МААМ-картинки

Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»

Ольга Павлова
Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД

по развитию речи

в старшей логопедической группе

по лексической теме : «Насекомые»

Подготовила

воспитатель

МАДОУ №26

«Буратино»

г. Белебея

О. А. Павлова

г. Белебей-2017 год

Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые».

Публикация «Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема „Насекомые“» размещена в разделах

Закреплять и расширять представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.

Учить сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных Р. п. единственного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными два и пять).

Обогащать речь детей глаголами.

Учить детей, отвечая на вопросы, строить полные, грамматически правильные предложения.

Активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, общеречевые навыки, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Развивать навыки правильного речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формировать доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть добрыми и отзывчивыми.

Воспитывать любовь и уважение к живой природе.

Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение к взрослым и сверстникам.

Предварительная работа:

- лексико-грамматическая деятельность по теме «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение и разучивание стихов, просмотр мультипликационного фильма «Лунтик»;

- наблюдение за насекомыми во время прогулки, беседы с детьми;

- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Тараканище», В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечики», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;

- разучивание стихов: «Оса в комнате» Ж. Давитьянц, Е. Фейерабенд «Шмель», скороговорки «Оса»;

- разучивание физкультминутки «Гусеница», пальчиковой гимнастики «Пчела».

Оборудование: ноутбук, телевизор, видеоролик с обращением Лунтика о помощи, презентация, цветочки с божьими коровками на ниточках по количеству детей, аудиозапись с «голосами» насекомых.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область «Познанавательное развитие»

1. Закреплять знания детей о насекомых родного края, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи.

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Обогащать речь детей глаголами.

4. Развивать фонематический слух.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать координацию речи с движением, умение действовать в соответствии со словами текста.

2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей, мелкой моторики рук, правильного дыхания.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1. Способствовать раскрепощению воспитанников на занятии, проявлению индивидуальности и творческой фантазии.

Ход занятия.

(Дети под музыку входят в зал- песня «В гостях у сказки».)

Воспитатель. Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь со всеми. Улыбнитесь всем гостям и друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение и на душе у всех стало тепло и радостно.

Воспитатель. Ребятки, сегодня утром я получила по электронной почте видеописьмо. Давайте посмотрим ёго.

(Дети смотрят видеоролик, в котором Лунтик обращается к детям с просьбой о помощи.)

Лунтик. Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Злой волшебник превратил всех моих друзей в разные цветочки и расколдует их, если я выполню все его задания и правильно отвечу на сложные вопросы. Но одному мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель. Вы готовы помочь Лунтику?

Дети. Готовы.

Воспитатель. А что мы для этого должны сделать?

Дети. Выполнить все задания злого волшебника и ответить на вопросы.

Воспитатель. Я знаю, что все вы старательные, умные, сообразительные и дружные ребятки и справитесь со всеми заданиями злого волшебника, и поможете Лунтику расколдовать его друзей. А чтобы попасть в сказочную страну произнесём все вместе волшебные слова.

(Дети громко, а затем шепотом произносят волшебные слова).

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

То в страну волшебных сказок

Можно сразу же попасть.

Воспитатель. Закройте глаза, топните правой ногой, подпрыгните и откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране. (Слайд 1)

Посмотрите, какие красивые цветы на этой поляне.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель. А вот и цветок с заданиями от злого волшебника.

- Прочитаем первое. Отгадайте загадки и вы узнаете, кого я заколдовал.

Имя взял у кузнеца, но а цвет у огурца.

Сидеть он просто не привык, по травинкам прыг да прыг!

(Кузнечик Кузя)

Это что за девочка,

Ходит в платье красном?

Косы вверх, как стрелочки.

Голосок прекрасный.

(Божья коровка Мила)

Рано утром он встает,

Собирает для нас мед.

(Пчеленок)

Трудится с утра до ночи,

Строит дом высокий очень.

Муравейник – теплый дом,

Миллионы комнат в нем.

Строит кто? Скажи скорей!

Это крошка - … (муравей).

Хоть имеют много ножек,

Все равно бежать не могут.

Вдоль по листику ползут,

Бедный листик весь сгрызут.

(Гусеницы-Вупсень и Пупсень)

Воспитатель. Теперь мы знаем кто заколдован. Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

- А каких насекомых вы видели в наших краях?

- Назовите общие признаки всех насекомых.

Дети. У всех насекомых шесть лапок, есть усики, глазки. У насекомых на брюшке есть насечки, вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать.

- Почему говорят, что гусеницы вредные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят вред людям?

(мухи, тараканы - разносчики микробов,

клещи, комары - пьют кровь у животных и людей, разносчики разных болезней,

тля, гусеницы, саранча, колорадские жуки - поедают листья растений,

моль –портит одежду).

- Почему говорят, что пчёлы полезные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят пользу людям?

(Божья коровка - поедает тлю,

стрекозы - едят мошек, комаров,

муравьи – уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев - гусениц, личинок мух, слизней.)

- А с другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц.

- Что будет, если все насекомые исчезнут?

(У птиц не будет корма, и они погибнут, а растения некому будет опылять.)

- Как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать её в руках, а потом отпустить? (нет) Почему?

Дети. Она может погибнуть от прикосновения.

Воспитатель. Как нужно относиться к насекомым?

Дети. Бережно, не ловить, не давить ногами, т. к многие из них приносят пользу.

Воспитатель. Молодцы, вы ответили на вопросы волшебника и расколдовали … муравья. (Слайд 2- с изображением муравья)

Воспитатель. Прочитаем второе задание. Ответьте на вопрос.

- Как передвигаются насекомые?

- Бабочки, мухи, пчёлы - (что делают? (Летают)

- Гусеница - (что делает? (Ползает)

- Кузнечик - (что делает? (Прыгает)

- Муравьи – (что делают? (Бегают)

- Молодцы, вы правильно ответили на вопрос и расколдовали божью коровку

Милу. (Слайд 3- с изображением Милы)

- Мила благодарит вас и предлагает поиграть с ней и её подружками.

Упражнение на дыхание.

(Дети поют попевочку «Бабочка – коробочка…», а затем сдувают божью коровку с цветочка).

Бабочка-коробочка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Воспитатель.

(Воспитатель следит за тем, чтобы дети делали вдох носом, а выдох ртом, не поднимали плечи, не надували щёки.)

Воспитатель. Прочитаем следующее задание. (Задание №3)

- Какие звуки издают насекомые?

- Пчелы, осы, жуки - (что делают) (Жужжат)

- Комары - (что делают) (Пищат)

- Кузнечик - (что делает) (Стрекочет)

- А сейчас, волшебник хочет проверить, сможете вы угадать чей раздаётся голосок или нет.

Игра «Чей голосок?»

(Воспитатель включает запись звуков разных насекомых, а дети называют, чей это голосок.)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим на экран, кого нам ещё удалось расколдовать. (Кузнечика Кузю) (Слайд 4- с изображением Кузи)

- Кузя благодарит вас и приглашает спеть с ним песенку.

Физкультминутка.

(Дети исполняют песенку «В траве сидел кузнечик»- выполняют танцевальные движения.)

Воспитатель. А следующее задание ещё труднее. Волшебник предлагает вам отгадать, кто лишний?

Игра «Четвёртый лишний».

Жук, стрекоза, воробей, муха.

Муха, бабочка, кузнечик, стрекоза.

Гусеница, тля, комар, пчела.

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите на экран, кого мы расколдовали? (Пчелёнка) (Слайд 5- с изображением Пчелёнка)

- Пчелёнок благодарит вас и предлагает с ним поиграть?

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого загибают пальчик)

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Воспитатель. Следующее задание. Волшебник хочет проверить, какие вы внимательные.

Игра «Угадай, кого не стало?»

(На экране по очереди исчезают насекомые, а дети называют, кого не стало.) (Слайд 6)

Игра «Сколько?» (Слайд 7-13)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием и расколдовали … гусениц - Вупсеня и Пупсеня. (Слайд 14)

- Ребятки, а вам нравится, когда вас называют ласково? А как ласково можно назвать насекомых?

Игра «Назови насекомых ласково»

Муха- мушка

Жук- жучок

Комар-комарик

Пчела-пчёлка

Муравей-муравьишка.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Ребятки, посмотрите, мы выполнили все задания волшебника и помогли Лунтику расколдовать всех его друзей. (Слайд 15)

- Скажите, какое задание вам показалось трудным?

- А какое самым интересным?

(Видеоролик с благодарностью Лунтика)

-Вы все молодцы, были внимательными, думали, прежде чем ответить на вопрос, поэтому справились даже с трудными заданиями. Лунтик и его друзья благодарят вас и дарят вам раскраски с их изображением. А бабушка Капа и Пчелёнок приготовили для вас сладкое угощение.

Давайте и мы, в память о нашей встрече, подарим Лунтику и его друзьям диск с мультфильмом, который мы с вами сами создали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все встаньте и произнесите волшебные слова.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

В детский садик наш любимый

Можно сразу же попасть.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи, лексическая тема «Посуда», с играми на развитие мышления во второй младшей группе Цель: Познакомить детей со словообразованием в названных предметов посуды. Задачи: учить детей правильно согласовывать слова в предложении;.

Конспект ООД по познавательному развитию детей среднего возраста по теме «Насекомые» Конспект ООД по познавательному развитию детей среднего возраста по теме: «Насекомые» Цель: сформировать у детей представления о насекомых.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения» ГБОУ СОШ № 1056 Дошкольное отделение №3 (Сходненская 48) Группа №5 Конспект открытого занятия По развитию речи В подготовительной к школе.

Конспект занятия по ФЭМП. Лексическая тема «Посуда» Посуда. Цель: • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один,.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема «Одежда. Обувь»Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема «Одежда. Обувь» Конспект подгруппового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, (подготовительная.

Конспект занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В стране насекомых» Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые». Задачи: Образовательные:.

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР «Относительные прилагательные. Лексическая тема «Продукты» ТЕМА «ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Лексическая тема «Продукты» Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием.

Коррекционно-развивающая НОД для детей средней группы с ОНР «Друзья Лунтика». Лексическая тема «Насекомые» Программное содержание: • расширение и уточнение словаря по теме; • формирование обощающего понятия насекомые; • стимулирование речевой.

Лексическая работа по теме: «Птицы и насекомые осенью» Цель: Познакомить с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью. • сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие.

Тема НОД: Лексическая тема «Зима». Формирование слоговой структуры слова. Т Цель: формирование слоговой структуры слова на базе лексической темы «Зима». Коррекционно – образовательные задачи: - формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи, лексическая тема «Насекомые»
Опубликовано: 18 января 2018 в 20:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД