Конспект ОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) «По тропе нашей малой Родины»

Елена Курунтяева
Конспект ОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) «По тропе нашей малой Родины»

Дошкольное отделение «Улыбка»

ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского с. Елховка

Воспитатель

Курунтяева Е. В.

Конспект ОД: Познавательное развитие –

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

«По тропе нашей малой родины».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели: пополнять знания о родном крае; дать понятие, что такое малая родина, познакомиться с её богатствами, особенностями, разнообразием растительного и животного мира, экологической системой Елховского района, Красной Книгой; воспитывать любовь и гордость за свой край; обогащать активный словарь детей, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране; расширять кругозор на основе доступного материала; ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Планируемые результаты: имеет представление, что такое малая родина; понимает важность охраны окружающей среды и бережного отношения к природе родного края; самостоятельно составляет рассказ о посильной помощи каждого человека в деле сохранности растительного и животного мира; употребляет в речи русские народные пословицы; умеет доброжелательно сотрудничать с товарищами, эмоционально откликается на красоту природы на иллюстрациях и слайдах презентации и в художественных произведениях; выполняет макет самолетика способом оригами по инструкции педагога.

Материалы и оборудование: иллюстрации (презентация) природы, растительного и животного мира Елховского района; разноцветные «поля» в виде геометрических фигур, карточки «как нужно вести себя в лесу», письмо от Старичка - Лесовичка, карты России, Самарского края, Елховского района; карты-схемы «мои пожелания», листы А4, фломастеры, записи музыкальных произведений: «Вижу чудное приволье», пение птиц, шум леса, звук летящего самолета.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Вводное слово воспитателя. (дети встречают воспитателя стоя в кружочке (негромко звучит мелодия «Вижу чудное приволье»). – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Вячеславовна.

- Послушайте музыкальную композицию (прибавить звук) и представьте, в какое путешествие приглашает нас эта музыка (ответы детей)

Да, вы правы, эта красивая мелодия приглашает нас в удивительный мир природы, мы полюбуемся красотой растительного и животного мира, и обязательно встретим и узнаем что-то новое, интересное, загадочное. Готовы? Присядьте на стульчики, а теперь представьте себе, что это не просто стулья, а салон самолета, на котором мы отправимся в полет (звук летящего самолета, дети закрывают глаза)

2. Беседа на тему «По тропе малой родины». Открывайте глазки. Пока мы летим, давайте побеседуем. Если выглянуть в иллюминатор нашего самолета, можно увидеть, какой огромный наш общий дом – планета Земля (карта России). Как много таинственных и заманчивых стран, но самая удивительная оказывается наша Родина. Как и у каждого человека, у нашей страны есть имя, назовите ее имя? (Наша Родина – Россия). А как еще мы можем назвать Россию, применив слова: мать, отец. (Отчизна, Отечество, Отчий дом, Родина - Мать, Россия-Матушка.)

Родина моя – бескрайняя Россия И Сибирь, и Волга, и Урал,

Все места для русского святые, Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля –

Все нам говорит о самом важном – Только здесь родимая земля.

Мы живем в России. Необъятны её просторы (показать на карте). Как нас, всех людей, живущих в России, можно назвать одним словом (россияне). Но мы с вами еще живем и в Самарском крае, значит мы с вами еще и… (Самарцы). На что похожа карта Самарской области? (карта Самарской области похожа на сердце). Вы правы, поэтому Самарскую область называют – сердцем России. Но самое главное, что мы с вами живем пусть и в небольшом, но красивом и удивительном районе. Как он называется (Мы живем в Елховском районе) (показать карту Елховского района, а как жителей нашего района одним словом можно назвать (Елховчане). И если Россия для нас огромная, бескрайняя родина, то Елховку, Елховский район – мы считаем нашей малой родиной.

• Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Как я уже говорила, мы сегодня будем путешествовать по одной из малых улочек нашей огромной страны – по Елховскому району.

Мы все любим и восхищаемся нашей малой родиной, по своему неповторимым Елховским районом. У каждого из вас есть своя любимая улица, где вы живете, растете, скоро пойдете в школу.

Вот мы и прилетели, выходите из «самолета». Посмотрите в окно, какая прекрасная, весенняя погода. Давайте раскроем ладошки навстречу солнцу (вытягиваем руки в сторону окна, наберемся тепла и энергии и отправимся по тропинке в мир природы нашего района. По дорогам едут, а по тропам идут, чтобы ничего не пропустить, все запомнить, отложить в своем сердце и душе. Мы должны помнить, отправляясь в путь: нужно быть внимательными, зоркими; не обижать животных и птиц, беречь природу.

Сегодня мы постараемся пройти по самым лучшим тропам нашей малой родины, где шагали наши предки. (презентация прилагается)

А вот и первое поле, которое встретилось нам на пути. Какого оно цвета и формы? (это поле желтого цвета, круглой формы). Это поле символизирует Елховские степи. Степи у нас необычные: они золотые, потому что их распахали и превратили в поля. Кто знает, что выращивают на полях Елховского района (слайд №1- поле с колосьями, 2-поле подсолнухов, 3-поле с гречихой) (пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, подсолнух). Какие из перечисленных вами растений выращивают для приготовления хлеба? (пшеница, рожь). Хлеб – наше главное богатство. Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы). «Хлеб» - люди произносят это слово с чувством глубокого уважения, теплотой. А как ласково можно назвать хлеб? (хлебушко, хлебик, хлебчик, хлебок). Вспомните и назовите пословицы о хлебе («Без печки холодно, без хлеба голодно», «Хлеб – всему голова», «Обед - не обед, если хлеба нет», «Без труда хлеб не родится никогда»). Давайте будем бережно относиться к хлебу, ведь в нем столько вложено труда и пота многих людей разных профессий!

Продолжаем наше путешествие, шагаем дальше. Теперь перед нами другое поле. Какого оно цвета и формы? (это поле зеленого цвета, треугольной формы). Может, вы сами догадаетесь, что может скрываться под зеленым треугольным полем? (ответы детей: природа, растительность, леса, растения). Моя подсказка (или вывод):

Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом:

Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям синицей.

И прекрасна жизнь вокруг Человек природе друг.

Впереди нас ждет чудесная прохлада леса. Ведь лес – сказочный мир, он полон загадок и таинств. Лес многих приютил. Назовите животных, которые обитают в лесах Елховского района (слайд №4-кабаны, 5-лоси, 6-зайцы, 7-лисы, 8-белки, 9-олени, косули, енотовидные собаки, хорьки, ласки, ежи, муравьи, совы, сороки, дятлы и др. животные). Давайте и мы с вами из ребят превратимся в зверят. (дети выстраиваются кругом и выполняют движения по ходу стихотворения, которое читает педагог) (музруководитель – подыгрывает)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

На минуточку представим,

Что зверятами мы стали.

Девочки и мальчики,

Прыгаем, как зайчики.

Покажите-ка, ребята,

Как ходит мишка косолапый.

Вот болото. Мы, ребята,

Прыгаем, как лягушата.

Мы болото оглядим

И, как цапля, постоим.

Теперь к речке подойдем

И, как рыбки, поплывем.

Из речки выбрались на мостик,

Изобразили лисий хвостик.

Бабочками мы порхаем

И забот совсем не знаем.

Запасы делает хомяк. А щеки надувает как?

Не устали? Все в порядке? Поскакали, как лошадки.

И как из мультика енот, Улыбнитесь во весь рот!

И так, природа – это не только животные, но и растительность: слайд №10 -сосновые леса, 11-смешанные, лиственные, 12-лесополосы, кустарники, травы, 13-красивые цветы. А для чего необходимы растения? (Чтобы воздух был чище, вредные вещества оседают на листьях дерева, служат препятствием на пути степных ветров). Полюбуемся красотой леса (на экране, или иллюстрациях). Какой чистый воздух! Давайте наберем полные легкие воздуха и превратимся в «веселых пчелок» (проводится дыхательная гимнастика – дети вдыхают воздух, на выдохе произносят З-З-З); А теперь мы с вами маленькие ежики (дети приседают, обхватывают колени руками, на вдохе произносят Ф_Ф_Ф)

Почему так легко дышится в лесу? (лес – легкие планеты, все растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.) А еще есть деревья, которые выделяют особые вещества, очень полезные для человека. Это сосна, сирень, черемуха, они выделяют вещества, которые убивают микробы и бактерии в воздухе. Эти вещества называются фитонциды (повторите). А где еще есть такие вещества? (в луке, чесноке). Какие еще деревья окружают нас в Елховском лесу? (Клен, дуб, ольха, осина, сосна).

А еще, я хотела бы, чтобы вы полюбовались красивейшими березовыми рощами (слайд №14, что растут в нашем районе. Как называют в народе березку? (русская красавица, невеста, кудрявая, стройная, нежная, белоствольная).

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками, С зелеными сережками.

Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую. То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую. Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

Давайте продолжим наше путешествие. Вот перед вами еще одно поле. Какой формы и цвета это поле? (это поле прямоугольной формы, красного цвета). Это поле символизирует Красную Книгу России. Вы знаете для чего была создана Красная Книга? (В Красную Книгу занесены животные и растения редкие, исчезающие, которые человек взял под свою охрану). На этом поле нужно быть очень аккуратным, внимательным, чтобы случайно не уничтожить (не сорвать, не наступить, не раздавить, какое-нибудь редкое растение или насекомое. Поэтому, давайте, вы присядете на эти специальные скамеечки, отдохнете. (дети рассаживаются, а воспитатель обращает внимание детей на письмо прикрепленное к уголку Красного поля). Старичок Лесовичок написал вам письмо: «Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их. Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, И не будет красоты.»

В письме еще есть карточки. Это Старичок Лесовичок вам задания прислал. Скажите, пожалуйста, чем мы можем помочь лесу? (не жечь костры в лесу, соблюдать правила поведения в лесу, не ломать деревья, убирать мусор, после себя – карточки «правила поведения в лесу») мулотимедийное пособие прилагается). Посмотрите, какой у меня на картинке красивый цветок.

Вы знаете, как он называется? (ландыш (слайд №15). Кажется, что в нашем Елховском лесу, и других местах, много этих замечательных цветов. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вскоре ландыши могут совсем исчезнуть. Вы хотите, чтобы на земле не осталось ландышей? (ответы детей). Тогда, гуляя с родителями по лесу, напомните им, что ландыш занесен в Красную Книгу, и его рвать нельзя! Я сделала вам макет Красной Книги, и хочу подарить вашей группе. («Растения и животные Елховского района занесенные в Красную Книгу»).(слайд №16) Вы можете продолжить пополнять её, помещая в неё иллюстрации редких растений и животных нашего края (ветреница, №17-первоцвет, колокольчик широколистный, №18-кувшинка, №19-кубышка, №20-жук-олень).

- Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы, начиная с природы нашей малой родины. Давайте получше узнаем окружающий мир, а, узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.» так, заканчивается письмо Старичка - Лесовичка.

Я приглашаю, вас, пройти к следующему полю. Оно какой формы и цвета? (это поле овальной формы, голубого или синего цвета). Как вы думаете, что означает этот цвет? (это реки и озера Елховского района):

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не смогут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода.

На берегу какой реки раскинулся наш Елховский район? (на берегу реки Кондурча) (слайд №21). Скажите, пожалуйста, какие животные и растения обитают в водоемах нашего района? В маленьких речушках, впадающих в Кондурчу, в озерах, прудах? (в наших водоемах водятся: рыбы (сомы, карпы, караси, раки, улитки, лягушки (слайд №22, жабы, цапли (слайд №23, дикие утки (слайд №24, бобры (слайд №25, ивы, кувшинки, кубышки, камыш (слайд №26, стрекозы (слайд №27,водоросли и т. д.).

Вот и кончились поля, путешествие наше подходит к концу, но еще много неизведанного вами осталось. Впереди вас ждут новые открытия и путешествия, которые вы совершите в своей жизни. Так, что же нужно делать, чтобы наша Родина была еще краше? (беречь, сохранять природу, любить свою Родину и наш Елховский район.)

3. Конструирование из бумаги (оригами).

Я хочу открыть вам еще один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился и вырос, где сам проторил дорогу, где твой дом и живут твои родители. Я предлагаю вам, сложить из бумаги самолетики желаний. Сначала вы на листках бумаги, нарисуете, в виде схемы, свои пожелания людям всего мира. (воспитатель, вместе с детьми рассматривает и обсуждает схемы, например: нарисованное на весь лист солнце – схема – «Я хочу, чтобы всегда светило солнце»; облачко- чистое небо над головой, дерево – зеленели леса, и чтоб их не вырубали; волны – были чистыми моря, реки, океаны; галочка (схема птицы) – чтоб на земле было много птиц; капелька – чтоб люди берегли воду; цветок – не уничтожали растения, не рвали зря цветы и т. д., (примеры рисунков-схем положить перед детьми на столы). Когда дети закончат рисовать схемы, сложить листы в виде самолетиков (по инструкции воспитателя). (воспитатель предлагает детям сдать самолетики ей; она передаст их знакомому вертолетчику, Леониду Васильевичу. С высоты птичьего полета он запустит ваши самолетики, разлетятся они по всему свету, и узнают все люди Земли, о чем мечтают Елховские дошколята, задумаются, и вместе с нами будут бережнее относиться к своей планете!

4. Рефлексия. Старичок Лесовичок очень любит, когда люди выращивают сады, ухаживают за растениями. Поэтому, на память о нашем путешествии, он прислал вам яблоки из своего сада! Угощайтесь, и помните о бережном отношении к природе.

Публикации по теме:

«День единства поколений». Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе Организованная образовательная деятельность по теме: «Единство поколений» Программные задачи: 1) Познакомить детей с героическим прошлым.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Осень к нам пришла» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Осень к нам пришла Цель: формирование знания детей об осени Задачи:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Комнатные растения» Образовательная область: познавательное развитие Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная. Цель: развивать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе.Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе. Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» Задачи: 1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме «Осень» Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Осень» в старшей группе Задачи: 1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Обувь» .

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для подготовительной группы «Мои права» Мероприятие приурочено к празднованию Дня Конституции РФ 12 декабря___ Цель: упорядочить, систематизировать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «На лесной тропинке» Образовательные области: Познавательное развитие, формирование целостной картины мира, здоровье. Цель: Закрепление знаний о лесных животных.

Творческий отчёт о работе по нравственно-патриотическому проекту «Моя семья — частица нашей малой Родины» Творческий отчёт о работе по нравственно-патриотическому проекту «Моя семья - частица нашей малой Родины п. Невон» «Любовь к родному краю,.

Видеоотчёт занятия по формированию целостной картины мира «Богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Искусство
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) «По тропе нашей малой Родины»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 15:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Подборка осенних игр для праздников и досугов.1 часть
Вчера показала вам, дорогие коллеги, "Осенний альбом" с методическими материалами( посмотреть можно здесь ) В нем есть раздел "Игры", которые можно...
Фоторепортаж о посещении концерта во Дворце Спорта имени Гамида Гамидова сотрудниками...
Дворец спорта имени Гамида Гамидова, один из лучших на Северном Кавказе. Наш город Хасавюрт - спортивный город. В городе ребята, подростки-будущие...
Детский мастер-класс по пластилинографии «Осенние краски» в старшей группе
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....