Ольга Павлова
Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Конспект ООД
по развитию речи
в старшей логопедической группе
по лексической теме : «Насекомые»
Подготовила
воспитатель
МАДОУ №26
«Буратино»
г. Белебея
О. А. Павлова
г. Белебей-2017 год
Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые».
Публикация «Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Закреплять и расширять представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.
Учить сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных Р. п. единственного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными два и пять).
Обогащать речь детей глаголами.
Учить детей, отвечая на вопросы, строить полные, грамматически правильные предложения.
Активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, общеречевые навыки, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формировать доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть добрыми и отзывчивыми.
Воспитывать любовь и уважение к живой природе.
Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение к взрослым и сверстникам.
Предварительная работа:
- лексико-грамматическая деятельность по теме «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение и разучивание стихов, просмотр мультипликационного фильма «Лунтик»;
- наблюдение за насекомыми во время прогулки, беседы с детьми;
- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Тараканище», В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечики», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;
- разучивание стихов: «Оса в комнате» Ж. Давитьянц, Е. Фейерабенд «Шмель», скороговорки «Оса»;
- разучивание физкультминутки «Гусеница», пальчиковой гимнастики «Пчела».
Оборудование: ноутбук, телевизор, видеоролик с обращением Лунтика о помощи, презентация, цветочки с божьими коровками на ниточках по количеству детей, аудиозапись с «голосами» насекомых.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «Познанавательное развитие»
1. Закреплять знания детей о насекомых родного края, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи.
2. Совершенствовать грамматический строй речи.
3. Обогащать речь детей глаголами.
4. Развивать фонематический слух.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать координацию речи с движением, умение действовать в соответствии со словами текста.
2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей, мелкой моторики рук, правильного дыхания.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1. Способствовать раскрепощению воспитанников на занятии, проявлению индивидуальности и творческой фантазии.
Ход занятия.
(Дети под музыку входят в зал- песня «В гостях у сказки».)
Воспитатель. Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь со всеми. Улыбнитесь всем гостям и друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение и на душе у всех стало тепло и радостно.
Воспитатель. Ребятки, сегодня утром я получила по электронной почте видеописьмо. Давайте посмотрим ёго.
(Дети смотрят видеоролик, в котором Лунтик обращается к детям с просьбой о помощи.)
Лунтик. Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Злой волшебник превратил всех моих друзей в разные цветочки и расколдует их, если я выполню все его задания и правильно отвечу на сложные вопросы. Но одному мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Вы готовы помочь Лунтику?
Дети. Готовы.
Воспитатель. А что мы для этого должны сделать?
Дети. Выполнить все задания злого волшебника и ответить на вопросы.
Воспитатель. Я знаю, что все вы старательные, умные, сообразительные и дружные ребятки и справитесь со всеми заданиями злого волшебника, и поможете Лунтику расколдовать его друзей. А чтобы попасть в сказочную страну произнесём все вместе волшебные слова.
(Дети громко, а затем шепотом произносят волшебные слова).
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть.
То в страну волшебных сказок
Можно сразу же попасть.
Воспитатель. Закройте глаза, топните правой ногой, подпрыгните и откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране. (Слайд 1)
Посмотрите, какие красивые цветы на этой поляне.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель. А вот и цветок с заданиями от злого волшебника.
- Прочитаем первое. Отгадайте загадки и вы узнаете, кого я заколдовал.
Имя взял у кузнеца, но а цвет у огурца.
Сидеть он просто не привык, по травинкам прыг да прыг!
(Кузнечик Кузя)
Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила)
Рано утром он встает,
Собирает для нас мед.
(Пчеленок)
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – теплый дом,
Миллионы комнат в нем.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка - … (муравей).
Хоть имеют много ножек,
Все равно бежать не могут.
Вдоль по листику ползут,
Бедный листик весь сгрызут.
(Гусеницы-Вупсень и Пупсень)
Воспитатель. Теперь мы знаем кто заколдован. Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)
- А каких насекомых вы видели в наших краях?
- Назовите общие признаки всех насекомых.
Дети. У всех насекомых шесть лапок, есть усики, глазки. У насекомых на брюшке есть насечки, вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать.
- Почему говорят, что гусеницы вредные насекомые?
- Какие ещё насекомые приносят вред людям?
(мухи, тараканы - разносчики микробов,
клещи, комары - пьют кровь у животных и людей, разносчики разных болезней,
тля, гусеницы, саранча, колорадские жуки - поедают листья растений,
моль –портит одежду).
