Лучший педагог года

Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа «По следам весны» (старшая группа)

Ольга Пилипенко
Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа «По следам весны» (старшая группа)

Цель: Развивать экологическую образованность детей посредством художественного образа.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Учить видеть красоту родной природы в произведениях живописи и художественной литературы.

Закрепить знания детьми народных примет о весенних явлениях природы.

Упражнять в подборе относительных прилагательных, характеризующих свойства природных объектов (трава мягкая, шелковистая и др.) и существительных к прилагательным (теплый - ветер, дождь и т. д.).

Публикация «Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа „По следам весны“ (старшая группа)» размещена в разделах

Формировать интерес к произведениям живописи, умение выделять средства выразительности, эмоциональное отношение к поэтическим произведениям.

Развивать эстетическое восприятие произведений различных видов искусства (живописи, художественной литературы, музыки, наблюдательность, любознательность, слуховое внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к родной природе, чуткость к художественному слову.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Словарная работа: проталина.

Предварительная работа: экскурсии в природу, наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о зиме и весне; ознакомление с жизнью и творчеством художников : И. Шишкина, А. Саврасова, И. Айвазовского, И. Левитана, К. Юона; рассматривание и беседы по репродукциям картин И. Шишкина «Зима», «Зима в лесу», «Утро в сосновом лесу», В. Поленова «Ранний снег», А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», «Восход солнца в Феодосии» и др. ; рассматривание весенних пейзажей А. Саврасова «Грачи прилетели», «Весенний день», «Оттепель», И. Грабаря «Березовая аллея», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце»; чтение стихотворений о весне; разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого; прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди.

Оборудование: мультимедийная установка EPSON, слайды с репродукциями картин И. Грабаря «Мартовский снег», «Березовая аллея», К. Юона «Мартовское солнце», ткань голубого цвета для «оживления картины»; музыкальное сопровождение: звуки весенней природы (пение птиц); произведения из цикла «Времена года» А. Вивальди, П. Чайковского, музыка из репертуара И. Крутого.

Содержание ОД

Дети заходят в группу под пьесу П. Чайковского «Март»

Воспитатель: мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наш день со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

Аудиозапись весенних звуков.

Воспитатель: прислушайтесь, какие звуки природы вы слышите? (пение птиц, шум ласкового ветра).

- В какое время года можно услышать эти звуки?

- Назовите весенние месяцы.

Воспитатель: вы любите весну? Весна – это хорошо?

Д/и «Хорошо – плохо».

Весна - это хорошо, потому что… (все оживает, пробуждается, радуется; местами тает снег и появляются проталины; всюду бегут ручейки; солнце согревает землю своими ласковыми лучами и др.). Продолжите предложение «Весна – это плохо, потому что…» (бывают сильные дожди, грозы, нельзя покататься на санках, на лыжах, на коньках и др.)

Воспитатель: ребята, а чем пахнет весна? (ручейками, листочками, подснежниками, капелью). После каждого названного существительного, спрашиваю: например, какими ручейками? Какими листочками? и т. д.

Воспитатель: а какой ветер дует весной?

Дети: теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д. После каждого названного определения, спрашиваю: например, что еще весной может быть теплым? Весенним? и т. д.

Воспитатель: давайте мы изобразим весенний ветерок.

Дыхательная гимнастика.

Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком.

А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку, чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)

Молодцы!

А теперь свои замерзшие ладошки

Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки).

Мы потерли хорошо.

Что за чудо? Нам тепло!

Воспитатель: сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы пойдем по следам весны.

Как весною хорошо –

Радостно, красиво и светло,

Весенний воздух свеж и чист.

И зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля,

Вокруг ручьи бегут звеня.

А солнечный зайчик желает нам счастливого пути.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька, (смотрим на ладошку)

Прыгни в ладошку.

Солнечный мой заинька,-

Маленький, как крошка (ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Прыг на носик, на плечо

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать (следить взглядом за движением пальца)

Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щёчки теплыми лучами

Нежно согревает (широко раскрыть глаза)

Вы готовы? Пошли!

Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна»

На экране – репродукция картины И. Грабаря «Мартовский снег».

Воспитатель: посмотрите, в каком замечательном месте мы оказались. А создал его для нас уже известный нам художник И. Грабарь. Глядя на эту картину мне так и вспоминаются строки стихотворения Федора Тютчева:

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

- Полина, а строки какого стихотворения вспомнились тебе?

Ребенок читает стих:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Воспитатель: какое время года изобразил художник?

- А как вы думаете, он изобразил начало, середину или конец весны? (начало)

- Значит, какой месяц он изобразил? (март)

- Какие признаки весны, изображенные художником, говорят, что это март? (светит солнце, тает снег.)

- А ведь картина так и называется - «Мартовский снег».

