Ирина Кавалерова
Конспект ОД по развитию речи «В мире слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
- Учить подбирать слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия.
- Закреплять знания детей, что слова имеют разное значение.
- Формировать умение определять предмет по признакам и действиям.
- Совершенствовать зрительную и слуховую память.
- Развивать умение различать живые и не живые предметы и задавать им вопросы кто? или что? .
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „В мире слов“» размещена в разделах
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать сдержанность и культуру общения.
- Совершенствовать умение работать в коллективе.
- Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением живых и не живых предметов, сюжетные картинки, игрушки по выбору воспитателя.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли слова потрогать, прикоснуться к ним рукой? Все ли слова одинаковые? (ответы детей)
Воспитатель показывает детям иллюстрации различных предметов и называет их.
Воспитатель: А еще бывают слова, которые обозначают признаки предметов при этом нам сразу будет понятно о ком или о чём они. Сейчас вы сами это проверите, я буду называть признаки предметов, вы должны отгадать о чём идет речь.
Д/игра «Угадай по описанию»
Красивый, цветущий, душистый, разного цвета. (цветок)
вкусное, сочное, круглое, красное, зелёное. (яблоко)
красный, сочный, овальный, свежий или соленый. (помидор)
зеленый, продолговатый, а внутри круглый, свежий. (горох)
новая, разноцветная, шариковая, гелевая. (ручка)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте теперь попробуем наоборот, я покажу предмет, а вы будете называть его признаки.
Воспитатель показывает: юбка, банан, стол, кастрюля.
Воспитатель: С этим заданием вы тоже прекрасно справились. Теперь вы знаете слова-признаки, но существуют еще и слова с противоположным значением. Такие слова называются — антонимы. Например: холодный — горячий, кислый — сладкий.
Д/игра «Скажи наоборот»
грустный, маленький, молодой, белый, короткий, злой, тонкий, мягкий.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель: Вы уже многое узнали о видах слов, но это еще не все. Есть слова, которые обозначают действия. Они рассказывают о том, что делает предмет. Попробуйте по словам-действиям определить, какое слово загадано.
Д/игра «Отгадай»
стоит, включается, показывает, разговаривает. (телевизор)
едет, гудит, сигналит, везет, мчится. (машина)
любит, готовит, шьет, убирает, заботится. (мама)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, сто делают дети? (бегают, строят, спят, рисуют, плавают, едят)
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть. Вы знаете, что к словам, которые обозначают живое (одушевленное) мы задаем вопрос «кто?», а к не живому - «что?». Показывая картинку ваша задача определить: какой вопрос лучше задать, если живое, то вы хлопаете в ладоши, если не живое — не хлопаете.
Д/игра «Живое — не живое».
Воспитатель показывает иллюстрации: стул, жираф, лиса, тетрадь и т. д.
Рефлексия: Понравилось ли вам играть с словами? Что понравилось больше всего?