Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»

Надежда Минаева
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»

Конспект ООД

по ознакомлению с окружающим миром

детей старшего возраста

«Экскурсия в Москву. Кремль».

Подготовил:

Воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад №30»

Группы №8

Минаева Н. М.

Тема: Экскурсия в Москву. Кремль.

Цель: расширять представления детей о Москве, продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлём, закрепить умение строить по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Развивать познавательные способности, зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Материалы к занятию: презентация, план-схема зала, в котором проводится занятие, запись боя курантов, запись колокольного звона, фото с изображением достопримечательностей Москвы и Самары.

Ход занятия.

Дети входят в зал, приветствуют гостей. Дети (построчно)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, море голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Я живу в родном краю!

Дети (вместе) И всех вас приветствую!

Воспитатель обращает внимание на залетевший в группу воздушный шарик с привязанным к нему письмом, ловит его.

Воспитатель. Интересно, что в письме? (Открывает конверт.) В нём загадка. Отгадаем её вместе: «Дороги имеются – ехать нельзя. Луга есть – косить нельзя. Рек, морей много – воды нет.» Как вы думаете, на чём можно сразу всё это увидеть? Как это называется? (Воспитатель подводит детей наводящими вопросами к ответу.)

Дети. Это карта.

Воспитатель. Верно. Карта – это уменьшенное изображение какой либо местности. На ней можно увидеть нашу прекрасную и великую страну. Посмотрите, какую большую территорию она занимает. (слайд 1 с изображением карты России)

Воспитатель. Как называется наша страна?

Дети. Россия.

Воспитатель. Чем богата наша Родина? Лесами, реками, морями, городами.

- Как на карте обозначены города? Маленькими чёрными точками. У каждого города своё название, своя история.

- Как называется главный город России? (Москва)

- Москва – столица и сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль.

- Ребята, Москва находится от Самары далеко, до неё более тысячи километров, поэтому наше путешествие будет виртуальным.

Садитесь на стулья, закройте глаза….открывайте.

Воспитатель.

- Вот мы оказались в столице нашей Родины - Москве (слайд 2 фото Кремля).

Много стихотворений написано о Москве, послушайте одно из них, его написал известный русский поэт Михаил Лермонтов, он очень любил Москву.

Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

В своём стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены Кремля зубчатые. Послушайте стихотворение Агнии Барто.

Десять сотен ласточек спустились с высоты.

Сели, посидели, оставили хвосты.

- Действительно, зубцы на стенах Кремля напоминают нам хвосты ласточек.

- Что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль».

У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной? Воспитатель помогает детям.

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла.

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

- Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а ещё – главный, славный, самый дорогой, почётный. Самое почётное место в доме называлось красным углом.

- Главная башня Кремля – Спасская (слайд 3).

На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты (бой курантов). Куранты показывают время, по которому живёт вся страна.

Вот башня-великан. Шпиль её уходит высоко в небо. Называется она Троицкая (слайд 4).

А вот невысокая, круглая по форме, башенка (слайд 5 Кутафья башня). Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня, башня-малютка.

В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая, приземистая.

Башня-малютка связана мостом с башней-великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицкий и башня-великан тоже Троицкая.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у многих других башен. Это проездные башни.

Как вы думаете, почему они так называются – проездные?

У каждой башни есть своё название, своя тайна. Сегодня я октрою вам некоторые из них.

(слайд 6 Боровицкая башня)

- Это Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что когда то здесь, на холме, шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровицкая башня тоже проездная, у неё есть ворота.

- Тайницкая башня (слайд 6)

Это невысокая, приземистая башня. О чём говорит нам её название? (о тайне, тайнике). Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только давным-давно это было.

- Ребята, я знаю, что в нашем зале тоже есть тайник, это какая то красивая коробка, а что в ней лежит, узнаете, когда найдёте.

После того, как дети найдут коробку с иллюстрациями достопримечательностей Москвы и Самары, проводится игра «Не ошибись».

Воспитатель. Ребята, представьте себе, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни.

Перед нами Ивановская площадь (слайд 7). Дадим волю фантазии и перенесёмся на сотни лет назад, когда телевизор ещё не придумали, радио тоже, даже газет нет.

Как узнать, что делается на белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит тогда бородатый глашатай, вынимает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкала площадь, а глашатай оповещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения. С того времени и пошло выражение «Кричать во всю Ивановскую». Так говорят человеку, который слишком громко кричит.

С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая, белая колокольня.

Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами.)

Прозвали колокольню «Иван Великий». Как вы думаете, почему «Великий»? Нарекли так колокольню за невиданную высоту.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самом верху колокольни сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность, ударял воин в колокола, наполнялась Москва колокольным звоном (звучит запись колокольного звона). Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь к Ивану Великому спешил народ. Каждый хотел узнать, что произошло, хотел помочь справиться с бедой.

Воспитатель. Колокола для колокольни «Иван - Великий» отливали колокольных дел мастера. И жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: «Отольём для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было». Для отливки колокола выбрали место в Кремле – Ивановскую площадь. На площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую и отлили они бронзовый колокол, какого ещё никогда не бывало.

(Слайд Царь-колокол)

Удивительно большой колокол украшал орнамент.

Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился огромный кусок.

Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше её нет во всём мире. Отлита она была давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол её украшен орнаментом. Царь-пушка должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и не выстрелила.

(Слайд. Древний Кремль)

Воспитатель далее более подробно останавливается на рассматривании иллюстрации древнего Кремля, спрашивая детей: зачем были нужны такие высокие и толстые стены, почему башни выше стен, для чего они использовались, активизируя тем самым представления детей, полученные ранее.

Воспитатель предлагает детям построить на ковре большой старинный Кремль, сообщая детям, что они могут выбрать одну из картинок-схем строительства башни или придумать свою башню.

Тот, кто не хочет строить башню, может заняться строительством крепостной стены между башнями или сооружением ворот для входа. Уточняет у детей, кто что будет делать, помогает детям разместиться на ковре так, чтобы они сидели по кругу, не мешая работать друг другу, и чтобы потом можно было соединить все башни между собой «крепостной стеной» с воротами.

Когда общая постройка будет готова, она рассматривается. Выделяются башни и ворота, построенные по схеме и по своему замыслу; отмечаются те дети, кто трудился дружно и слаженно. Воспитатель отмечает, что, благодаря терпению и тому, что все объединились, дружно работали — мы смогли быстро соорудить такую прекрасную постройку. Просит детей вспомнить, какие пословицы и поговорки по этому поводу они знают. («Терпенье и труд все перетрут», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».)

На этом наша экскурсия по Кремлю заканчивается.

Рефлексия. Вспоминаем все, что было на совместной деятельности.

Публикации по теме:

Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте «Путешествие в Москву» «Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Путешествие в Москву» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории.

«Путешествие в Городец». Конспект ООД в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе.

Битва за Москву БИТВА ЗА МОСКВУ (конспект занятия по окружающему миру в старшей группе ДОУ) Цель: 1. Познакомить детей с героическими страницами истории.

Конспект НОД в старшей группе «Веселое путешествие» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад» № 439 Конспект НОД в старшей группе №3.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 21:15
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Фотоотчет детского художественного творчества районного фестиваля Цветик-Семицветик
Цель фестиваля: Создание условий для раскрытия творческого потенциала юных петербуржцев. В рамках фестиваля проходит выставка "STEM", на которой дети могут...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Чудо-ассорти»
Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: Учить передавать природные особенности овощей ( цвет, форму) ; сформировать обобщенное...
Сценарий утренника 8 марта 2016 г
Ведущий 1: Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на облачке сидел, Кто на мир сверху смотрел. Ангелы в лице детей, Выбирали матерей. Алюкова....