Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»

Андрюкова Любовь
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

«В гостях у Картофеля»

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на территории Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

Оборудование: картофель, принесенный из дома, прозрачные пакеты для муки и крахмала, йод, стакан, вода, терка, картинки колорадского жука, картинки цветущей картошки, карточки – схемы, поднос.

Ходопытно-экспериментальной деятельности:

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай его немножко-

Под кустом … (Картошка).

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Появление картофеля в России. Испанские пираты искали в Южной Америке золото,а нашли картошку, без которой мы сегодняпросто не мыслим своей жизни.

Картофель обнаружили в 1536 - 1537 гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу) люди из военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни «трюфелями» за их сходство с соответствующими грибами. В Европу (прежде всего в Испанию) картофель был завезен в 1565 г. В Россию картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их.

Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком».

И долгое время на праздничный стол опасались ставить картофель «от греха подальше». Популярностью пользовались только цветки картофеля, и эта культура долгое время выращивалась только из-за цветов, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье.

И только чистая случайность прославила клубни. После пожара на выгоревшем поле с картофелем осталось то, что сейчас является атрибутом каждого пикника – печенная в углях картошка. Позднее картофель стал главной едой людей.

К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн. га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом»,то есть одним из основных продуктов питания. В настоящее время картофельв нашей стране выращивается в самых разнообразных условиях: на равнинах и в горах, на черноземных и песчаных почвах.

Посмотрите, каждый из вас принес по одному картофелю из дома рассмотрим их.

– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. – Какого он цвета?

– Какой формы? – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь?

– Что есть у картофеля?

Заполнить схемы.

А еще бывает так, что на картофель нападают разные вредители (показ картинок) и тогда урожая не будет. Вот и вредители пожаловали.

Физминутка

«Жуки в поле прилетели»

Дети «летают», как жуки «ж-ж-ж».

Воспитатель (имитация)опрыскивает на «летающих жуков»,

дети приседают. Игра повторяется 2 раза

Опыты

Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию

Опыт №1. Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

Опыт №2. Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

Опыт №3Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество – это крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак,мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Опыт № 4 зеленая картошка

Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше. Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.

Опасность картофеля состоит в том, что его клубни, полежавшие некоторое время на свету, зеленеют, так как в них образуется хлорофилл. И одновременно под действием прямого или рассеянного солнечного света увеличивается количество ядовитого вещества - глюкоалколоида соланина. Поэтому позеленевший картофель нельзя использовать ни в пищу, ни как корм скоту. То же самое касается и пророщенного картофеля. Соланин в основном накапливается в ботве и кожуре. Поэтому при чистке клубней основная масса соланина срезается. Но, в любом случае, если клубень зеленый более чем на четверть – в пищу он не пригоден. Содержание соланина велико в недозревшем, молодом и мелком картофеле. Соланин не разрушается ни при варке, ни при жарении картофеля. Поэтому при употреблении варенного или жаренного зеленого картофеля возможно отравление. При отравлении появляется тяжесть в желудке, тошнота, рвота. Дыхание становится тяжелым, пульс неравномерным. Чтобы помочь при сильном отравлении необходимо промывание желудка и слабительные клизмы. При легких формах отравления пьют холодный крепкий чай или кофе.

Опыт №5 картошка и перекись водорода.

Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).

Опыт № 6 Нам понадобятся:

Три кружки с водой. В первой пусть вода останется пресной. Во второй воду нужно немного подсолить. В третьей кружке положить соли побольше, сколько растворится. Из сырой картофелины вырезали три кубика примерно одинаковой величины – с гранью 1-1,5 см. Положили кубики в каждую кружку. Для верности эксперимента мы оставили картошку в растворах на всю ночь. Утром обнаружили, что в первой кружке, где вода пресная, кубик набух. Во второй кружке кубик не изменился. В третьей он съежился.Объяснение: В первой кружке кубик картофеля разбух, потому что вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь. Значит, кубик из первой кружки содержит больше соли, чем вокруг него. Во второй кружке кубик остается неизменным, потому что раствор слабосоленый, как и картофельный сок внутри кубика. В третьей кружке вода очень соленая. И сок, который есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Этот опыт доказывает наличие соли в картофеле. А значит, что его сок является электролитом. Своему папе я показал результаты этого опыта и убедил его, что после тренировок ему необходимо пополнять запас своих минералов в организме овощами, например картофелем.

Польза картофеля

Кроме того, что из картофеля получаются невероятно вкусные блюда, он является источником весьма полезных элементов.В нем содержится целая гамма витаминов: А, В1, В2, B3, B6, B9, С, E, H, К, PP

В картофеле обнаружили никотиновую, щавелевую, лимонную, яблочную и пантотеновые кислоты. Также в нем есть железо, фосфор, магний, натрий, кальций и калий. Картофель состоит из воды, крахмала, клетчатки и других, полезных для человека элементов и веществ. Содержание белка в нем может соперничать с молочными и яичными белками.

Рекомендуется в день съедать примерно 300 граммов картофеля, чтобы обеспечить дневную норму человека калием, фосфором и углеводами.

Иностранные ученые исследовали рацион питания детей: продукты, которые они потребляют и их влияние на детский организм. В результате оказалось, что картофель является залогом правильного питания ребенка, причем только вареный, тушеный или печеный.

Кроме того, эксперимент доказал, что если во время обеда ребенку давать блюдо из картофеля, то в течение дня он потребляет больше свежих и полезных овощей, чем, если не обедал картофелем. Причин этого ученые пока не выяснили, а сам факт подтвердили.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 16:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки