Андрюкова Любовь
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«В гостях у Картофеля»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на территории Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „В гостях у Картофеля“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Оборудование: картофель, принесенный из дома, прозрачные пакеты для муки и крахмала, йод, стакан, вода, терка, картинки колорадского жука, картинки цветущей картошки, карточки – схемы, поднос.
Ходопытно-экспериментальной деятельности :
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай его немножко-
Под кустом … (Картошка).
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Из чего он состоит и как болезни победит.
Появление картофеля в России. Испанские пираты искали в Южной Америке золото,а нашли картошку, без которой мы сегодняпросто не мыслим своей жизни.
Картофель обнаружили в 1536 - 1537 гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу) люди из военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни «трюфелями» за их сходство с соответствующими грибами. В Европу (прежде всего в Испанию) картофель был завезен в 1565 г. В Россию картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их.
Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком».
И долгое время на праздничный стол опасались ставить картофель «от греха подальше». Популярностью пользовались только цветки картофеля, и эта культура долгое время выращивалась только из-за цветов, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье.
И только чистая случайность прославила клубни. После пожара на выгоревшем поле с картофелем осталось то, что сейчас является атрибутом каждого пикника – печенная в углях картошка. Позднее картофель стал главной едой людей.
К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн. га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом»,то есть одним из основных продуктов питания. В настоящее время картофель в нашей стране выращивается в самых разнообразных условиях: на равнинах и в горах, на черноземных и песчаных почвах.
Посмотрите, каждый из вас принес по одному картофелю из дома рассмотрим их.
– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. – Какого он цвета?
– Какой формы? – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Заполнить схемы.
А еще бывает так, что на картофель нападают разные вредители (показ картинок) и тогда урожая не будет. Вот и вредители пожаловали.
Физминутка
«Жуки в поле прилетели»
Дети «летают», как жуки «ж-ж-ж».
Воспитатель (имитация)опрыскивает на «летающих жуков»,
дети приседают. Игра повторяется 2 раза
Опыты
Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты.
Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратным.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию
Опыт №1. Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
Опыт №2. Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
Опыт №3Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество – это крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт : добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)
Дети проводят опыт : капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)
Дети: ответы детей.
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Опыт № 4 зеленая картошка
Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше. Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.
Опасность картофеля состоит в том, что его клубни, полежавшие некоторое время на свету, зеленеют, так как в них образуется хлорофилл. И одновременно под действием прямого или рассеянного солнечного света увеличивается количество ядовитого вещества - глюкоалколоида соланина. Поэтому позеленевший картофель нельзя использовать ни в пищу, ни как корм скоту. То же самое касается и пророщенного картофеля. Соланин в основном накапливается в ботве и кожуре. Поэтому при чистке клубней основная масса соланина срезается. Но, в любом случае, если клубень зеленый более чем на четверть – в пищу он не пригоден. Содержание соланина велико в недозревшем, молодом и мелком картофеле. Соланин не разрушается ни при варке, ни при жарении картофеля. Поэтому при употреблении варенного или жаренного зеленого картофеля возможно отравление. При отравлении появляется тяжесть в желудке, тошнота, рвота. Дыхание становится тяжелым, пульс неравномерным. Чтобы помочь при сильном отравлении необходимо промывание желудка и слабительные клизмы. При легких формах отравления пьют холодный крепкий чай или кофе.
Опыт №5 картошка и перекись водорода.
Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).
Опыт № 6 Нам понадобятся :
Три кружки с водой. В первой пусть вода останется пресной. Во второй воду нужно немного подсолить. В третьей кружке положить соли побольше, сколько растворится. Из сырой картофелины вырезали три кубика примерно одинаковой величины – с гранью 1-1,5 см. Положили кубики в каждую кружку. Для верности эксперимента мы оставили картошку в растворах на всю ночь. Утром обнаружили, что в первой кружке, где вода пресная, кубик набух. Во второй кружке кубик не изменился. В третьей он съежился. Объяснение: В первой кружке кубик картофеля разбух, потому что вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь. Значит, кубик из первой кружки содержит больше соли, чем вокруг него. Во второй кружке кубик остается неизменным, потому что раствор слабосоленый, как и картофельный сок внутри кубика. В третьей кружке вода очень соленая. И сок, который есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Этот опыт доказывает наличие соли в картофеле. А значит, что его сок является электролитом. Своему папе я показал результаты этого опыта и убедил его, что после тренировок ему необходимо пополнять запас своих минералов в организме овощами, например картофелем.
Польза картофеля
Кроме того, что из картофеля получаются невероятно вкусные блюда, он является источником весьма полезных элементов. В нем содержится целая гамма витаминов: А, В1, В2, B3, B6, B9, С, E, H, К, PP
В картофеле обнаружили никотиновую, щавелевую, лимонную, яблочную и пантотеновые кислоты. Также в нем есть железо, фосфор, магний, натрий, кальций и калий. Картофель состоит из воды, крахмала, клетчатки и других, полезных для человека элементов и веществ. Содержание белка в нем может соперничать с молочными и яичными белками.
Рекомендуется в день съедать примерно 300 граммов картофеля, чтобы обеспечить дневную норму человека калием, фосфором и углеводами.
Иностранные ученые исследовали рацион питания детей: продукты, которые они потребляют и их влияние на детский организм. В результате оказалось, что картофель является залогом правильного питания ребенка, причем только вареный, тушеный или печеный.
Кроме того, эксперимент доказал, что если во время обеда ребенку давать блюдо из картофеля, то в течение дня он потребляет больше свежих и полезных овощей, чем, если не обедал картофелем. Причин этого ученые пока не выяснили, а сам факт подтвердили.