- Как здесь хорошо! Опишите все, что вы видите вокруг.

Д/игра «Я вижу!»

Начинаю я. Я вижу снег, он мягкий и пористый. Теперь – вы. Свое предложение начинайте со слов «Я вижу…» (дети описывают все, что изображено на картине).

Воспитатель: а почему мы не видим верхушек деревьев? (художник их рисовал с близкого расстояния)

- Хотели бы вы оказаться в таком прекрасном месте?

- Какие запахи мы бы могли почувствовать, оказавшись там?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, создавая эту картину?

- А какое настроение вызывает картина у вас?

- Как она называется? Давайте представим, как тает мартовский снег.

Психогимнастика «Снеговики».

Звучит тихая музыка.

Воспитатель: Представьте, что вы — снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.

Воспитатель: а мы отправляемся дальше.

Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна».

На экране – репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце».

Воспитатель: как вы думаете, в какой населенный пункт мы попали?

- Прислушайтесь, что мы слышим?

- Давайте мы в этой деревне отдохнем.

Релаксация:

Дышим ровно. отдыхаем,

А еще мы представляем:

Ветерок слегка играет,

Наши лица освежает.

Хорошо, что к нам пришла долгожданная весна!

- Вспомните автора и название картины.

Ребенок читает стих:

Мартовское солнце землю пригревает.

Весна в окно стучится и песню напевает.

Деревья все готовы встречать весны приход

И чаще прогуляться выходит наш народ.

- Какие признаки начинающейся весны мы видим на картине?

- Какие изобразительные средства использовал художник, чтобы донести признаки весенней природы?

- Какими красками и оттенками красок воспользовались бы вы, если бы рисовали месяц март?

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

Воспитатель: отправляемся в путь.

Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна»

Воспитатель: наш путь лежит через березовую аллею.

На экране – репродукция картины И. Грабаря «Березовая аллея».

Воспитатель: назовите автора этого произведения.

- Какой день изобразил художник : солнечный или пасмурный?

- Как вы догадались, ведь на картине не видно солнца?

- Какие ещё признаки весны мы можем наблюдать на картине?

Ребенок читает стих:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

(И. Токмакова)

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- А почему, когда мы смотрим на дорогу, изображенную на картине, нам кажется, что она постепенно сужается? (она уходит вдаль)

- Давайте представим, что это наша заснеженная дорога, тоже уходящая вдаль (раскладываю ткань голубого цвета, а вы – березки. Выстройтесь по краям дороги так, как изображено на картине И. Грабаря (дети выстраиваются)

- Какая чудесная березовая аллейка у вас получилась!

- Представьте, что ваши ноги – это корни, погруженные в приятную прохладу земли. Ваше тело – это стройный ствол березки. Ваши руки – тонкие березовые веточки… Что вы чувствуете на себе?

Выход из картины:

А теперь, березки, встали,

Ноги – корни все размяли,

Плавно ветви вверх подняли,

С облачками поиграли (поочередно сжимают пальцы).

Воспитатель: пройдет еще немного времени и весь снег растает. А много воды – это много травы. Какие весенние приметы знаете вы?

Дети: в марте облака плывут быстро и высоко.

Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

В марте день с ночью меняются, равняются.

В марте зима и сзади и спереди.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Воспитатель: нам пора возвращаться.

Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна».

Воспитатель: давайте вспомним наиболее интересные моменты нашего сегодняшнего путешествия.

- Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года? (весна)

- Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц. (март)

- Весны мы слышим легкий бег,

Согрело землю солнышко лучами,

Природа ожила, последний тает снег,

И разлилась вода весенними… (ручьями)

- Картины каких авторов позволили нам сегодня наиболее полно рассмотреть признаки весенней природы?

Словесное поощрение работы детей воспитателем.

Выход из зала.

Публикации по теме:

Конспект занятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста Цель: Обеспечивать условия для комфортной двигательной активности детей. Создавать у детей положительно - эмоциональный настрой, вызывать.

Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова» Паспорт проекта Название проекта: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы)Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы) Тема:«Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов». РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Конспект занятия по математическому развитию «По следам Лешего» Конспект занятия по познавательному развитию «По следам лешего». Задачи: • Закрепить порядковый счет от 1 до 4 и соотносить его с предметами.

Конспект НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам Бременских музыкантов» Программные задачи: Воспитательные: Воспитывать чувство взаимовыручки. стремление оказать помощь ближнему в трудную минуту. Учить детей.

Конспект занятия по формированию экологической культуры посредством исследований и ТРИЗ Цель: Закрепить изученный материал. Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить.

Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда Методическая разработка творческих занятий «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда.

Развитие художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда Позвольте представить вашему вниманию мою систему работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа «По следам весны» (старшая группа)
Опубликовано: 20 марта 2016 в 17:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД