Лучший педагог года

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «В царстве камней» (2 фото)

Зябирова Дамиря Зиннятовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «В царстве камней»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной к школе группе.

Тема: «В ЦАРСТВЕ КАМНЕЙ».

Задачи: расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня : цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе „В царстве камней“» размещена в разделах

1. мини-выставка «Царство камней» : разложенные на столике раз-личные камни, в том числе и морские (хорошо, если в коллекции окажутся также полупрозрачные камни, пемза (не тонет в воде, со-ляной камень (растворяется, украшения из камней;

2. иллюстрации гор, берега моря, драгоценных камней и каменных сооружений, архитектурных построек;

3. гвоздь, молоток, деревянная дощечка.

Оборудование:

мерный стакан, пинцет, лупа, ёмкость для воды;

Дополнительно: ложечка, салфетка, вода, настольная лампа или подсвечник с горящей свечой, рабочие листы (приложение, цветные карандаши, «Ящик ощущений» или поднос, накрытый отрезом непрозрачной материи.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Воспитатель:

Послушайте стихотворение Е. Кочетковой:

Горы стоят, молчаливые, строгие, Горы с долинами, горы с отрогами, Солнцем и ветром они разрушаются, Время идет — и они превращаются.

В камни.

Воспитатель: Приглашаю вас отправиться в царство камней. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза, сказать волшебные слова (в это время снимаю ткань, которой предварительно были накрыты камни и иллюстрации, чтобы перед детьми открылась выставка).

— Посмотрите, где мы оказались! Сколько разных, непохожих друг на друга камней, рисунки мест, откуда они родом, украшений из них. Давайте рассмотрим внимательно: все камни по-своему особенные, не похожи друг на друга. Чем они отличаются? (Ответы детей). Камни различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и своими магическими свойствами: некоторые из них могут влиять на самочувствие человека, улучшать его настроение и даже лечить разные болезни. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом.

— Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинах? Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, они есть и под землей, и под водой. Посмотрите на картину с морским берегом. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые еще не бывали в море, имеют более острые края. В горах и подземельях люде находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (покажите иллюстрации). Но не только для украшений служит человеку камень. Посмотрите на другие рисунки: из камня строят дома, башни, мосты и дороги, даже станции метро. Памятники великим людям тоже создают из камня. А все потому, что камень славится свой прочностью.

Воспитатель: Чтобы набраться сил, проведем разминку.

Мы геологами станем

Да? – да! (хлопок над головой).

Будут все гордиться нами.

Да? – да! (хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора. (показывают руками,

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами,

Ее не проплывешь (плывут,

Ее не пролетишь (крылья,

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

Да? – да! (хлопок над головой).

Воспитатель: - Хотите узнать, что тверже, камень или дерево? (Ответы детей). Попробуем забить гвоздь сначала в деревянную дощечку, затем — в камень (опыт проводит взрослый). Что тверже — камень или дерево? (Ответы детей).

Интересно, что гвоздь когда-то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда — это особый вид камней, которые добывают в горах и под землей. Так из железной руды выплавили железо, потом из железа сделали гвоздь. Оказывается, камни окружают нас повсюду!

Воспитатель: Давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «В царстве камней»

Воспитатель: Для начала, чтобы обстоятельно рассмотреть камень, используем лупу. Что вы видите на камне через лупу? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). По внешнему виду камня уже можно многое о нем сказать. Начнем фиксировать результаты наших наблюдений.

Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (показывать на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов).

В: Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке — что мы будем исследовать? (Ответы детей). Погладьте камень пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать, ровный он или угловатый? Если он гладкий, поставьте отметку на клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки — на картинке с угловатым камнем.

Воспитатель: Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать теперь? (Ответы детей).

- Мы будем определять блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Сделайте отметку в нужной клеточке.

Воспитатель: Что мы будем изучать сейчас? (Ответы детей).

- Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет (поднося камень к источнику света, дети смотрят на свет сквозь камень, определяя, пропускает ли камень сквозь себя свет или нет, отмечают в листе соответствующую клеточку).

Воспитатель: Кто сможет ответить, глядя на наш лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведем теперь? (Ответы детей).

Дети проверяют, тонет ли камень, отмечают результат на листе исследования, затем проводят заключительный опыт, проверяя камень на растворимость (помешивают его ложечкой в воде, также делая соответствующую отметку. По окончании опыта с помощью пинцета достают камень из воды, обтирают его салфеткой.

Несколько детей, по просьбе педагога, рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Воспитатель: - Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Страна камней так загадочна и интересна! Но нам пора отправляться домой!

Дети закрывают глаза, произносят заклинание, оказываются снова дома или в детском саду.

— Ребята, вы снова сможете оказаться в стране камней, не произнося заклинаний, если будете немного внимательней смотреть под ноги и во-круг себя. Царство камней окружают нас повсюду! Нужно лишь уметь его замечать.

Вывод: камни встречаются повсюду : под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень многие сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Большинтво камней очень твёрдые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.

Фото «В царстве камней»
Публикации по теме:

Конспект НОД по организации опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы «Разноцветные сосульки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по организации опытно – экспериментальной деятельности для второй младшей группы «Разноцветные.

Планирование занятий по экспериментированию во второй младшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «В царстве камней»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 19:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД