Татьяна Кабарухина
Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Закрепление согласного звука [ч]. Работа над предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Закреплять правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
2. Учить детей различать этот звук на слух и в произношении;
3. Учить определять место звука ч в словах.
4. Учить определять количество слогов слове.
5. Развивать навык звукового анализа слов.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Звуковая культура речи, Закрепление согласного звука [ч], Работа над предложением“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
6. Учить определять последовательность слов в предложении, составлять схему предложения.
7. Обращать внимание на смысловую и интонационную законченность предложений.
8. Развивать слуховое внимание;
9. Способствовать развитию логического мышления;
10. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Оборудование.
• Иллюстрации, тетради на каждого ребенка, цветные карандаши красного, синего, зелёного цвета на каждого ребенка, звуковые таблицы.
•
- Ребята, вы скоро пойдёте в школу и будете учиться, получать новые знания. Давайте вспомним поговорки об ученье.
Ответы детей.
- Ученье свет, а неученье – тьма.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Без наук, как без рук.
- Век живи, век учись.
- Сперва аз да буки, а потом и науки.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Повторенье – мать ученья.
- Ребята, о чём говорят эти поговорки?
- Эти поговорки говорят о том, что нужно учиться, чтобы быть грамотным человеком.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Вопрос - ответ».
- Какие бывают звуки?
- Гласные и согласные.
- Какие бывают гласные звуки?
- Ударные и безударные.
- Какие бывают согласные звуки?
- Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.
- Ребята, давайте закрепим произношение звука ч в словах и связной речи.
Отгадайте загадку.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Ответ детей: буквы.
- Назовите слова со звуком ч.
- Чёрные, птички, страничке, молчат, прочитает.
- Ребята, назовите слова, в которых звук ч находится в трё х позициях: в начале слова, в середине и в конце слова.
- Назовите слова, в которых звук ч находится в начале слова.
Ответы детей: чай, чайник, чудо, чайка, часы, читать, Чипполино и т. д.
-Назовите слова, в которых звук ч находится в середине слова.
Ответы детей: точка, дочка, печка, птичка, синичка, бабочка, мальчик, качели, печенье, удочка, уточка, тучка и т. д.
- Назовите слова, в которых звук ч находится в конце слова.
Ответы детей: ночь, луч, дочь, ночь, мяч, врач, матч, скотч и т. д.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
2. Чтение слоговой таблицы.
Задание: составить слова из слогов: ча, хо, пар, чу, сы, со, че, ло, мя, чи, да, у.
Ответы детей: часы, дача, парча, мячи, хочу, чучело, удача.
3. Ребята, назовите скороговорки со звуком ч.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Запел волчок, загудел волчок, но упал на бочок и молчок. Чики – чок, чики –чок, трещит за печкою сверчок. Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход, в дымоходе чернота, отыщите там кота. Горячи калачи – доставай из печи. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
4. Ребята, поделите слова на слоги: часики, бочок, сверчок, чернота, калачи.
Работа в тетрадях.
- Ребята, запишите в тетради схемы деления слов на слоги.
Ответы детей: В слове ча- си-ки три слога, потому что в слове три гласных звука : а, и, и. Схема __ __.
- На какой слог падает ударение?
- Ударение падает на первый слог.
В слове бо – чок два слога, потому что в слове два гласных звука о.
Схема __.
- На какой слог падает ударение?
- Ударение падает на второй слог.
В слове свер –чок два слога, потому что в слове два гласных звука : е, о.
Схема __.
- На какой слог падает ударение?
- Ударение падает на второй слог.
- В слове чер – но – та три слога, потому что в слове три гласных звука е, о, а.
Схема __ __.
- На какой слог падает ударение?
- Ударение падает на третий слог.
- В слове ка – ла – чи три слога, потому что в слове три гласных звука : а, а, и.
Схема __ __.
- На какой слог падает ударение?
- Ударение падает третий слог.
5. Звуковой анализ слова.
- Ребята, кто пойдет к доске и сделает звуковой анализ слова качели?
- Тая.
-Записываем в тетради слово качели и с помощью значков характеризуем согласные звуки по твёрдости – мягкости.
Качели.
- Сколько букв в слове?
- 6 букв.
- Сколько звуков в слове?
- 6 звуков.
- Какой звук к?
- Согласный, глухой, твёрдый звук.
- Значком какого цвета обозначим звук к?
- Значком синего цвета.
- Какой второй звук?
-Звук - а - гласный, безударный.
- Значком какого цвета обозначим звук а?
- Значком красного цвета.
- Какой третий звук?
- Звук – ч – согласный, глухой, мягкий, обозначим значком зелёного цвета.
- Какой четвёртый звук?
- Звук э, обозначенный буквой е, ударный.
- Значком какого цвета обозначим звук э?
- Значком красного цвета.
- Какой 5 звук?
- Звук - л - согласный, звонкий, мягкий, обозначим значком зелёного цвета.
- Какой 6 звук?
- Звук - и – гласный, безударный, обозначим значком красного цвета.
- Тая, подели слово на слоги, запиши схему деления слов на слоги.
- Ка – че – ли. В слове три слога, потому что три гласных звука : а, е, и.
Схема __ __.
- Тая, садись, молодец.
Физминутка.
Раз – два – стоит ракета.
Три – четыре – самолёт.
Раз – два – хлопок в ладоши.
А потом на каждый счёт.
Раз – два – три – четыре
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
6. Составление предложений из двух, трёх, четырёх слов со словом бабочка.
Работа в тетрадях.
- Ребята, напишите в тетрадях схемы предложений.
- Кто составит предложение из двух слов?
- Эвелина, иди к доске.
- Бабочка порхает. В этом предложении два слова. Первое слово – бабочка, второе –порхает. Схема __.
- Составь предложение из трёх слов.
- Красивая бабочка порхает. В этом предложении три слова. Первое слово – красивая, второе – бабочка, третье – порхает. Схема __ __.
- Составь предложение из четырёх слов.
- Бабочка села на цветок. В этом предложении четыре слова. Первое слово – бабочка, второе – села, третье – на, четвёртое – цветок. Схема __ __ __.
- Эвелина, садись, правильно.
- Ребята, с какой интонацией читать предложение, если в конце предложения стоит точка?
- Бабочка села на цветок.
Ответы детей.
- С повествовательной интонацией.
- С какой интонацией читать предложение, если в конце предложения стоит восклицательный знак?
- Бабочка села на цветок!
Ответы детей.
- С восклицательной интонацией.
- С какой интонацией читать предложение, если в конце предложения стоит вопросительный знак?
- Бабочка села на цветок?
Ответы детей.
- С вопросительной интонацией.
- Если голосом выделим первое слово в предложении, то как прозвучит вопрос?
- Бабочка села на цветок?
- Ребята, как бы вы ответили на вопрос?
- Да. Бабочка.
- Если выделим второе слово в предложении, то как прозвучит вопрос?
- Бабочка села на цветок?
- Ответ.
- Да. Села.
- Если выделим четвёртое слово, то как прозвучит вопрос?
- Бабочка села на цветок?
- Да. На цветок.
- Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Повторили звук ч, делили слова на слоги, делали звуковой анализ слова, интонационно выделяли слова в предложении.