МААМ-картинки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» (3 фото)

Андрюкова Любовь
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

«В гостях у Картофеля»

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на территории Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „В гостях у Картофеля“» размещена в разделах

Оборудование: картофель, принесенный из дома, прозрачные пакеты для муки и крахмала, йод, стакан, вода, терка, картинки колорадского жука, картинки цветущей картошки, карточки – схемы, поднос.

Ходопытно-экспериментальной деятельности :

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай его немножко-

Под кустом … (Картошка).

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Появление картофеля в России. Испанские пираты искали в Южной Америке золото,а нашли картошку, без которой мы сегодняпросто не мыслим своей жизни.

Картофель обнаружили в 1536 - 1537 гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу) люди из военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни «трюфелями» за их сходство с соответствующими грибами. В Европу (прежде всего в Испанию) картофель был завезен в 1565 г. В Россию картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их.

Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком».

И долгое время на праздничный стол опасались ставить картофель «от греха подальше». Популярностью пользовались только цветки картофеля, и эта культура долгое время выращивалась только из-за цветов, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье.

И только чистая случайность прославила клубни. После пожара на выгоревшем поле с картофелем осталось то, что сейчас является атрибутом каждого пикника – печенная в углях картошка. Позднее картофель стал главной едой людей.

К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн. га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом»,то есть одним из основных продуктов питания. В настоящее время картофель в нашей стране выращивается в самых разнообразных условиях: на равнинах и в горах, на черноземных и песчаных почвах.

Посмотрите, каждый из вас принес по одному картофелю из дома рассмотрим их.

– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. – Какого он цвета?

– Какой формы? – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь?

– Что есть у картофеля?

Заполнить схемы.

А еще бывает так, что на картофель нападают разные вредители (показ картинок) и тогда урожая не будет. Вот и вредители пожаловали.

Физминутка

«Жуки в поле прилетели»

Дети «летают», как жуки «ж-ж-ж».

Воспитатель (имитация)опрыскивает на «летающих жуков»,

дети приседают. Игра повторяется 2 раза

Опыты

Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию

Опыт №1. Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

Опыт №2. Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

Опыт №3Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество – это крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт : добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт : капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Опыт № 4 зеленая картошка

Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше. Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.

Опасность картофеля состоит в том, что его клубни, полежавшие некоторое время на свету, зеленеют, так как в них образуется хлорофилл. И одновременно под действием прямого или рассеянного солнечного света увеличивается количество ядовитого вещества - глюкоалколоида соланина. Поэтому позеленевший картофель нельзя использовать ни в пищу, ни как корм скоту. То же самое касается и пророщенного картофеля. Соланин в основном накапливается в ботве и кожуре. Поэтому при чистке клубней основная масса соланина срезается. Но, в любом случае, если клубень зеленый более чем на четверть – в пищу он не пригоден. Содержание соланина велико в недозревшем, молодом и мелком картофеле. Соланин не разрушается ни при варке, ни при жарении картофеля. Поэтому при употреблении варенного или жаренного зеленого картофеля возможно отравление. При отравлении появляется тяжесть в желудке, тошнота, рвота. Дыхание становится тяжелым, пульс неравномерным. Чтобы помочь при сильном отравлении необходимо промывание желудка и слабительные клизмы. При легких формах отравления пьют холодный крепкий чай или кофе.

Опыт №5 картошка и перекись водорода.

Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).

Опыт № 6 Нам понадобятся :

Три кружки с водой. В первой пусть вода останется пресной. Во второй воду нужно немного подсолить. В третьей кружке положить соли побольше, сколько растворится. Из сырой картофелины вырезали три кубика примерно одинаковой величины – с гранью 1-1,5 см. Положили кубики в каждую кружку. Для верности эксперимента мы оставили картошку в растворах на всю ночь. Утром обнаружили, что в первой кружке, где вода пресная, кубик набух. Во второй кружке кубик не изменился. В третьей он съежился. Объяснение: В первой кружке кубик картофеля разбух, потому что вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь. Значит, кубик из первой кружки содержит больше соли, чем вокруг него. Во второй кружке кубик остается неизменным, потому что раствор слабосоленый, как и картофельный сок внутри кубика. В третьей кружке вода очень соленая. И сок, который есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Этот опыт доказывает наличие соли в картофеле. А значит, что его сок является электролитом. Своему папе я показал результаты этого опыта и убедил его, что после тренировок ему необходимо пополнять запас своих минералов в организме овощами, например картофелем.

Польза картофеля

Кроме того, что из картофеля получаются невероятно вкусные блюда, он является источником весьма полезных элементов. В нем содержится целая гамма витаминов: А, В1, В2, B3, B6, B9, С, E, H, К, PP

В картофеле обнаружили никотиновую, щавелевую, лимонную, яблочную и пантотеновые кислоты. Также в нем есть железо, фосфор, магний, натрий, кальций и калий. Картофель состоит из воды, крахмала, клетчатки и других, полезных для человека элементов и веществ. Содержание белка в нем может соперничать с молочными и яичными белками.

Рекомендуется в день съедать примерно 300 граммов картофеля, чтобы обеспечить дневную норму человека калием, фосфором и углеводами.

Иностранные ученые исследовали рацион питания детей: продукты, которые они потребляют и их влияние на детский организм. В результате оказалось, что картофель является залогом правильного питания ребенка, причем только вареный, тушеный или печеный.

Кроме того, эксперимент доказал, что если во время обеда ребенку давать блюдо из картофеля, то в течение дня он потребляет больше свежих и полезных овощей, чем, если не обедал картофелем. Причин этого ученые пока не выяснили, а сам факт подтвердили.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
Фото «В гостях у Картофеля»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе - фото
Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 16:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»» (включая файлы) размещена пользователем Андрюкова Любовь (УИ 945240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД