Папки-передвижки

Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Галина Шеина
Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Старшая группа Воспитатель: Шеина Г. В.

Цель:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в «русской избе»;

Публикация «Конспект ООД „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах

- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;

Предварительная работа:

- встречи в «русской избе», беседы характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома).

Словарная работа:

Горница, прялка, чугунок, ухват, сундук, рушник, лапти, крынка, хлебосольство.

Оборудование:

Зал оформлен в виде горницы крестьянской избы, предметы русского быта - печь, лавка, прялка, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики, ухват, чугунок и т. д.

Ход занятия:

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Хозяйка (с поклоном встречает детей) : Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!

Проходите, гости дорогие, милости просим! Вы у меня гости частые и желанные. Дети, давайте поприветствуем и гостей наших!

Дети здороваются с гостями.

Хозяйка: Присаживайтесь на лавку, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Дети садятся в горнице.

Красному гостю – красное место.

Ребята, посмотрите, как я живу!

Раньше в избе была всего одна комната и называлась она «Горница».

Хозяйка: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Хозяйка: Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка:

Печка занимает самое большое место в моей избе. Она самая главная! В печке пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили грибы, ягоды, травы, одежду, обувь. Печка не дает замерзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Хозяйка: Как в старину про печь говорили?

Дети:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

И сверчок поёт где-то рядышком.

Как с тобой тепло, печка-матушка!

Хозяйка: Вот видите, как ласково называли печь - «Печка-матушка». А чем топили печь?

Дети: дровами.

Хозяйка: Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей горнице.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из нее потом вязали носки и варежки.

Ребята, посмотрите на стол. Раньше вся посуда была глиняная или деревянная.

Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молоко?

Дети. В крынке.

Хозяйка:

Хранили хозяйки молоко в крынках. Крынки сделаны из глины и в них молоко долго не прокисало.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого человека была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке готовили щи да кашу. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Угадайте, что это?

Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего 2-3 ведра.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Ребята, а что постелено у меня на полу?

В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые. А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

Хозяйка: Хозяйки вязали половики из разноцветных лоскутков ткани. (Из старой одежды)

Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. - Вот так “всем миром” коротали время за работой, разговорами, весёлыми шутками, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки? Расскажите их.

У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется

Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

Обманули простака -

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Плакса, вакса,

Гуталин

Проглотил

Горелый блин.

Хозяйка: Любой труд был почё тен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду,

гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.

Ребята, а вы помогаете своим родителям? Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете трудиться! Пока я убирала в избе, мой кот Васька все клубочки с нитками размотал. Он у меня такой проказник! Нужно клубочки смотать, чтобы потом можно было вязать. Ну-ка, ребята, выходите, свое умение покажите!

Игра: «Намотай нитку в клубок»

Молодцы ребята! Справились с заданием. Длинными зимними вечерами я навяжу своим внучатам теплых носочков.

Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.

Ребята, а вы знаете пословице о труде и трудолюбии? Давайте вспомним их.

Пословицы:

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

Разговорами каши не сваришь.

Хозяйка: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.

А я вот вам ещё одну напомню:

«Спишь, спишь, и отдохнуть некогда».

Про кого это сказано?

Дети: Про лодыря, бездельника.

Хозяйка: В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.

А трудолюбие всегда было в почё те: «Землю красит солнце, а человека труд»!

Хозяйка: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.

Русская народная игра : «Игра с лентой».

Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит) :

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Ребятки, вы такие веселые, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка: Ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Хозяйка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Хозяйка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Хозяйка: Ребятушки, посмотрите это что? (сарафан, рубашка, рушник, лапти)

Дети: (ответ детей).

Хозяйка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Такие наряды носили русские женщины. На Руси основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка – рубаха.

Значит этот наряд, какой?

Дети: женский.

Хозяйка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины, парни.

Хозяйка: Этот наряд, какой?

Дети: Мужской.

Хозяйка: Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали длинным поясом – кушаком.

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, почему рубаху называли косоворотка?

Хозяйка: Она так называется потому, что разрез ворота находится не по середине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.

Люди в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать.

Что за обувь тогда носили?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, на Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти

держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Словесная игра «Старинное словечко»

Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаз, лапти-сапоги, кушак-пояс, сундук-шкаф,

Хозяйка: Молодцы, ребята. Я вижу, вы много знаете о быте наших предков.

А вам, ребятки, понравилось у меня в гостях? Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

До свидания. До следующей встречи! Буду рада снова видеть вас у себя в избе!

Публикации по теме:

«Посиделки в русской избе». Литературно-музыкальное выступление старшей группы«Посиделки в русской избе». Литературно-музыкальное выступление старшей группы День открытых дверей в детском саду «Солнышко» пос. Приамурский Воспитатели: Мотрук Анжелика Викторовна и Шиповская Евгения Юрьевна Цель:.

Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе»Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе» Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе» Итоговое мероприятие к проекту «Я живу в России» Цель: Духовно-нравственное воспитание.

«Путешествие по русской избе». Конспект занятия в подготовительной группе«Путешествие по русской избе». Конспект занятия в подготовительной группе Путешествие по русской избе» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представления детей о жизни русского народа в старину Задачи:.

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по Русской избе» Цель: создание делать результативность Формировать представления о предметах везёт высокими детская быта в Русской избе: смотрят стереотип.

«Посиделки в русской избе». Развлечение для детей ЗПР от 4 до 5 лет в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Развлечение «Посиделки в русской избе» Програмное содержание: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать.

Развлечение «Посиделки в мордовской избе» для старшей группы детского сада Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной национальной культуры и духовности на основе мордовского фольклора.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Цель: музыкальное воспитание детей на основе русской народной.

Тематический досуг по познавательному развитию в подготовительной группе «Этнографические игры в русской избе»Тематический досуг по познавательному развитию в подготовительной группе «Этнографические игры в русской избе» Цели: 1. Продолжать формировать первоначальные представления об истории родного края, о его красоте и богатстве, знакомить с подлинными.

Беседа «В гости к бабушке. Предметы быта в русской избе»Беседа «В гости к бабушке. Предметы быта в русской избе» В гости к бабушке. Задачи:Образовательные:формировать представления о предметах быта в русской избе-печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло,ведро,.

Интегрированное занятие в форме виртуальной экскурсии «Путешествие по крестьянской избе» в подготовительной группе Интегрированное занятие - прогулка в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» Цель: изучение быта русского народа, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 31 июля 2019 в 17:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД