Получи документы

Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Разнообразие камней»

Светлана Васильевна Бондаренко
Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Разнообразие камней»
▼ Скачать + Заказать документы

Разнообразие камней

ЦЕЛЬ: закрепление и расширение знаний об объектах неживой природы: мел, каменный уголь, ракушечник, глина, магнитный железняк.

ЗАДАЧИ:

- развивать у детей интерес к камням, умение обследовать камни с помощью различных органов чувств, называть их свойства и особенности;

-обобщить знания о ранее изученных полезных ископаемых ;

- познакомить с магнитным железняком, ввести понятие «магнит»

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе в процессе выполнения заданий.

Материалы к занятию:

Публикация «Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной группе по теме „Разнообразие камней“» размещена в разделах

- коллекция морских и речных камней;

- коллекция полезных ископаемых;

- карточки с рисунками (огонь, дом из ракушечника, кружка, набор цветных мелков)

- магниты различной формы на каждого ребенка, коробки с предметами из различных материалов для исследования явления магнетизма;

- стакан с водой.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию Хозяйки Медной горы. Занятие проводится в оборудованной комнате: на демонстрационном столе – коллекция камней различных размеров и окраски, изученные ранее полезные ископаемые, оборудование для изучения свойств камней.

Орг. момент.

Воспитатель. Ребята, вы помните, что больше всего любила Хозяйка Медной горы? О чем она очень много знала? (ответы детей).

- У меня в руках – шкатулка с самоцветами, а среди них лежат четыре буквы. Вам надо из букв собрать слово. Но чтобы буквы взять, потрудитесь выполнить задания от Хозяйки Медной горы. Ответите правильно на её вопросы - сможете забрать буквы.

За старание и правильные ответы будете награждены цветными камешками от Хозяйки.

Задание 1.

Отгадайте загадки:

Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Попадет комочек в речку – утечет, как молоко. (Мел)

Под землею огоньки – это в шахте горняки.

Отбивают молотками этот очень нужный камень.

Он имеет черный цвет. Всем дает тепло и свет. (Уголь)

Гончар для меня разведет жаркий пламень.

Сухая, я твердой бываю, как камень.

Размочат – как тесто, податливой буду,

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина)

Отгадав загадки, дети берут из шкатулки первую букву.

Задание 2.

Игра в «противоположности».

Воспитатель называет свойство камня, ребенок говорит противоположное значение. Возможные варианты:

Гладкий – шершавый

Мокрый – сухой

Большой – маленький

Белый – черный

Блестящий – матовый

Легкий - тяжелый

Твердый – мягкий.

Отвечая на вопрос, надо выбрать из коллекции камни с соответствующими свойствами.

После выполнения задания дети берут из шкатулки вторую букву.

Задание 3. Рассмотреть рисунки. К каждому рисунку подобрать соответствующее полезное ископаемое из коллекции.

Правильные ответы:

рисунок Полезное ископаемое

огонь уголь

Кружка с блюдцем глина

Дом из камня - ракушечника ракушечник

Цветные мелки известняк

При выполнении задания надо требовать от ребенка объяснение своего выбора.

Дети берут из шкатулки третью букву.

Воспитатель. В слове, которое надо составить, четыре буквы. Сколько букв вы достали? Сколько осталось в шкатулке?

Ответы детей.

Задание 4. Вспомните сказку, в которой волшебный герой – олень высекал из-под копытца груды драгоценных камней. Как называется эта сказка? Как зовут главных героев?

(сказка называется «Серебряное копытце», дед – Кокованя, девочка – Даренка, ее кошка – Муренка)

Дети берут четвертую букву.

Воспитатель. Перед вами четыре буквы. Составьте из них слово. Какое слово загадала вам Хозяйка Медной горы? Почему именно это слово она загадала, как вы думаете?

Дети должны выложить из букв слово «гора». Можно предложить выложить это слово каждому из мелких камней.

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

Воспитатель. Я хочу познакомить вас еще с одним камнем из коллекции. Рассмотрите его внимательно и охарактеризуйте: цвет, блеск, твердость. Этот камень называется магнитный железняк. Проведем эксперимент: проверим, тонет камень в воде, или нет? Насколько он твердый: оставит след на дощечке? Пачкает руки? Блестящий или матовый?

Характеристика камня : коричневый, блестящий, твердый, тяжелый.

Воспитатель. У магнитного железняка есть особое свойство: он притягивается магнитом. В этом камне содержится железо. Послушайте о том, как впервые нашли этот камень. Есть древнее сказание о пастухе Магнисе. Он жил в горной местности.

Пропала раз у Магниса овца. Он пошел в горы искать ее. Пришел на одно место, где были голые темные камни. Магнис шел с посохом, и вдруг он стал замечать, что посох его притягивается к камням. Нагнулся Магнис, потрогал камни рукой – сухие и к руке не липнут. Тронул посохом – опять конец прилипает. А на посохе был железный наконечник. Повернул Магнис свой посох верхним, деревянным концом вниз – дерево не прилипло к камню. Магнис набрал этих странных камней и принес домой. Люди назвали эти камни по имени Магниса – магнитными камнями. Так говорится в древнем сказании. Никто не знает, так ли это было. Но только давным-давно люди узнали о таких камнях, которые притягивают железные вещи. Эти камни содержат много железа и называются магнитным железняком.

Особое свойство магнитного железняка – притягивает магнит.

А сейчас мы познакомимся с магнитом и проверим, что притягивает магнит, а что не притягивает.

Детям выдаются магниты и коробка с предметами из различного материала (пуговица, карандаш, платочек, скрепка, резинка, лист бумаги, булавка, гвоздь, деревянный кубик).

Дается время на самостоятельное экспериментирование.

Задание: каждый должен взять из коробки один предмет, назвать его и ответить, притягивается магнитом или не притягивается.

Вывод: все, что состоит из железа, притягивается магнитом.

Задание на смекалку. В стакан с водой опустить булавку. Предложить детям достать булавку, не намочив руку.

Чтобы выполнить задание, надо приложить к стенке стакана магнит и по стенке вытянуть булавку.

Воспитатель благодарит детей за работу и награждает каждого камнями из шкатулки.

Используемая литература.

«Творим, изменяем, преобразовываем»

О. В. Дыбина

М. : ТЦ «Сфера», 2003.

«Неизведанное рядом»

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

О. В. Дыбина.

Москва, ТЦ «Сфера», 2001.

«Детское экспериментирование»

И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир

М. : Педагогическое общество России, 2005.

«Познаём окружающий мир играя»

Сюжетно-дидактические игры для дошкольников.

Москва, ТЦ «Сфера» 2014.

«Ознакомление детей раннего возраста с природой»

Т. Н. Зенина, М., 2006.

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству со свойствами магнита «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Программное содержание: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; научить выделять предметы взаимодействующие с магнитом;.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Разнообразие камней»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 22:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Разнообразие камней»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильевна Бондаренко (УИ 275989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД