Папки-передвижки

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с социальным миром

Гузель Миннуллина
Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с социальным миром

Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект ООД

«Ознакомление с социальным миром»

Возраст 6 – 8 лет

Выполнила: воспитатель

Миннуллина Гузель Илшатовна

Стаж работы: 3 года

Туймазы 2020 г.

ООД «Ознакомление с социальным миром»

Тема: Республика Башкортостан

Цель: расширение представлений о родном крае.

Задачи:

Образовательные: углублять и уточнять представления о родиной Республике Башкортостан.

Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с социальным миром» размещена в разделах

Развивающие: продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, память связную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю; чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам; воспитывать уважение к людям разных национальностей; на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, интерес и чувство гордости за Республику Башкортостан.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы: коммуникативная игра, художественное слово, рассматривание иллюстраций, беседа, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Средства реализации:

-демонстрационный материал: рисунок флага, герба, карта Республики Башкортостан, портрет М. Карима, курай, портрет С. Юлаева, рисунок юрты, рисунок башкирского орнамента, рисунки животных, рисунки озера Кандрыкуль и Аслыкуль.

- раздаточный материал: конверты с игрой «Собери башкирский узор», аудиозапись «музыка курая»

Активизация словаря: Республика Башкортостан, флаг, герб, государственные символы, Салават Юлаев, курай, М. Карим, юрта, башкирский орнамент, река Белая (Агидель, озера Аслыкуль и Кандрыкуль.

Ожидаемый результат: формиование представлений родной Республике Башкортостан.

Ход ООД

I.Вводная часть

-Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло,

Чтоб везде всегда везло.

А теперь присаживайтесь на свои места. (Стук в дверь. Входит Кира.)

В: Дети, кто это пришел? (Айсылу)

В: Догадайтесь, чей костюм на ней?

В: Здравствуйте, Айсылу, какая ты нарядная.

Айсылу: Здравствуйте. Я башкирка, пришла к вам в гости и хочу показать свой башкирский национальный костюм и узнать, что вы знаете о Республике Башкортостан. Вот вам сундучок с заданиями. Выполните все задания и получите подарок.

В: Присаживайся, Айсылу. Дети, хотите рассказать Айсылу, что вы знаете о Республике Башкортостан? (Да)

II.Основная часть.

Вытаскиваем из сундучка карту Республики Башкортостан.

В: Что это? (Карта)

В: Что напоминает карта Республики Башкортостан (Руку, листок).

В: Разглядывая карту Башкортостана, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Поэту Мустаю Кариму очертания родной

республики напомнили очертания березового листа.

Кто знает, кто такой Мустай Карим (Национальный поэт Республики Башкортостан)

В: Недавно Республика Башкортостан отметила его столетие, он ровесник нашей республики. Мы с вами смотрели фильм «Сестренка» Этот фильм снят по произведению М. Карима «Радость нашего дома»

Кира нам расскажет стихотворения М. Карима “О березовом листе”

О берёзовом листе

Взгляни на глобус:

Вот он - шар земной,

На нём Башкирия

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Берёза же - великая Россия -

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с берёзы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далёкие ветра,

И заморозки

С самого утра.

Но зеленел листок

Среди ветвей,

Питаясь соком

Матери своей.

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

В: Спасибо тебе Кира. Ты очень красиво рассказала. Садись.

В:В своем стихотворении «О березовом листе» М. Карим, как описал карту Республики Башкортостан? (Сравнил нашу республику с листком березы, а Россию с березой.) (В конверте символы.)

В: Айсылу, какое у тебя следующее задание для нас?

В: Это что? (флаг РБ).

В: Что вы о нем знаете? (Он состоит из трё х цветов : синий, белый, зелёный и в центре белой полосы расположен цветок курая.)

В:Что означают эти цвета? ( Каждый цвет башкирского флага имеет свое значение: синий – честность и ясность, белый – мир, дружелюбность и открытость, зеленый – жизненный расцвет и возрождение. Соцветие курая олицетворяет единство народов Республики, а лепестки соответствуют числу исторических родов, проживавших на территории Башкортостана. Золотой цвет кольца и цветка символизирует изобилие, богатство и достоинство.)

В: Это что? (Герб Республики Башкортостан.)

В: Кто расскажет, как выглядит герб Республики Башкортостан? (Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан.)

В: Назовите герб, флаг, гимн одним словом. (Государственные символы).

В: И это задание мы выполнили, что ты еще нам приготовила, Айсылу?

В: Как называется национальный музыкальный инструмент башкирского народа? (Курай.)

В: Кто знает, из чего делают курай? (Из металла, дерева и цветка курая.)

В: Существует легенда о том, как появился этот инструмент. «Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же приятные звуки».

В: Сейчас вы услышите, как звучит чудесный национальный инструмент – курай.

В:Понравился вам звук курая, какую музыку играют на нем? (Да, спокойную, медленную музыку.)

В: Айсылу, какое еще задание у тебя есть?

В: Кто это? Что вы о нем знаете (Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа, батыр и поэт-сказитель).

В: Салават Юлаев - герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, он оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке.

Салават Юлаев является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения. В Уфе установлен памятник Салавату. Кроме того, изображение памятника Салавата Юлаева является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан.

Воспитатель: Предлагаю немножко с вами отдохнуть, а Айсылу нам поможет.

Слышу отзвук святого курая, (руки ставим сперва на правое ухо, потом на левое.)

Словно эхо звучит на горе — (руки ставим на лоб)

Это скачет в пути, напевая, (скачем на носочках)

Салават Юлаев на коне.

Ветер пыль от копыт подымает, (руки внизу, машем)

Мечет гривою конь озорной. (скачем на носочках)

Его весело друг погоняет —(руки на пояс)

Салават Юлаев молодой.

Присаживайтесь.

В: Какой народ раньше всех проживал на этой земле? (Башкиры).

На территории Республики Башкортостан издавна проживает замечательный народ, раньше всех на этой земле появились башкиры, они являются коренным населением нашей Республики, поэтому Республику называют Башкортостан. В Республике живут люди разных национальностей. Кто сможет их назвать? (Башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва и мн. др.)

Все эти люди вместе дружно проживают в нашей республике.

В: Кто знает, как называется башкирское национальное жилище? (Юрта)

Давным –давно башкиры были кочевым народом, т. е. переезжали с одного места в другой. Поэтому жили в юртах. Их было легко собрать и разобрать обратно. Юрты башкиры сооружали из шерсти, дерева и кожи животных.

В: Хорошо. На этот вопрос вы тоже ответили правильно.

В: Кира, что ты еще нам приготовила?

В: Что это? (Узор).

Башкирский орнамент – это узор, который основывается на повторении и чередовании геометрических, растительных элементов. Это творчество, которое относится к прикладному искусству. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, орудие, одежду. У каждого элемента есть свое название (кускар, сердце, цветок, бабочка, ромб.)

В: Давайте, с вами поиграем в игру «Собери башкирский узор». Посмотрите, перед вами лежат конверты, а в них находятся детали узора, вам нужно будет их собрать. На конверте представлен образец узора. Приступаем к работе.

В: Очень хорошо дети, все собрали правильно. А что вы собрали? (Башкирский узор). Из каких деталей состоит этот башкирский орнамент? (Кускар, ромб). А какие цвета использованы в этом узоре? (Желтый, зеленый, коричневый).Башкиры использовали в узорах чаще всего красный, черный, зеленые цвета, реже синий, алый, оранжевые цвета.

Соберите детали узора обратно в конверт.

В: Какое следующее задание, Кира?

В: Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. На территории Республики Башкортостан водятся много различных животных. Кто может их назвать? (Лось, зайцы, лиса, рысь, косуля, волк.)

В: Вот лось – большой зверь с тяжёлыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.

В нашей республике зайцы встречаются двух видов: беляки и русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака.

Вот лиса, так же живёт в лесу, приносит пользу тем, что ловит мышей.

Белка проводит свою жизнь на деревьях, где в дуплах прячет свои запасы – орехи, ягоды, семена.

Это волки. Живут стаями. Они хищники и санитары леса. Как вы думаете, почему их называют санитарами леса? (Потому что они охотятся на слабых и больных животных и тем природа становится чище.)

В лесах республики обитают бурые медведи, рыси, косули, бурундуки.

В: - А кто знает, какие реки и озера есть в нашей республике? (Белая, Дема, Нугуш, Кандрыкуль, Аслыкуль.) Наша Республика Башкортостан расположена на западных склонах Южного Урала и в Предуралье. Самой крупной рекой считается Белая (Агидель, и ее притоки Уфа, Дема, Сим, Нугуш, Уршак, Ашкадар, Стерля).

Природа берегов реки этих рек очень красивая и богатая. Также в нашей республике есть много озер. Самые крупные это Аслыкуль и Кандрыкуль.

Кандрыкуль находится в Туймазинском районе. В середине озера есть остров.

Аслыкуль расположен в Давлекановском районе. Это самое большое озеро в Башкортостан. Озеро отличается живописными берегами, кое-где высятся красивые скалы и обрывы.

III. Заключительная часть.

В: Айсылу посмотри, остались еще задания в твоем сундучке? (Нет).

Значит все задания вы выполнили. Молодцы дети, и на все вопросы ответили правильно. Я бы хотела спросить у вас, что вы нового сегодня узнали?

Что относится к государственным символам? (Флаг, герб и гимн.) Как называется башкирский национальный музыкальный инструмент? (Курай.) Как зовут башкирского национального героя? (С. Юлаев.) Как называется башкирское национальное жилище? (Юрта.) Самая крупная река в Башкортостане (Агидель (Белая). Самые большие озера (Аслыкуль и Кандрыкуль.)

В: Спасибо вам. Вы много знаете и узнали про нашу республику. И Айсылу подарит вам свой подарок - раскраски народов разных национальностей, проживающих в Республике Башкортостан.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_hn9j3.pptx | 9670,54 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении беседы по ознакомлению с социальным миром «В стране добра и любви»Фотоотчет о проведении беседы по ознакомлению с социальным миром «В стране добра и любви» Тема:"В мтране добра и любви" Образовательная область: познание Цель:становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группе Задачи: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки). Расширять представление.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели»Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели» Конспект НОД познание ознакомление с природным миром в подготовительной группе. Тема: «Скворцы прилетели». Цель: Закрепить в сознании детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с социальным миром
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 16:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД