Надежда Беленко
Конспект ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
(образовательная область речевое развитие)
Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением, развивать память.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Заучивание стихотворения И, З, Сурикова „Детство“ с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Задачи: учить детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного рассказывания; развивать у детей поэтический слух; закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах; воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.
Интеграция: физическое, познавательное, коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Материал и оборудование: расписанное узорами зеркало, снежинка, снежинки – эмоции, мнемотаблица, конверты с разрезанной мнемотаблицей, презентация «И. З. Суриков «Детство»
Предварительная работа:
Наблюдения за погодой, природными явлениями; беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций, беседа о И. З. Сурикове и его творчестве на литературной гостиной.
Ход ООД:
В: - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие «Друг» :
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Эмоциональная рефлексия в начале занятия.
Рассмотрите на стенах снежинки – эмоции и подойдите к той, которая вам подходит. Прокомментировать кто, к какой эмоции подошел. Если есть дети, ставшие возле грустной снежинкой дать, посмотреть в волшебное зеркало, разрисованное зимними узорами. – Посмотрите в него и улыбнитесь.
- Ребята, вы догадались, о чём пойдёт сегодня речь? (варианты ответов детей). Если затрудняются, задавать наводящие вопросы.
- Правильно, речь пойдет о зиме.
С помощью зеркала мы с вами можем попасть на зимнюю поляну.
В: В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в зимний лес.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём,
Приключения найдём!
Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, где кому будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые простыней).
«Игра со снежинкой»
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежинку, договорит недосказанное мной слово:
- зимой метель (метёт)
- ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)
- всю зиму медведь в берлоге (спит)
- мороз щёки и нос (щиплет)
- зимой вода в реке (замерзает)
- иней на ветках деревьев (блестит)
- зимой деревья (спят)
- дети на коньках (катаются)
- мальчики санки (тянут)
Упражнение «Нарисуем зиму»
Воспитатель: - Ребята, как вам кажется, зимой на улице красиво?
- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель и дети.)
- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)
- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)
- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)
- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)
- Сдуйте с ладошек снежинки.
Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.
- Ребята, скажите, а что вам нравиться делать зимой? (ответы детей)
- Вот и один поэт очень любил в детстве кататься на санках. Мы с ним ознакомились на литературной гостиной. (варианты ответов детей) – Что вы можете рассказать о нем?
Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. Когда поэт был маленький любил кататься с горы на санках, а когда вырос даже написал об этом стихотворение. (Чтение стихотворения без установки на запоминание).
- Слушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста, своим впечатлениями, какие чувства у вас вызвало это стихотворение.
Стихотворение И. З. Сурикова «Детство» (отрывок)
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.
- О каком времени года пишет поэт?
- Что вспоминает Иван Суриков?
- Как поэт пишет про гору? Какая она?
- Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб» (КУБАРЕМ, нареч. Разг. Перевертываясь, кувыркаясь при движении, падении; «под гору» - вниз.)
- Как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года?
- Почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего?
- С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение?
Чтение стихотворения с картинками из презентации.
Физкультминутка «Снежинки»
Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки
Приодели белый свет,
Набросали белый плед
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились
И на землю тихо- тихо
Опустились и притихли.
Работа над стихотворением по мнемотаблице.
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Спросить 2 – 3 человек, которые выбирают себе пару для рассказывания стихотворения.
Игра «Вьюга»
Воспитатель: - Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».
Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)
Рефлексия: «Разрезные картинки».
- Ребята, вьюга, проказничая в лесу, рассыпала всё наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.
Разделитесь на две команды. Придумайте зимнее название команды. Воспитатель раздает детям конверты с разрезными мнемокартинками. Дети должны собрать картинки и вспомнить стихотворение. Затем команда проверяет у другой команды, если есть ошибки исправляют и проговаривают вместе с воспитателем.
- Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова» :
«В зеркале я отражусь, Где захочу, там и окажусь
Перенеси нас, зеркало, Обратно, в детский сад».
Упражнение «Закончи фразу»
- Сегодня я узнал….
- Было интересно…
- Было трудно…
- Было легко…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
Подойдите к снежинкам – эмоциям и объясните, какие у вас чувства вызвало занятие.