Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка — зима»

Елена Комусова
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка — зима»

Программное содержание:

Закрепить представление о зиме, зимних явлениях;

формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

употреблять в речи существительные в родительном падеже;

учить образованию существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;

продолжать учить образовывать прилагательные, использовать их в речи.

Ход ОД

Чтение рассказа К. В. Лукашевича «Зима»

Она явилась закутанной, белой, холодной.

- Кто ты? – спросили дети.

- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.

- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.

- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

В гостях у нас сегодня южный зверь: жираф. И он не знает что такое зима! Помогите ему отгадать загадки.

С неба – звездой,

В ладошку – водой.

(Снежинка)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

На дворе - горой,

А в избе - водой.

(Сугроб)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лёд)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

(Метель)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

(санки)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой.

(Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня?.

(Коньки)

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год - важна.

(Елка)

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки)

Ребята, скажите какие зимние слова узнал жираф? (снежинка, снег, сугроб, мороз, лёд, иней, коньки, лыжи)

Он говорит, что у него на родине этого нет. Чего нет? (нет снега, мороза, сугроба, льда, инея, метели)

А Зимушка опять за своё, предлагает прочитать стихотворение.

«Стихотворение читай и словечко подставляй»

Тихо, тихо, как во сне падает на землю…. (снег)

С неба все скользят пушинки серебристые…. (снежинки)

На поселок, на лесок всё снижается…. (снежок)

Вот веселье для ребят всё сильнее…. (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в …. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился…. (снеговик)

Рядом снежная фигурка это девочка…. (снегурка)

На снегу- то посмотри с красной грудкой…. (снегири)

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. (снег)

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками идем по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками комок)

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

спать легли (ладошки под щечку).

Игра «Составь снежинку» (из пластмассового конструктора)

Жираф не знал, что…

Снег бывает (какой) белый, пушистый, легкий, холодный, мягкий, серебристый, сверкающий, липкий, мокрый.

Лёд бывает (какой) прозрачный, твёрдый, холодный.

Зима бывает (какая) холодная, морозная, суровая, снежная, ветреная, ранняя, поздняя

Игра «Снежная крепость»

(в кругу)

Из картона вырезаны снежные комочки с написанными на них зимними словами.

«Снежную крепость собирай ласковые слова называй»

Снег-снежок

Лёд-ледок

Снеговик-снеговичок

Метель-метелица

Мороз-морозец

Ёлка-ёлочка

зима-зимушка

Дыхательное упражнение «Вьюга».

- Ребята. Зимой часто бывает вьюга, сильный ветер. Давайте покажем, как она воет: на вдох поднимаем руки вперед, вверх, опускаем через стороны вниз и воем, как вьюга У-У-У. А сейчас вьюга воет громко, а теперь тихо.

Итог.

Морозы сковали землю. Замёрзли реки и озёра. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме можно играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снежную бабу, кататься на лыжах, коньках, на санках. Только животным тяжело в зимнюю пору. Птицы летят ближе к людям. И нам нужно им помочь: сделать кормушки, насыпать в них хлебные крошки, зёрнышки.

А Жираф удивлён. Он замёрз и возвращается к себе на родину в тёплую Африку.

Источники

https://www.maam.ru/detskijsad/-zdravstvui-gostja-zima-1252564.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/11/15/logopedicheskoe-zanyatie-zimushka-zima-v-starshey-gruppe

http://romashka2015.ucoz.com/publ/palchikovye_igry/my_vo_dvor_poshli_guljat/4-1-0-19

https://sibmama.ru/zagadki-zima.htm

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группеИтоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе Образовательные области: Речевое, познавательное, социально – коммуникативное и физическое развитие Цель: Развитие связной речи у детей,.

Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Зимушка — зима» Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме: "Зимушка – зима».Цель[/b]:– обобщить и систематизировать.

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка — зима»
Опубликовано: 21 января 2021 в 23:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Детский мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к 8 Марта
Детский мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к 8 МАРТА Предлагаю Вашему вниманию простую по технике, но в тоже время очень...
Образовательная ситуация «Белка Няша ищет себе новый дом»
Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной...
Дидактическая игра по конструированию «Раскодируй картинку» для детей 5–7 лет
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которая поможет ребятам развить конструктивные навыки, внимание, память, логическое мышление, творческое...