»

г. Белебея

О. А. Павлова

г. Белебей-2017 год

Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые».

Закреплять и расширять представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.

Учить сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных Р. п. единственного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными два и пять).

Обогащать речь детей глаголами.

Учить детей, отвечая на вопросы, строить полные, грамматически правильные предложения.

Активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, общеречевые навыки, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Развивать навыки правильного речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формировать доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть добрыми и отзывчивыми.

Воспитывать любовь и уважение к живой природе.

Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение к взрослым и сверстникам.

Предварительная работа:

- лексико-грамматическая деятельность по теме «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение и разучивание стихов, просмотр мультипликационного фильма «Лунтик»;

- наблюдение за насекомыми во время прогулки, беседы с детьми;

- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Тараканище», В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечики», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;

- разучивание стихов: «Оса в комнате» Ж. Давитьянц, Е. Фейерабенд «Шмель», скороговорки «Оса»;

- разучивание физкультминутки «Гусеница», пальчиковой гимнастики «Пчела».

Оборудование: ноутбук, телевизор, видеоролик с обращением Лунтика о помощи, презентация, цветочки с божьими коровками на ниточках по количеству детей, аудиозапись с «голосами» насекомых.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область «Познанавательное развитие»

1. Закреплять знания детей о насекомых родного края, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи.

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Обогащать речь детей глаголами.

4. Развивать фонематический слух.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать координацию речи с движением, умение действовать в соответствии со словами текста.

2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей, мелкой моторики рук, правильного дыхания.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1. Способствовать раскрепощению воспитанников на занятии, проявлению индивидуальности и творческой фантазии.

Ход занятия.

(Дети под музыку входят в зал- песня «В гостях у сказки».)

Воспитатель. Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь со всеми. Улыбнитесь всем гостям и друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение и на душе у всех стало тепло и радостно.

Воспитатель. Ребятки, сегодня утром я получила по электронной почте видеописьмо. Давайте посмотрим ёго.

(Дети смотрят видеоролик, в котором Лунтик обращается к детям с просьбой о помощи.)

Лунтик. Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Злой волшебник превратил всех моих друзей в разные цветочки и расколдует их, если я выполню все его задания и правильно отвечу на сложные вопросы. Но одному мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель. Вы готовы помочь Лунтику?

Дети. Готовы.

Воспитатель. А что мы для этого должны сделать?

Дети. Выполнить все задания злого волшебника и ответить на вопросы.

Воспитатель. Я знаю, что все вы старательные, умные, сообразительные и дружные ребятки и справитесь со всеми заданиями злого волшебника, и поможете Лунтику расколдовать его друзей. А чтобы попасть в сказочную страну произнесём все вместе волшебные слова.

(Дети громко, а затем шепотом произносят волшебные слова).

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

То в страну волшебных сказок

Можно сразу же попасть.

Воспитатель. Закройте глаза, топните правой ногой, подпрыгните и откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране. (Слайд 1)

Посмотрите, какие красивые цветы на этой поляне.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель. А вот и цветок с заданиями от злого волшебника.

- Прочитаем первое. Отгадайте загадки и вы узнаете, кого я заколдовал.

Имя взял у кузнеца, но а цвет у огурца.

Сидеть он просто не привык, по травинкам прыг да прыг!

(Кузнечик Кузя)

Это что за девочка,

Ходит в платье красном?

Косы вверх, как стрелочки.

Голосок прекрасный.

(Божья коровка Мила)

Рано утром он встает,

Собирает для нас мед.

(Пчеленок)

Трудится с утра до ночи,

Строит дом высокий очень.

Муравейник – теплый дом,

Миллионы комнат в нем.

Строит кто? Скажи скорей!

Это крошка - … (муравей).

Хоть имеют много ножек,

Все равно бежать не могут.

Вдоль по листику ползут,

Бедный листик весь сгрызут.

(Гусеницы-Вупсень и Пупсень)

Воспитатель. Теперь мы знаем кто заколдован. Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

- А каких насекомых вы видели в наших краях?

- Назовите общие признаки всех насекомых.

Дети. У всех насекомых шесть лапок, есть усики, глазки. У насекомых на брюшке есть насечки, вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать.

- Почему говорят, что гусеницы вредные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят вред людям?

(мухи, тараканы - разносчики микробов,

клещи, комары - пьют кровь у животных и людей, разносчики разных болезней,

тля, гусеницы, саранча, колорадские жуки - поедают листья растений,

моль –портит одежду).

- Почему говорят, что пчёлы полезные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят пользу людям?

(Божья коровка - поедает тлю,

стрекозы - едят мошек, комаров,

муравьи – уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев - гусениц, личинок мух, слизней.)

- А с другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц.

- Что будет, если все насекомые исчезнут?

(У птиц не будет корма, и они погибнут, а растения некому будет опылять.)

- Как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать её в руках, а потом отпустить? (нет) Почему?

Дети. Она может погибнуть от прикосновения.

Воспитатель. Как нужно относиться к насекомым?

Дети. Бережно, не ловить, не давить ногами, т. к многие из них приносят пользу.

Воспитатель. Молодцы, вы ответили на вопросы волшебника и расколдовали … муравья. (Слайд 2- с изображением муравья)

Воспитатель. Прочитаем второе задание. Ответьте на вопрос.

