Папки-передвижки

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски

Елена Рыжикова
Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме : «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски

Рыжикова Елена Александровна,

воспитатель

ДС № 164 «Весточка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Задачи:

ОО «Познавательное развитие» :

Публикация «Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме „Натюрморт, Жанр живописи“ с использованием интерактивной доски» размещена в разделах

• Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений.

• Формировать у детей понимание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа.

• Развивать чувство композиции.

• Формировать умение воспринимать пропорции предметов.

• Расширять познания детей о средствах выразительности, используемых художником.

• Развивать активный интерес и понимание содержания картин.

• Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

• Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

• Воспитывать эстетические чувства.

• ОО «Речевое развитие» :

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Обогащение словаря: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость;

Активизация словаря: натюрморт, пейзаж, композиция, загораживание, муляж.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

• Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца, желание помочь сверстнику.

Материалы и оборудование: интерактивная доска; интерактивные игры : «Составь правильно», «Найди лишнее»; презентация «Натюрморты»; предметы для составления композиции: ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей, плоскость стола покрытая скатертью, ткань, мольберт на каждого ребенка, карандаши простые, ластик, листы бумаги форматом А3, салфетки.

Предварительная работа:

• Рассматривание репродукций с жанрами «пейзаж» и «портрет»

• Д/ И: «Составь свой пейзаж», «Дорисуй портрет», «Дорисуй симметричный предмет», «Линия горизонта»

• Отгадывание и загадывание детьми загадок

ЭОР:

1. https://lesokhina.ru/still-life1.php

2. https://about-artart.livejournal.com/804205.html

3. https://photo.i.ua/user/2585461/222077/5908113/

Ход:

1. Водная часть

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды», что вы видите? (Слайд№1).

Дети: Виноград, стол, цветы, пионы, стакан с водой, графин, персики…

Педагог: А скажите, пожалуйста, портретом эту картину можно назвать? И почему?

Дети: Нет. Потому что, портрет это изображение человека.

Педагог: Ну, тогда, может быть это пейзаж?

Дети: Нет, это не пейзаж. Пейзаж - это изображение живой природы, море, лес, поле, небо.

Педагог: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего? (Показывает различные натюрморты в презентации). Попробуйте подобрать слово.

Дети: Вещи. Различные предметы, посуда, еда, мебель.

Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или пруд в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части – «nature» и «morte», которые переводятся соответственно как «природа, натура, жизнь» и «мертвый, тихий, неподвижный». Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово «натюрморт». Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.

Педагог: Первыми обратились к изображению мира предметов голландские художники Питер Клас «Натюрморт с омаром». (Слайд № 2, 3, 4, 5, 6) Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат и свежесть даров природы. «Какая это странная живопись - натюрморт : она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Паскаль, французский философ (1623-1662 г. г.)

Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. (Слайд №7) Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы - вянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.

2 Часть. Д/и с использованием интерактивной доски «В картинной галерее»

Педагог: Я предлагаю вам игру «В картинной галерее».

ИГРА «В картинной галерее» использованием интерактивной доски)

этапы Деятельность педагога Деятельность ребенка у интерактивной доски Деятельность других детей

вводный - Картинная галерея - это место, где выставляют и хранят картины, произведения искусства различных художников. Картин так много, что работники галереи не успевают оформить выставку. Давайте им поможем.

- Перед вами две «стены» голубая и зеленая. На нашей интерактивной доске вы видите различные иллюстрации натюрмортов и других репродукций различных жанров живописи (анималистика, пейзаж, портрет, бытовой жанр, скульптура). Цель задания: вам нужно развесить картины так: на голубой стене - натюрморты, а на зеленой стене – все остальные картины. Постарайтесь использовать всю плоскость стен, чтобы картины не загораживали друг друга и хорошо просматривались. Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре. Оознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД.

Выполняют задание на ИД (поочередно) :

1. Сортируют картины по «стенам» в соответствии с цветом и задачей (стилусом или действуют рукой)

2. Красиво компонует выбранные картины на «стенах». Контролируют правильность выполнения задания, помогают.

заключительный - Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания

- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Мы сегодня помогли работникам картинной галереи оформить выставку картин. Участвуют в проверке результатов выполнения задания.

Участвуют в анализе. Демонстрируют полученные знания и умения.

- Ребята на доске выполнили задание правильно.

3 Часть. «Составь натюрморт»

Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?

Дети: На столе, на полу, на скатерти.

Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т. к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, но не впереди, а в середине плоскости стола. Для художника важно чтобы все предметы лежали красиво. Предметы не должны полностью загораживать друг друга, не должны лежать на одной линии. Все предметы группируются в единый смысловой центр.

Педагог: Предлагаю вам потренироваться на нашей доске и составить по образцу натюрморт.

Д/и с использованием интерактивной доски «Составь натюрморт»

тапы Деятельность педагога Деятельность ребенка у интерактивной доски Деятельность других детей

вводный Знакомит с названием игры, демонстрирует изображение на ИД. Создание «проблемной ситуации» и вовлечение дошкольников в ее решение:

- Перед вами готовый натюрморт, а рядом пустая плоскость стола. Из представленных предметов, выберите, необходимые и соберите натюрморт по образцу. Найдите для каждого предмета четкое его положение на плоскости стола.

- Учитывайте: центр композиции натюрморта, что стоит ближе к краю стола, что дальше, загораживание предметов.

Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре.

Осознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД

основной Организует выполнение задания (наблюдает, корректирует исполнение задания).

Действует в соответствие с образцом:

- Выделяю центр композиции натюрморта вазой.

- Ближе к краю стола ставлю чашку и т. д. Контролируют правильность выполнения задания, помогают.

заключительный Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания.

- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Вы очень внимательны! И точно повторили образец натюрморта. Вам понравилось составлять натюрморт? Участвуют в проверке результатов выполнения задания.

4 Часть. Практическая часть.

Педагог: А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт из

тех предметов, что здесь лежат. Это муляжи – точные копии овощей и фруктов. Вот плоскость стола, покрытая скатертью. Мне нужен помощник. Выходит ребенок и помогает расставить предметы натюрморта.

Педагог: Составим свой натюрморт из предметов, что я приготовила. В центр поместим вазу с цветами, она самая главная будет в нашей картине. Справа и слева другие предметы. Нельзя располагать все предметы на одной линии, поэтому муляж груши расположим чуть впереди слева, а перец справа, еще ближе к нам, вишенки, близко к переднему краю горизонтальной плоскости, впереди. На вертикальную плоскость повесим красивую ткань со складками. Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.

Педагог показывает способ компоновки композиции натюрморта на интерактивной доске, комментирует свои действия.

Педагог: Все время смотрите на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места в листе. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга, а также: Что это за предметы? Какие они? Форма? Размер? Какой больше? Какой меньше? Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше? Какой предмет справа от вас? Какой слева? Мысленно представляем сложный по виду предмет, из каких геометрических форм он состоит. Ваза имеет круглое основание и горлышко, расширяющееся к верху. Значит, круг и трапеция. Ручка дугой, располагается на вазе справа. И так находим местоположение и форму каждого предмета. А теперь приступайте к рисованию с натуры. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простыми карандашами композицию нашего натюрморта, а на следующем занятии мы поговорим о цвете нашего натюрморта.

Педагог контролирует выполнение задания и оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

Прикреплённые файлы:

natyurmort_e4oq7.ppt | 2447 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе с использованием интерактивной доски «Весёлые снеговики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад №1 «Солнышко» общеразвивающего.

Конспект занятия по ПДД с использованием интерактивной доски в подготовительной группе Конспект по ПДД в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Цель. - Углубить знания детей о переходе дороги, ее особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски
Опубликовано: 10 июня 2015 в 03:28
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД