Филюза Кашапова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Задачи:
-связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
- словарь и грамматика; формировать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый,, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой –маленький, высокий- низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий) закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); формировать умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Составление описательного рассказа о предметах посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды : чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.
Интеграция областей: ПР,РР, ФР
Предварительная работа : Беседа «Что из чего сделано?»
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 58
Воспитатель: Дети посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь на свои стулья.
(читает отрывок из стихотворения С. Капустикян «Маша обедает»)
…Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке в миске,
В блюдечке-киске,
Курочке-несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель задает вопросы.
Вопросы
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. В чем подают обед собачке? Киске? Курочке –несушке?
3. А из чего обедает Машенька?
4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку- что это? (Посуда.)
Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.
Посмотрите и назовите, что вы видите на столе.
Дети называют
Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети. Посуда.
Воспитатель. Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?
Дети. Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки.).
Дети. Одна тарелка глубокая, другая- мелкая.
Воспитатель. Для чего нужна глубокая тарелка?
Дети отвечают.
А мелкая тарелка для чего нужна?
Дети отвечают.
Что бывает глубоким и мелким?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину, глубокое чувство (сильное, мелкая река (имеет небольшую глубину, мелкий дождь (несильный, мелкий песок (некрупный).
Когда вы садитесь обедать, какая вам посуда нужна?
Дети. Тарелки- глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель. Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети. Из металла.
Воспитатель. Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети. Металлические.
Воспитатель (берет в руки металлические чайную и столовую ложку). Чем похожи эти два предмета?
Дети отвечают.
Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети. Одна – большая, другая- маленькая.
Воспитатель. Правильно, они различаются по размерам. А ещё чем?
Дети отвечают
Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?
Дети отвечают.
Какие стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети. Стаканы.
Воспитатель. Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?
Дети отвечают.
(поднимает над столом две тарелки.) Эта тарелка глубокая, а эта …мелкая. Эта ложка столовая, а эта …чайная. Один стакан …высокий, а другой….низкий. (Выставляет на стол пластмассовые игрушки.)
Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы?
Дети. Пластмассовые.
Проводится физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
(Повороты головы вправо-влево)
Полосатенький бочок.
(погладить по животу)
Хомка раненько встает,
(потянуться)
Щёчки моет, шейку трёт,
(согласно слов текста)
Подметает хомка хатку
(имитировать подметание)
И выходит на зарядку.
1,2,3,4,5 (шаги с высоким
подниманием колена)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставляет на стенд картинки с изображением посуды.) посмотрите какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете её купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?
Сейчас я вас приглашаю одного ребенка к столу. (В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».)
Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Игра «Отвечай быстро»
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Камиле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро,чтобы все успели принять участие в игре.
В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов : стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Итог.
Воспитатель. 1. Что мы делали сегодня на занятий?
2. Понравилось вам занятие?
3. Какая бывает посуда?