Ольга Хастян
Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство со свойствами снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создавать условия для детской исследовательской деятельности.
Задачи:
• знакомить детей со свойствами снега и льда;
• развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Предварительная работа: беседа о зимних явлениях природы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций, календарей для обогащения впечатлений о зиме.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Знакомство со свойствами снега и льда“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: активизация словаря (ледяной, льдинка).
Методические приемы: сюрпризный момент, игра, вопросы, использование художественного слова, обследование предметов, простейшие опыты.
Оборудование: аудиозапись звука хруста снега под ногами, снежинки, магнитная доска, ведёрко со снегом, прозрачная миска с тёплой водой, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей, формочки для льда, коробочка.
Ход деятельности.
Раздается «хруст снега»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что это за звук? (ответы детей)
- Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? (ответы детей)
- Давайте пройдем и посмотрим (воспитатель с детьми идет к двери)
- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает блестящую коробочку). Попробуйте отгадать, кто отправил нам посылку.
Появился во дворе,
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …. (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, но что же все - таки лежит в коробочке? Вы поймете это, отгадав загадки.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти,
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути (снег).
(Достает из коробки ведерко со снегом).
Воспитатель:
- Ребята, послушайте ещё загадку, про то, что же ещё в посылочке лежит.
За окошком снег идёт,
Очень близок Новый год.
А речушка не течёт,
Ведь сковал речушку (лед).
(Воспитатель открывает коробку, дети подходят к ней. Воспитатель дает возможность детям рассмотреть содержимое коробки. Воспитатель предлагает детям пройти к столам, взять ложечкой снег, положить в тарелочку, и раздает детям из коробки по ледяному кубику).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, для чего Снеговик передал нам и снег, и лед?
- Из чего сделан Снеговик?
- А может быть его можно сделать изо льда?
- Почему? Как нам это узнать? (сравнить снег и лед)
- Как мы можем сравнить эти два вещества? Правильно, потрогать. Какой снег? (холодный).
- А лед? (тоже).
- Что еще можно сказать про снег и лед?
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску знак «глаз».
Воспитатель:
- Что может обозначать этот знак? При помощи этого органа зрения, что можно изучить?
- Какого цвета снег?
- А какого цвета лед?
- А если положить лед на цветную салфетку? (он бесцветный, прозрачный)
- А снег прозрачный? Можно ли по дороге в садик разглядеть, что у нас под ногами, если земля покрыта снегом?
На доске появляется новый знак – «нос».
Воспитатель:
-Ребята, а что означает этот знак? Что можно узнать о веществе при помощи носа?
- Что вы скажете о запахе этих веществ?
-Действительно, запаха у этих веществ нет.
-А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку. Получилось?
-Теперь ложечкой перемешайте снег.
- Попробуйте сделать то же самое со льдом.
- Можно сделать ямку во льду?
- А перемешать его ложечкой?
- Как вы думаете, Почему?
- Что можно сказать о снеге, а как можно охарактеризовать лед?
- А если его уронить его, что с ним случится?
- А почему?
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки?
- Ребята, а что это у вас в тарелочках появилось?
- Откуда?
- Значит, что такое снег и лед?
- Итак, вы утверждаете, что лед - это замерзшая вода? Тогда проведем эксперимент. Давайте с вами опустим наши льдинки в миску с очень тёплой водой, потом посмотрим, что же с ними произойдет. (Воспитатель приносит стеклянную миску с водой, дети опускают туда кусочки льда, ставит миску на стол).
Воспитатель:
- Покажите свои ладошки, они, наверное, замёрзли, давайте их погреем. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди).
Воспитатель:
-Согрелись ваши ладони?
- Вот еще одна загадка:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).
(Воспитатель достает из коробки снежинки, располагает на магнитной доске)
Воспитатель:
- Ребята, все ли снежинки одинаковые? (ответы детей).
- А вот наш друг Снеговик что-то напутал и прислал нам две одинаковые снежинки. Сможете их найти?
-Давайте посмотрим, что же произошло с нашими льдинками? (Воспитатель приносит миску и показывает детям).
-Ой, куда же делись наши льдинки? (растаяли)
- Во что они превратились? (в воду).
- Почему они растаяли?
- В какую воду мы с вами положили льдинки?
- Но вы не расстраивайтесь, Снеговик приготовил для вас еще один сюрприз. - Загляните в коробочку (дети достают формочки для льда)
- Как вы думаете для чего нам формочки?
- А из чего?
- А чтобы они были красивыми, цветными, что мы можем сделать?
- Хорошо, берите краски, кисточки и приступайте к окрашиванию воды в ваших стаканчиках.
- Как вы будете окрашивать воду?
(Дети разводят с помощью акварели цветную водичку и заливают формочки, положив в каждую ячейку свернутую петелькой ниточку).
- Ребята, куда мы должны поставить наши формочки, чтобы вода в них превратилась в лед?
- А если там не очень холодно? (в холодильник).
- Конечно! Мы отнесем наши будущие цветные льдинки в морозильную камеру холодильника.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, я думаю, Снеговику очень понравилось, как вы сегодня проводили эксперименты с двумя веществами.
- С какими?
- Снег – он какой? (холодный, белый, мягкий, рыхлый).
- А лед – он какой? (холодный, скользкий, твердый, хрупкий).
- Что общего между снегом и льдом? (они холодные, не пахнут).
- А чем отличаются снег и лед? (снег мягкий, а лед твердый, снег белый, а лед прозрачный).
- Можно ли слепить снеговика изо льда? (нет).
- Ребята, а вам понравилось сегодняшнее исследование снега и льда?
- Что понравилось больше всего?
- Вы отлично справились с экспериментом.
- Сегодня Саша и Катя были очень активными, Тимур и Ева - догадливыми, а Альберт и Дарина - аккуратными.
- Когда наши цветные льдинки замерзнут, что можно будет с их помощью сделать?