Ивенская Венера
Конспект ООД «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему: «Путешествие в Арктику»
для детей подготовительной группы.
Воспитатель первой квалификационной категории
Ивенская Венера Минвалиевна.
Пгт. Берёзово, ХМАО-Югра
2017
Форма проведения: игровая.
Цель: Систематизация знаний о жизни животных в Арктике.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
-закрепить представление детей по теме «Животные Севера» ;
-учить экспериментировать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и любознательность;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать выразительную речь;
- согласовывать речь и движения;
- обогащать словарь по теме занятия.
Воспитательные:
-вызывать у детей любовь к природе;
- воспитывать интерес и стремление изучать природу.
Предварительная работа. Чтение произведений художественной литературы В. Катаев «Цветик – семицветик», Г- Х. Андерсен «Снежная королева», А. Рогожин «Северные мотивы», Н. Сладков «Полярной ночью», «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре» Г. Снегирев «Пингвиний пляж», А. Членов «Как Алеша жил на Севере»; просмотр презентаций, альбомов, картин, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы; заучивание стихов, загадок; составление рассказов о северных животных;
ООД - развитие элементарных математических представлений по теме: «Умка ищет друга», развитие речи по теме: «Звери и зверята»,аппликация по теме «Животные альбиносы», лепка «Животные полярных областей»; изготовление макета «Арктический пейзаж»; подвижные игры народов Севера «Белые медведи», «Пингвины с мячом»; сюжетно – ролевые игры «Полярные исследователи», «Обитатели Крайнего Севера»; строительные игры «Арктическая исследовательская станция»; дидактические игры «Узнай по описанию», «Фантазеры», «Кому, что нужно».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, совместная деятельность взрослых и детей.
Материалы и оборудование:
глобус, покрывало, красные флажки на липучках, цветик - семицветик, предметные картинки и буквы для выкладывания слова «Артика», разрезанные квадраты из картона, тазы с водой, салфетки, детский крем, двусторонняя цветная бумага, презентация «Арктика», мультимедийное оборудование, сугробы и снежинки из синдипона, игрушка Умка.
Ход ООД.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив задание. Возьмите по одной картинке и рассмотрите ее. Определите первый звук в слове – названии предмета, изображенного на картинки, и найдите соответствующую букву. Подойдите к доске и выложите из этих букв слово и прочтите его. Цифры на картинках помогут выложить вам слово.
Дети выкладывают слово «Артика»
Воспитатель. Мы отправимся в Арктику. Узнать, где она находится, нам поможет предмет, который я спрятала. Отгадав загадку, вы узнаете этот предмет.
Ребенок загадывает загадку.
Ребенок.
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где с вами мы живем!
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар наш голубой-
Любимую планету.
(И. Петросян)
Воспитатель. О чем говорится в стихотворении?
Дети. О планете Земля.
Воспитатель. Как называется модель нашей планеты, уменьшенной в десятки миллионов раз?
Дети. Глобус.
Убираю покрывало с глобуса.
Воспитатель. Кто из вас знает, где находится Арктика?
Дети. На Крайнем Севере
Воспитатель. Что такое Арктика?
Дети. Это огромный Северный Ледовитый океан, постоянно покрытый льдом.
Воспитатель. Какая там погода?
Дети. В полярных районах земли всегда холодно, здесь, даже летом температура воздуха редко поднимается выше нуля.
Воспитатель. Что такое тундра?
Дети. В Артике прилегающие к Северному Ледовитому океану суши называют тундрой.
Воспитатель. Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения.
Правда у них очень короткие корни, так, как под верхним слоем оттаявшей почвы земля остается замороженной и называется вечной мерзлотой. Давайте найдем на глобусе Арктику и обозначим ее красными флажками.
Дети находят на глобусе Арктику.
Воспитатель. В каком городе мы живем?
Дети. Березово.
Воспитатель. Арктика находится не так далеко от нас. Но если мы будем добираться на каком - либо виде транспорте, то займет немало времени. Как вы думаете, как можно быстро туда попасть?
Дети предлагают невероятные предложения.
Воспитатель. Нам поможет цветик – семицветик.
Но прежде, чем мы попадем на северный полюс, давайте с вами разберемся, что вы наденете.
Воспитатель. Мы наденем теплые куртки …
Дети составляют предложения по образцу. Мы наденем теплые куртки, меховые шапки, теплые валенки, меховые сапоги, шерстяные варежки. И т. д.
Воспитатель. Теплую одежду мы приготовили, пора отправляться в дорогу.
Закрываем глаза и произносим.
Дети закрывают глаза и хором произносят слова.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по – моему вели.
Воспитатель. Вели, что бы мы оказались в Арктике!
Звучит аудиозапись «Вьюга»
Ребенок.
На Крайнем Севере зима,
Заснежены просторы.
Полгода вместо солнца – тьма,
И ярко светят звезды.
Воспитатель. Какая погода в Арктике зимой?
Дети. Здесь холодно, морозно, ветрено.
Воспитатель. Как называется удивительное небесное явления природы, которое можно видеть в этих местах.
Дети. Северное сияние.
Показ слайдов с изображением северного сияния
Воспитатель. Арктика – царство снега и льда. Как здесь пустынно! Ребята, а кто это?
Достаю из под сугроба медвежонка Умку.
Воспитатель. Здравствуй, Умка, почему ты такой грустный?
Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались.
Воспитатель. Ребята, что же делать?
Дети. Надо научить Умку собрать квадраты из частей.
Дети складывают квадраты из частей.
Умка. Спасибо, теперь я смогу построить ледяной домик.
Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один, где твои друзья?
Умка. Я маленький, ни с кем не успел подружиться.
Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.
Дети садятся на стулья и смотрят презентацию.
Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.
Слайд «Овцебык»
Воспитатель. Что за зверь?
Дети. Овцебык.
Воспитатель. Кто может рассказать Умке про это животное.
Рассказ детей по желанию по перфокартам.
Ребенок.
К ветрам холоду привык
Заросший шерстью овцебык.
Он все подряд жевать готов:
Мог, ягель, веточку кустов.
Красивый, скромный, добрый зверь,
Жаль малочисленный теперь.
(Н. Радченко)
Воспитатель. Умка, ты запомнил, как называется это животное.
Умка. Овцебык.
Слайд «Песец»
Воспитатель. Дети, скажите Умке, кто это?
Ребенок.
Песец – полярная лисица
Жить в Заполярье не боится,
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и хвосты.
(О. Квитко)
Воспитатель. Песцы относятся к семейству псовых. Песец тявкает и умеет рычать, как собака. Детенышей песца называются щенком.
Умка, познакомься еще с одним северным животным.
Слайд «Северный олень»
Воспитатель. Как называется это животное?
Дети. Северный олень.
Воспитатель. Кто хочет рассказать Умке про северного оленя.
Ребенок.
Белой тундрой целый день
Ходит северный олень,
Разгребает снег копытом,
Сладкий ягель ест досыта.
(И. Ковязин)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, для чего люди разводят оленей?
Ребенок.
Люди в тундре выжить не смогли бы
Без оленей северных – карибу.
На оленей в тундре вся надежда:
Все от них и транспорт и жилье,
И еда, и обувь, и одежда.
Без оленей в тундре не житье.
(Н. Радченко)
Воспитатель. Умка, поиграй с нами в игру «Олени, волки».
Описание игры. В зале находятся несколько обручей, в каждом из них находится двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре мама,
С нею оленята.
Топают по снегу
Оленята малые
Терпеливо слушая
Наставленья мамины
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята убегают в свои домики (обручи). Пойманных оленей волк уводит к себе.
Воспитатель. Продолжим рассказывать Умке о животных Арктики.
Слайд «Морж»
Воспитатель. Как называется это животное?
Дети Морж.
Ребенок.
Правда, толстокожий морж
На слона чуть- чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живет он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закаленный, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами.
(Н. Радченко)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем моржам такие длинные и крепкие бивни?
Дети. С помощью бивней моржи взбираются на льдины, защищаются от врагов и выкапывают из песка или ила моллюсков.
Воспитатель. Пора познакомить с хозяином этих мест. Арктика – владения белого полярного медведя.
Слайд «Белый медведь»
Умка. Ой, это же моя мама.
Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня.
Умка. Мы белые медведи, очень любим, плавать и нырять.
Воспитатель. Хотите узнать, почему медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды. Давайте проведем опыт.
Дети подходят к столу, на котором расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки.
Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?
Дети. Рука стала мокрой.
Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?
Дети. Рука покроется льдом.
Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет.
Дети …нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель. Кто сделает вывод?
Ребенок.
Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром.
Воспитатель. Умка, дети правы?
Умка. Да, все правильно.
Воспитатель. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики.
Ты можешь с ними подружиться. Ребята, давайте сделаем подарки для Умки и его новых друзей.
Умка, что ты любишь есть?
Умка. Рыбу.
Воспитатель. Давайте сделаем рыбок из бумаги. Перед работой надо разогреть пальцы.
Проводится пальчиковая гимнастика.
На севере белый мишутка живет,
(Растирают предплечье и кисти рук)
Но только, как бурый, он мед не сосет.
(Наклоняются вправо - влево, покачивают указательным пальцем вправо – влево)
Наш Умка пытается рыбку ловить.
(Складывают ладони вместе, выполняют ими движения вверх- вниз)
Чтобы вкусно покушать и жить - не тужить.
(Поглаживают живот и хлопают в ладоши)
Дети садятся за столы, делают из бумаги рыбок (оригами)
Воспитатель. Вот сколько рыбок мы сделали для тебя, Умка, и для твоих друзей.
Умка благодарит.
Воспитатель. Пора нам возвращаться в детский сад.
Ребята прощаются с Умкой.
Воспитатель. Вернемся с помощью глобуса. Всем необходимо коснуться глобуса, чтобы никто не остался на Северном полюсе.
Давайте глобуса коснемся
И в детский сад вернемся.
Дети касаются глобуса.
Рефлексия.
Воспитатель. Дети, понравилось ли вам путешествие? Где были? Кого встретили? С какими животными мы познакомили Умку? Что нового узнали? С каким настроением вы вернулись?
Ответы детей.
Список литературы.
1. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ», 2012.
2. Осина, И. А. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа: учебное пособие/И. А. Осина (и др.).
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2014.
4. Скоролупова О. А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО Технология введения ФГОС дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. – Москва, издательство «СКРИПТОРИЙ 2003»,2015.
5. Черноиванова Н. Н. и другие. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ»,2016. Журнал. «Ребенок в детском саду» №7/2015. с. 76