Папки-передвижки

Конспект ОД по ручному труду «Куклы-пеленашки, кувадки» (3 фото)

Анна Алферова
Конспект ОД по ручному труду «Куклы-пеленашки, кувадки»

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе

изготовление куклы «Пеленашки», «Кувадки»

Подготовила и провела воспитатель высшей категории

Алферова Анна Викторовна

МБДОУ №78 г. Липецка

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

2. Учить мастерить куклу «Пеленашку», «Кувадку» из лоскутков ткани, по выбору.

3. Приобщать детей к русским народным традициям.

Публикация «Конспект ОД по ручному труду „Куклы-пеленашки, кувадки“» размещена в разделах

4. Активизировать словарный запас дошкольников.

5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.

Предварительная работа:

- создание мини-музея кукол

- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

- игры с куклами;

- беседа о старинных русских именах;

- рассматривание русского национального костюма;

- знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы:

- мини-музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани)

- сундук (с лоскутками);

- на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, ленты для завязок);

Ход:

1. Беседа воспитателя с детьми:

- Ребята, что это такое? (удивленно, в руках сундучок)

- Хотите узнать, что там лежит?

- Но чтобы узнать, нам надо сказать волшебное заклинание.

- Какие заклинания вы знаете из сказок? (Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок). Открывают.

- Ребята, что же это? (лоскутки)

- А для чего они нужны? Что можно из них сделать?

- А хотите узнать, что еще можно сделать из этой ткани?

- Проходим к мини- музею (там выставлены куклы)

- Ребята, я вас приглашаю в Мини – музей кукол. Посмотрите на них внимательно. - Вам нравятся эти куклы?

- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?

- Почему вы думаете, что это старинные куклы?

- Действительно, эти куклы старинные. В такие куклы играли бабушки ваших бабушек. Они делали их САМИ!

- Посмотрите, во что они одеты? Из чего они сделаны?

- Да, они сделаны из ниток, из простых лоскутков ткани, из соломы и даже из деревянной ложки.

-А почему эти куклы безлики, у них нет глаз, носа, рта?

Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу.

Ее можно взять, когда вы идете спать или играть.

- Этих кукол называли оберегами.

- Что означает ОБЕРЕГ?

Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняю, оберегаю от всего плохого.

В нашем мини-музее есть не все народные куклы.

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек.

- Как называется эта кукла? Как вы думаете?

Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если

положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

- А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу так называли?

- А как называются эти куклы?

Это куклы-кувадки. Это одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении. Эти куклы помогали отвлечь нечистую силу от матери и новорождённого ребёнка.

- Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

А где же можно взять таких кукол? В магазине можно их купить?

- А хотите научиться их делать своими руками?

- Тогда подходите к столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

2. Объяснение предстоящей работы:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем-

получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку

треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, завязываем.

- Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё атласная лента, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу (читаем схему)

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

-А теперь я хочу с вами поиграть.

Игра называется «Разбери куклу»

Показываю готовую куклу, вместе с детьми начинаем ее разбирать, после читаем схему с конца.

- Вы сами можете выбрать, какую куклу вам делать.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз,

закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора.

(Дети подходят к столам и выбирают)

4. Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

5. По окончанию работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них.

- Как зовут твою куклу?

- Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?

- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?

- Наши бабушки любили играть не только в куклы, но и рассказывать сказки, разговаривать и водили хороводы.

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

-Хоровод - подсказывают дети.

6. Все встают в круг и водят хоровод «Во поле берёза стояла».

7. Итог:

- Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось в музее кукол?

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились в музее кукол?

- Как называются эти куклы? (пеленашка, кувадка, зерновушка, столбушка, крупеничка…Это куклы-обереги).

- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. Вы можете с ними поиграть или подарить тем, кому задумали.

Конспект ОД по ручному труду «Куклы-пеленашки, кувадки»
Фото «Куклы-пеленашки, кувадки»
Конспект ОД по ручному труду - фото
Публикации по теме:

«Куклы-Кувадки, сделаны с любовью и добром» (фотоотчёт)«Куклы-Кувадки, сделаны с любовью и добром» (фотоотчёт) Узнав, что на сайте проходит такая замечательная акция "Гирлянда дружбы", нам очень захотелось принять в ней участие. Было принято решение.

Конспект НОД по ручному труду «Наша улица» Тема «Наша улица» Цель. Учить детей конструировать дома из готовых форм Задачи. - Учить анализировать конструкции сооружений, определять.

Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка»Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка» Очень мне понравились «Пестрые бабочки» Ольги Волченковой. Вот прямо сразу запали в душу! И на ближайшем занятии по ручному труду я решила.

Конспект НОД по ручному труду в средней группе «Веточка вербы»Конспект НОД по ручному труду в средней группе «Веточка вербы» Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы,традиции Вербного Воскресенья. Программные задачи:.

Конспект НОД. по ручному труду и аппликации «Будка для собаки»Конспект НОД. по ручному труду и аппликации «Будка для собаки» Конспект НОД. Ручной труд. Аппликация «Будка для собаки» Программные задачи О: Вспомнить части тела собаки: туловище, голова, лапы, хвост,.

Конспект занятия по ручному труду «Вдевание нитки в иголку»Конспект занятия по ручному труду «Вдевание нитки в иголку» Конспект по ручному труду «Вдевание нитки в иголку» Цель: Создать условие для продуктивной деятельности по ручному труду: вдевание нитки.

Конспект занятия по ручному труду «Аппликация «Платье для мамы»Конспект занятия по ручному труду «Аппликация «Платье для мамы» Ручной труд. Аппликация «Платье для мамы» Программные задачи О: Вспомнить виды одежды, ее предназначение, из чего делают одежду, последовательность.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по ручному труду «Сандалии для куклы Маши»Мастер-класс по ручному труду «Сандалии для куклы Маши» “Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы).Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы). Занятие по ручному труду в старшей группе "Мартинички" (нитяные куклы).Цель: -Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: - Научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ручному труду «Куклы-пеленашки, кувадки»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 23:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД