Лучший педагог года

Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группе (4 фото)

Елена Коробко
Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группе

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

1) Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.

2) Развивать у детей способности в установлении причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.

Публикация «Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности „Невидимка-воздух“ в средней группе» размещена в разделах

3) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.

4) Совершенствовать диалогическую речь (упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями).

5) Активизировать словарный запас: лаборатория, опыты, исследование, эксперименты, движение воздуха.

6) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружелюбие, взаимную поддержку.

Материалы и оборудование: 2 мольберта; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; карточки - обозначения свойств воздуха; воздушные шары в связке; краски, по 2 листа бумаги на каждого; кружки зеленого и красного цвета на каждого.

Предшествующая работа: Беседы «Живая и неживая природа»; «Как воздух надо охранять», «О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок В. Сухомлинского «Весенний ветер», Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.

Ход ООД:

Воспитатель:

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Здравствуй, солнце золотое! (машем, приветствуем гостей)

Здравствуй, небо голубое! (руки поднять на верх)

Здравствуй, лёгкий ветерок! (машем руками)

Здравствуй, маленький дубок! (присели, показали ладошкой)

Здравствуй, утро, (правую руку вперед)

Здравствуй, день! (левую руку вперед)

Нам здороваться не лень! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель:

Ребята внимательно послушайте загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

Воспитатель: Правильно ребята, это воздух.

А для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Ребята вся наша планета окутана воздушным покрывалом.

Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки - в записи звучит звук ветра)

Буратино: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери, в комнату на воздушных шариках залетает Буратино).

В: Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал?

Буратино: Здравствуйте ребята! Я гулял, искал Мальвину, хотел подарить ей шарики, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Буратино:О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Подожди Буратино. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Буратино: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята давайте докажем Буратино, что воздух действительно есть.

Но для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию».

Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

А на чем можно отправиться в лабораторию?

(ответы детей)

Давайте тогда представим, что мы с вами в поезде (дети встают по кругу друг за другом).

Приготовились, слушаем сигнал отправления (звучит гудок паровоза, поехали.

Физминутка

У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)

Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух

А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!

Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).

Дыхательная гимнастика.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите научными исследователями.

Оденьте пожалуйста фартуки, пройдемте в лабораторию к нашим исследованиям.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним какие правила надо соблюдать.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам?

-Скажите ребята, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух.

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите. Что в них? (пусто).

- Да, он пустой, теперь мы наберем в пакеты воздух, махните ими и закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись) Что в них находится (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет, он прозрачный)

Буратино: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(ветерок, идет воздух)

(Воспитатель подносит пакет к Буратино).

Буратино: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец Буратино! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть потому что он прозрачный, но его можно почувствовать. Вот мы и открыли секрет воздуха.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Буратино: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? (нет)

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (сухой)

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? (в стакане был воздух)

Правильно, в стакане находится воздух, это он не давал воде зайти в стакан.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? (пузырьки)

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. А откуда он взялся? (когда стакан наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, а стакан наполнился водой.)

Значит какой можно сделать вывод? (При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.)

Буратино: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я однажды сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец Буратино! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха выходят из воды) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: у нас внутри есть воздух, мы им дышим, а когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Буратино: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Воспитатель: Ребята делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем немного разомнемся.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Буратино: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет (нет)

Значит ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Буратино: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Подожди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить разные запахи до наших носиков.

Буратино: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи Буратино, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Буратино: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Ветер – это и есть движение воздуха Какой бывает ветер? (сильный, слабый)

А мы с вами можем увидеть воздух? (да) А где мы можем увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А как вы думаете в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? (Да) Тогда мы это сейчас проверим.

Опыт № 4 «Движение воздуха».

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно взять веера (заранее приготовить).

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

-Ответы (ветер)

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух? (Можно подуть себе на руку). Опять дует ветерок.

Воспитатель: значит чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Чего вам не хватило? (воздуха) Трудно ли вам было дышать (Да, было тяжело)

А как вы думаете почему? (Нам не хватало воздуха).

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?

Что мы дышим воздухом. Он часть природы. Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Кляксография.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно еще и рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. А волшебство это называется техника рисования кляксография (мы будем рисовать красками выдувая их из трубочки). Для работы нам потребуется кисточка для создания кляксы, бумага, волшебные трубочки, краски. ( показывает технику кляксографии: берем кисточку опускаем в воду, затем набираем краски и делаем внизу листочка кляксу, можно добавить водички побольше, для того чтобы наша клякса бежала легче и начинаем раздувать ее при помощи коктейльной трубочки снизу вверх и в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Ребята мы сегодня провели с вами опыты. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей, а тебе Буратино?

Буратино: Спасибо вам ребята. Теперь я самый умный на свете!

В: Ну что ж ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Физминутка

У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)

Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух

А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!

Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).

В: Ребята, где мы с вами побывали? Что мы там делали? А какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Буратино: мне очень понравилось с вами играть, заниматься, но мне пора идти и я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными

Буратино: До свидания, дети!

Воспитатель: Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».

Давайте дружно скажем гостям «До свидания!»

Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группе
Фото «Невидимка-воздух»
Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности  в средней группе - фото
Фото №1 Цель создание условий способствующих развитию у детей познавательной активности любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование
Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Великий невидимка — воздух» "Великий невидимка – воздух" Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект НОД по экологии в средней группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методы: • Словесные:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Конспект нетрадиционного занятия по опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Составила воспитатель старшей группы О. А.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром - опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Воздух – невидимка» Воспитатель.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода» .

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Программное содержание: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место.

Открытый показ познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух» в средней группе Ход занятия: Дети входят в белых халатах. В. Ребята, мы свами пришли в нашу мини лабораторию. Скажите мне что нужно одеть, чтобы попасть.

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в средней группе «Бумага в жизни человека» Тема: Бумага в жизни человека. Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, закрепить знание о бумаге её свойствах и применении.

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух-невидимка»Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух-невидимка» Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Воздух – невидимка». Подготовила: воспитатель.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Правила гигиены!» Задачи: - Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни. - Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группе
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 11:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД