Елена Назарова
Конспект ООД в старшей группе «Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : старшая группа.
Тема: Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»
Цель: расширить знания о труде и быте жителей Кубани.
Программное содержание
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Рассказ воспитателя „Труд и быт жителей Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Образовательные задачи: познакомить детей с трудом, бытом и традициями Кубанских казаков, названиями некоторых предметов быта (скрыня, глэчик, рубель, чугунок и т. д., знать их назначение. Формировать элементарные представления о народных промыслах на Кубани, происхождении фамилий, о том, что такое род и родословная.
Развивающие задачи: развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательные задачи : воспитывать любовь к родному краю, родным, предкам, интерес к его истории.
Словарная работа: родные, родственники, предки, батюшка, матушка, сестрица, братец; прялка, рубель, глэчик, скрыня – объяснить значение старинных слов; кузнец, гончар, бондарь, сапожник, ткач и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о труде и быте жителей Кубани, предметов быта (прялка, глэчик, чугунок, скрыня, рубель и др., чтение произведений о Кубани, заучивание пословиц о труде, народные игры Кубанских казаков «Зевака», «Краду кавуны», «Золотые ворота», «Лымкач».
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, папаха, д/и «Найди такой же предмет», иллюстрации с изображением различных ремесел, профессий, изделия народных умельцев: плетение из лозы, соломки, резьба по дереву, гончарное дело и др., воспитатель в костюме казачки.
Ход деятельности
Воспитатель : «Я, казачка молодая,
Озорная, удалая,
К вам приехала с Тамани
Славной родины Кубани»
Здравствуйте, ребята, я приехала к вам из станицы Атамань. Это музей под открытым небом. Там собраны уникальные старинные вещи, построены настоящие хаты казаков. В давние времена на берег Атамани высадились казаки и заселили эти земли, построили сторожевые башни, дороги. Полюбили они бескрайние цветущие степи, кубанские плодородные земли, этот теплый, щедрый край.
Воспитатель : Ребята, а как называется край, в котором мы живем?
Дети: Краснодарский край, Кубанский.
Воспитатель : Как называется главный город Краснодарского края?
Дети: Краснодар.
Воспитатель : Краснодар – столица Краснодарского края. Более 200 лет живут люди на Кубанской земле.
Воспитатель : А вы хотели бы попасть в прошлое, посмотреть, как жили тогда казаки, наши предки.
У меня есть волшебная шапка, называется папаха. Нужно надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!»(надеть папаху, закрыть глаза и повернуться три раза)
(На м/м установке картинки старинной казачьей хаты)
Воспитатель : Посмотрите на эти картинки. На них изображен быт старинной казачьей семьи. В каждой казачьей хате была печь. Она согревала хату, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем получалась вкусная, пальчики оближешь.
Воспитатель : А сейчас, в чем готовят еду и где?
Дети: Еду готовят в кастрюле, сковороде на газовой плите, в микроволновке.
Воспитатель : Ложки раньше были деревянные. А сейчас?
Дети: Сейчас ложки металлические.
Воспитатель : Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук, где хранились вещи, одежда называли скрыня. Как вы думаете, почему его так назвали? Где теперь хранят одежду?
Дети: Скрыней назвали сундук, потому что вещи в нем скрывали, прятали. Сейчас одежду хранят в шкафу, комоде.
Воспитатель : Белье раньше гладили вот этим ребристым предметом. Называется он рубель. На каталку наматывают мятое полотенце и несколько раз проводят по нему рубелем. Белье получается гладким и пахучим. Чем сейчас гладят белье?
Дети: Сейчас белье гладят утюгом.
Воспитатель : Рядом с хатой во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру, которая называется «Найди такой же предмет». Я буду показывать и называть предмет, а вы должны найти такой же на казачьем подворье.
Воспитатель : На Кубани семьи всегда были большие, дружные, родственники всегда помогали друг другу: вместе строили хаты, убирали урожай. По традиции к старикам в семье относились с особым уважением. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогали своим родителям, выполняли их поручения.
Как вы помогаете взрослым? Какие поручения взрослых выполняете?
Дети: Убираем свои игрушки на место, посуду со стола и т. д.
Воспитатель : В старинной семье было принято ласково, уважительно называть своих родных: матушка, батюшка, сестрица, братец. Тетушка, дядюшка.
Как сейчас называют своих родных?
Дети: Мама, папа, сестра, брат, тетя, дядя, дедушка, бабушка.
Воспитатель : Собираясь вместе, казаки и казачки любили петь, играть в игры. Давайте поиграем в старинную казачью игру «Золотые ворота».
(Выбирают двух водящих «солнце» и «луну». Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя купол – «ворота». Остальные берутся за руки и вереницей идут через них. Водящие в это время приговаривают нараспев:
«Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Закрываются «ворота» на последнем слове, и пойманным оказывается тот, кто в этот момент проходил через них. Все стараются быстро проскочить «ворота». Пойманный становится позади «луны» или «солнца»). И имен и
Воспитатель : Славится Кубанская земля умельцами. Девочки в казачьих семьях пряли, ткали, вышивали. Мальчиков учили мастерить домашнюю мебель, выполнять строительные работы. Трудолюбивый, умелый мастер – золотые руки, всегда был на Кубани в почете, а над лентяем и неумехой смеялись.
Воспитатель : Ребята, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: «Почет и труд рядом идут»
«Всякая работа мастера хвалит» и др.
Воспитатель : Плетение из лозы, соломки, резьба по дереву, роспись, гончарное дело… Каких только ремесел нет на Кубани!
А по названию ремесла, профессии произошли фамилии: гончар – Гончаров, сапожник – Сапожников, бондарь – Бондаренко, ткач – Ткачев.
(На м/м установке картинка с изображением людей различных профессий, ремесел).
Воспитатель : Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Постарайтесь угадать фамилии тех, кого изобразил художник.
Дети: Кузнец – Кузнецов, мельник – Мельников, танцор – Танцура и др.
Воспитатель : Не только много необычных вещей и имен было на Кубани, но и разных игр. В одну из них мы сейчас поиграем. Называется она «Зевака».
(Выбрав пару, дети становятся в общий круг, взявшись за руки. Тот, кто остался без пары, становится водящим – «зевакой». Под музыку все идут по кругу, выполняя танцевальные движения: хороводный шаг, подскоки, бег и т. д. «Зевака» ходит в кругу в обратном направлении. По окончании музыки все должны взяться за руки по двое, а «зевака» в это время, пока дети не успели взяться за руки, быстро хватает кого – либо из них. Если он успевает кого-нибудь схватить, то становится с ним в пару. Оставшийся без пары становится «зевакой»).
Итог:
Воспитатель : Чем же мы сегодня занимались? Что узнали нового?
Спасибо вам, ребята, вы все сегодня молодцы!