- Как передвигаются насекомые?

- Бабочки, мухи, пчёлы - (что делают? (Летают)

- Гусеница - (что делает? (Ползает)

- Кузнечик - (что делает? (Прыгает)

- Муравьи – (что делают? (Бегают)

- Молодцы, вы правильно ответили на вопрос и расколдовали божью коровку

Милу. (Слайд 3- с изображением Милы)

- Мила благодарит вас и предлагает поиграть с ней и её подружками.

Упражнение на дыхание.

(Дети поют попевочку «Бабочка – коробочка…», а затем сдувают божью коровку с цветочка).

Бабочка-коробочка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Воспитатель.

(Воспитатель следит за тем, чтобы дети делали вдох носом, а выдох ртом, не поднимали плечи, не надували щёки.)

Воспитатель. Прочитаем следующее задание. (Задание №3)

- Какие звуки издают насекомые?

- Пчелы, осы, жуки - (что делают) (Жужжат)

- Комары - (что делают) (Пищат)

- Кузнечик - (что делает) (Стрекочет)

- А сейчас, волшебник хочет проверить, сможете вы угадать чей раздаётся голосок или нет.

Игра «Чей голосок?»

(Воспитатель включает запись звуков разных насекомых, а дети называют, чей это голосок.)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим на экран, кого нам ещё удалось расколдовать. (Кузнечика Кузю) (Слайд 4- с изображением Кузи)

- Кузя благодарит вас и приглашает спеть с ним песенку.

Физкультминутка.

(Дети исполняют песенку «В траве сидел кузнечик»- выполняют танцевальные движения.)

Воспитатель. А следующее задание ещё труднее. Волшебник предлагает вам отгадать, кто лишний?

Игра «Четвёртый лишний».

Жук, стрекоза, воробей, муха.

Муха, бабочка, кузнечик, стрекоза.

Гусеница, тля, комар, пчела.

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите на экран, кого мы расколдовали? (Пчелёнка) (Слайд 5- с изображением Пчелёнка)

- Пчелёнок благодарит вас и предлагает с ним поиграть?

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого загибают пальчик)

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Воспитатель. Следующее задание. Волшебник хочет проверить, какие вы внимательные.

Игра «Угадай, кого не стало?»

(На экране по очереди исчезают насекомые, а дети называют, кого не стало.) (Слайд 6)

Игра «Сколько?» (Слайд 7-13)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием и расколдовали … гусениц - Вупсеня и Пупсеня. (Слайд 14)

- Ребятки, а вам нравится, когда вас называют ласково? А как ласково можно назвать насекомых?

Игра «Назови насекомых ласково»

Муха- мушка

Жук- жучок

Комар-комарик

Пчела-пчёлка

Муравей-муравьишка.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Ребятки, посмотрите, мы выполнили все задания волшебника и помогли Лунтику расколдовать всех его друзей. (Слайд 15)

- Скажите, какое задание вам показалось трудным?

- А какое самым интересным?

(Видеоролик с благодарностью Лунтика)

-Вы все молодцы, были внимательными, думали, прежде чем ответить на вопрос, поэтому справились даже с трудными заданиями. Лунтик и его друзья благодарят вас и дарят вам раскраски с их изображением. А бабушка Капа и Пчелёнок приготовили для вас сладкое угощение.

Давайте и мы, в память о нашей встрече, подарим Лунтику и его друзьям диск с мультфильмом, который мы с вами сами создали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все встаньте и произнесите волшебные слова.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

В детский садик наш любимый

Можно сразу же попасть.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи, лексическая тема «Посуда», с играми на развитие мышления во второй младшей группе Цель: Познакомить детей со словообразованием в названных предметов посуды. Задачи: учить детей правильно согласовывать слова в предложении;.

Конспект ООД по познавательному развитию детей среднего возраста по теме «Насекомые» Конспект ООД по познавательному развитию детей среднего возраста по теме: «Насекомые» Цель: сформировать у детей представления о насекомых.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения» ГБОУ СОШ № 1056 Дошкольное отделение №3 (Сходненская 48) Группа №5 Конспект открытого занятия По развитию речи В подготовительной к школе.

Конспект занятия по ФЭМП. Лексическая тема «Посуда» Посуда. Цель: • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один,.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема «Одежда. Обувь»Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема «Одежда. Обувь» Конспект подгруппового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, (подготовительная.

Конспект занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В стране насекомых» Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые». Задачи: Образовательные:.

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР «Относительные прилагательные. Лексическая тема «Продукты» ТЕМА «ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Лексическая тема «Продукты» Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием.

Коррекционно-развивающая НОД для детей средней группы с ОНР «Друзья Лунтика». Лексическая тема «Насекомые» Программное содержание: • расширение и уточнение словаря по теме; • формирование обощающего понятия насекомые; • стимулирование речевой.

Лексическая работа по теме: «Птицы и насекомые осенью» Цель: Познакомить с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью. • сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие.

Тема НОД: Лексическая тема «Зима». Формирование слоговой структуры слова. Т Цель: формирование слоговой структуры слова на базе лексической темы «Зима». Коррекционно – образовательные задачи: - формировать представления.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»
Опубликовано: 18 января 2018 в 20:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...