Людмила Демьянцева
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Семья»
Цель: закрепление у детей знаний о семье.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-формировать понятие родословной, генеалогического древа, умение ориентироваться в родственных отношениях;
Коррекционно – развивающие:
- упражнять в умении подбирать определения, действия, составлять связные рассказы о своей семье на основе генеалогического древа;
- развивать память, внимание.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитыватьлюбовь, доброжелательное отношение к членам семьи, желание заботиться о них, помогать им.
Предварительная работа:
- заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек; - беседа о родословной, генеалогическом древе;
- рассматривание семейных альбомов;
- совместная деятельность детей и родителей по составлению генеалогического древа; - заучивание загадок и пословиц на тему «Семья»;
- чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: мультимедиа, картинка Лунтика, макет дерева, макет генеалогического древа, цифра 7, буква Я, мяч для игры, солнышко (картинка, лучики желтого и оранжевого цвета для самооценки, разнос для лучиков, большой желтый луч на каждого ребенка, генеалогические древа, составленные дома.
Ход ООД
1. Мотивация детей к деятельности.
Проблемная ситуация. Создание эмоционального настроя.
Воспитатель: - Ребята, нам пришло видиописьмо, узнаете, от кого? (на экране Лунтик)
Организует проблемный диалог. Вхождение в деятельность
Воспитатель: - У Лунтика много друзей, но он не знает, можно ли считать друзей своей семьей, что такое семья. Вы готовы помочь Лунтику? (Да)
- Как мы можем помочь Лунтику?
Дети: - Записать на видео все, что мы знаем о семье и отправить ему.
2. Постановка детьми темы и цели деятельности
Воспитательь: - Вы догадались, какая будет тема?
Дети: - тема "Семья".
Воспитатель: - Мы уже говорили о семье, дома с родителями вы составляли генеалогическое древо, как вы думаете, какая цель у нас сегодня?
Дети: - Цель: рассказать Лунтику все, что мы знаем о семье.
Воспитатель: Правильно, цель: закрепление знаний о семье. Наша задача сегодня вспомнить все о родословной, генеалогическом древе, об обязанностях в семье, вы составите рассказ о своем генеалогическом древе.
Вы будете выполнять разные задания, а чтобы было интересно их выполнять, будете оценивать свою деятельность лучиками: если вы легко и правильно выполните задание, то возьмете лучик оранжевого цвета, если ошибетесь, и вам потребуется помощь, то возьмете лучик желтого цвета. Эти лучики будете приклеивать на большой луч на своем столе.
Прежде чем продолжить, нужно вспомнить наши правила:
- Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответ знаешь, не кричи,
Просто руку подними.
3. Совестная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Загадка
Развитие мыслительной деятельности.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре 7 добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Воспитатель:- Так что же такое «семья»?
Дети: - Это близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат; живут в одном доме, заботятся друг о друге, любят друг друга, оказывают внимание.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто же в семье бывает главным?
Дети: - Папа.
Воспитатель: - Что папа делает в семье?
Дети: - Выполняет тяжёлую работу, ремонтирует то, что сломалось, заботится обо всех, защищает…
Воспитатель: - Папа, какой?
Дети: - Сильный, добрый, заботливый, строгий, смелый, умелый.
Воспитатель: - Мама тоже главная? Что делает мама?
Дети: - Она главная по хозяйству. Она готовит, делает уборку, стирает и гладит бельё, заботится обо всех.
Воспитатель: - Мама какая?
Дети: - Добрая, нежная, ласковая, заботливая, умная, красивая.
Воспитатель: - Дедушка и бабушка тоже главные?
- Как нужно к ним относится?
Дети:- Они самые старшие, мудрые в семье, их надо уважать и слушать.
Воспитатель: - Как бабушка и дедушка проявляют заботу о внуках?
Дети: - Гуляют, играют, читают книги, водят в кружки, в детский сад и забирают после занятий, бабушка вяжет носки, дедушка чинит игрушки.
Воспитатель: - Как вы думаете, дети в семье тоже главные?
Дети: - Как вы думаете, дети в семье тоже главные?
Дети: -
- Они главные помощники в семье.
Воспитатель: -- Кому дети могут помогать в семье?
Дети: - Они помогают родителям, бабушкам, дедушкам, брату или сестре.
Воспитатель: - Ребята, а вы помогаете?
Дети: - Помогаем.
Воспитатель: Поиграем в игру: я буду бросать мяч и проговаривать начало предложения, а вы ловите мяч, повторяете сказанное мною и добавляете слово по смыслу.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Совершенствование полноты слуховых и тактильных ощущений, развитие логического мышления.
(Воспитатель бросает ребёнку мяч и проговаривает начало предложения, дети по очереди ловят мяч, повторяют сказанное и добавляют недостающее по смыслу слово)
- Я умею игрушки… - убирать.
- Я умею цветы… - поливать.
- Я умею пол…. - подметать, мыть.
- Я умею кровать…. - заправлять.
- Я умею посуду …. - мыть.
- Я умею на стол… - накрывать.
Воспитатель: - Подведем итог: кто же в семье главный?
Дети:- В семье все важны, все главные.
Воспитатель: - И я с вами в этом согласна.
- Оцените свою деятельность, возьмите лучик и приклейте его на большой луч. (Берут лучики и объясняют свой выбор).
4. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Дети садятся на стулья перед экраном.
Воспитатель:- Ребята, а кто еще может быть членом семьи?
Дети: - Тети, дяди, племянники, прабабушки, прадедушки.
Воспитатель: - Я вам рассказывала, что с давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Они записывали имена, фамилии в специальные тетради, как они назывались? (картинка на экране)
Дети: - Родословными.
Воспитатель: А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, как это дерево стали называть? (картинка дерева на экране)
Дети: - Генеалогическое древо.
Воспитатель: - Вы с родителями составили семейное древо, кто хочет рассказать о своей родословной? (картинки генеалогического древа семей на экране).
Дети слушают два рассказа.
Воспитатель: - Ребята, выскажите свое мнение о рассказах?
Дети высказывают свое мнение. Воспитатель обобщает. Дети оценивают свою деятельность лучиками.
Воспитатель: - А теперь отдохнем, выходите на ковер.
Подвижная игра «Семейная зарядка»
Координация речи с движением, развитие речевого дыхания.
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: - Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Кто из вас знает и помнит пословицы и поговорки? Развитие памяти.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Дети не в тягость, а в радость.
- Когда семья вместе, и душа на месте.
- Мать кормит детей, как земля людей.
- Семья – это семь Я.
- В дружной семье даже в холод тепло.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- Не нужен и клад, когда в семье лад.
Воспитатель: - Как много вы вспомнили пословиц и поговорок о семье! - Возьмите лучики и оцените свою деятельность. Берут лучики.
Воспитатель предлагает игру.
Дидактическая игра «Кувшин доброты».
Развитие воображения, чувства заботы о семье.
-У меня есть волшебный кувшин с водой доброты. Вода поможет ещё лучше относиться к членам семьи и делать добрые дела. (Дети подходят к столу).
–Подойдите к кувшину и по очереди скажите над водой пожелания своей семье.
Дети по очереди проговаривают пожелания:
- Будьте внимательны друг к другу!
- Любите друг друга!
- Не ссорьтесь!
- После ссоры обязательно помиритесь!
- Не забывайте просить прощения!
- Чаще говорите ласковые и добрые слова!
Воспитатель:
- Вода получила от вас очень хорошую энергию. Я налью вам воды, и эта энергия пойдет от вас вашей семье.
Раздает всем стаканчики с волшебной водой.
5. Рефлексия.
Воспитатель: - Давайте вспомним, какая же тема была? А цель?
- Мы помогли Лунтику?
- Трудно было это сделать, почему?
- Что же мы ответим Лунтику, являются ли друзья Лунтика его семьей? - Нужны вам знания о семье? - Что вам запомнилось и понравилось?
6. Самооценка.
- Всё это время нам светило солнышко! (Макет солнца на доске) - Чего ему не хватает? (- Лучей)
- Возьмите большой луч, посмотрите, лучиков какого цвета у вас больше, оцените свою деятельность.
Поместите свой луч у солнышка.
Дети подводят итог своей деятельности и размещают лучи вокруг солнышка на доске.
- У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что вы много знаете о семье, о родословной, вы были внимательными, дружелюбными. - Я хочу назвать еще одну пословицу: При солнышке тепло, при матери добро! Желаю, чтобы в вашей семье всегда было светло и тепло.