- Почему говорят, что пчёлы полезные насекомые?
- Какие ещё насекомые приносят пользу людям?
(Божья коровка - поедает тлю,
стрекозы - едят мошек, комаров,
муравьи – уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев - гусениц, личинок мух, слизней.)
- А с другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц.
- Что будет, если все насекомые исчезнут?
(У птиц не будет корма, и они погибнут, а растения некому будет опылять.)
- Как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать её в руках, а потом отпустить? (нет) Почему?
Дети. Она может погибнуть от прикосновения.
Воспитатель. Как нужно относиться к насекомым?
Дети. Бережно, не ловить, не давить ногами, т. к многие из них приносят пользу.
Воспитатель. Молодцы, вы ответили на вопросы волшебника и расколдовали … муравья. (Слайд 2- с изображением муравья)
Воспитатель. Прочитаем второе задание. Ответьте на вопрос.
- Как передвигаются насекомые?
- Бабочки, мухи, пчёлы - (что делают? (Летают)
- Гусеница - (что делает? (Ползает)
- Кузнечик - (что делает? (Прыгает)
- Муравьи – (что делают? (Бегают)
- Молодцы, вы правильно ответили на вопрос и расколдовали божью коровку
Милу. (Слайд 3- с изображением Милы)
- Мила благодарит вас и предлагает поиграть с ней и её подружками.
Упражнение на дыхание.
(Дети поют попевочку «Бабочка – коробочка…», а затем сдувают божью коровку с цветочка).
Бабочка-коробочка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Воспитатель.
(Воспитатель следит за тем, чтобы дети делали вдох носом, а выдох ртом, не поднимали плечи, не надували щёки.)
Воспитатель. Прочитаем следующее задание. (Задание №3)
- Какие звуки издают насекомые?
- Пчелы, осы, жуки - (что делают) (Жужжат)
- Комары - (что делают) (Пищат)
- Кузнечик - (что делает) (Стрекочет)
- А сейчас, волшебник хочет проверить, сможете вы угадать чей раздаётся голосок или нет.
Игра «Чей голосок?»
(Воспитатель включает запись звуков разных насекомых, а дети называют, чей это голосок.)
Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим на экран, кого нам ещё удалось расколдовать. (Кузнечика Кузю) (Слайд 4- с изображением Кузи)
- Кузя благодарит вас и приглашает спеть с ним песенку.
Физкультминутка.
(Дети исполняют песенку «В траве сидел кузнечик»- выполняют танцевальные движения.)
Воспитатель. А следующее задание ещё труднее. Волшебник предлагает вам отгадать, кто лишний?
Игра «Четвёртый лишний».
Жук, стрекоза, воробей, муха.
Муха, бабочка, кузнечик, стрекоза.
Гусеница, тля, комар, пчела.
Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите на экран, кого мы расколдовали? (Пчелёнка) (Слайд 5- с изображением Пчелёнка)
- Пчелёнок благодарит вас и предлагает с ним поиграть?
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого загибают пальчик)
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Воспитатель. Следующее задание. Волшебник хочет проверить, какие вы внимательные.
Игра «Угадай, кого не стало?»
(На экране по очереди исчезают насекомые, а дети называют, кого не стало.) (Слайд 6)
Игра «Сколько?» (Слайд 7-13)
Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием и расколдовали … гусениц - Вупсеня и Пупсеня. (Слайд 14)
- Ребятки, а вам нравится, когда вас называют ласково? А как ласково можно назвать насекомых?
Игра «Назови насекомых ласково»
Муха- мушка
Жук- жучок
Комар-комарик
Пчела-пчёлка
Муравей-муравьишка.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, мы выполнили все задания волшебника и помогли Лунтику расколдовать всех его друзей. (Слайд 15)
- Скажите, какое задание вам показалось трудным?
- А какое самым интересным?
(Видеоролик с благодарностью Лунтика)
-Вы все молодцы, были внимательными, думали, прежде чем ответить на вопрос, поэтому справились даже с трудными заданиями. Лунтик и его друзья благодарят вас и дарят вам раскраски с их изображением. А бабушка Капа и Пчелёнок приготовили для вас сладкое угощение.
Давайте и мы, в память о нашей встрече, подарим Лунтику и его друзьям диск с мультфильмом, который мы с вами сами создали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все встаньте и произнесите волшебные слова.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть.
В детский садик наш любимый
Можно сразу же попасть.