Получи документы

Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме «Четыре стихии природы»

галина рязанцева
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме «Четыре стихии природы»

Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Четыре стихии природы»

Автор проекта :

воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 21 Рязанцева Галина Владимировна

Тип проекта : познавательно-информационный, творческий.

Длительность: среднесрочный (1 месяц)

Публикация «Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме „Четыре стихии природы“» размещена в разделах

Участники проекта : воспитатели, дети, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, родители.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (основные природные стихии — вода, воздух, огонь, почва); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование, помочь понять значение каждой стихии для жизни человека,

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (например - снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; огонь – обжигающий, опасный; воздух – прозрачный, невидимый, и т. д.); развитие связной, грамматически правильной речи.

«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).

«Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, умения видеть прекрасное, формирование навыков работы с ножницами, клеем, красками.

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие самопознания и положительной самооценки; овладение способами внеситуативно-личностного общения; приобретение более высокого уровня коммуникативной компетентности; осознание функций речи

Оборудование для педагога:

- подбор методической и художественной литературы

- подбор наглядного материала по теме (иллюстрации, плакаты, фотографии, коллекция минералов, образцы почв, необходимые наборы для проведения опытов с водой, воздухом, почвами: набор для поведения опыта «Как функционирует вулкан»)

- глобус, карта мира по теме «Полезные ископаемые»;

- дидактические игры по темам «Профессии», «Кто где живет», «Кому нужна вода»,

- атрибуты для игр с водой, воздухом (водяная мельница, воздушные шары, соломинки и д. р.)

- подбор реквизита для проведения инсценировки сказки «Кошкин дом»

Предполагаемый результат:

- сформировать знания о неживой природе

- систематизировать знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;

- сформировать знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

- привить уважительное отношение к стихиям.

Сотрудничество с семьями детей :

- привлечение родителей на проведение экскурсии с детьми в «Музей камня»

- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне

«выпуск» с детьми книжки- малышки на тему «четыре природные стихии».

План реализации проекта :

1 этап «Подготовительный»

- подбор материала по теме «Четыре природные стихии»

- подбор литературы для чтения детям по теме

- подбор загадок и пословиц по теме

- предварительная беседа с родителями на предмет проведения экскурсии в «Музей камня»

2 этап: «Основной». Совместная деятельность с детьми

Комплексно-тематическое планирование по проекту

блоки тема цели развивающая среда методические приемы

Вода Занятие. «Природная стихия – вода. Свойства воды» Цели:

дать основы знаний о природной стихии – воде;

расширить представления детей о формах проявления воды в природе;

закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;

воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Развивающая среда:

Глобус «Вода – суша»;

Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;

Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);

Соломинки для коктейлей (вкус);

Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);

Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);

Игрушка Крошка Енот.

Методические приемы:

Загадка;

Опытническая деятельность;

Работа с иллюстрациями;

Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

Занятие «Вода – наше богатство»

. Цели:

расширить представления детей о том, где используется вода;

дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;

закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);

активизировать речь, развивать образное мышление;

воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее. Развивающая среда:

Предметные картинки с сюжетами использования воды;

Карточки в виде капелек воды с загадками;

Карточки с рисунками (ответы на загадки);

Картинки с растительным и животным миром;

Фильтр для очистки воды;

Письмо от Нептуна Методические приемы:

Загадки;

Опытническая деятельность;

Вопросы;

Игра «Сохраним чистую воду на планете»;

Проблемная ситуация;

Сюрпризный момент.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие:

Наблюдения:

Художественно-эстетическое развитие:

Физическое развитие: чтение и разучивание стихов (А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С. Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.);

чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).

гигиена кожи;

зачем нужно мыть овощи и фрукты;

уход за зубами;

поведение на воде, тонком льду;

экология водоемов.

природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее);

природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т. д.).

Рисование воды в природе;

Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика;

Аппликация «Кораблик на море», «Снеговик», «Морские жители»;

Вырезание снежинок, изготовление корабликов из бумаги

Слушание, представление и обсуждение звуков природы;

Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность);

Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки»;

Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»;

Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»;

Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка».

Проведение тематического занятии «Будем моряками» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

Огонь Занятие «Стихия – огонь» Цели:

дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;

познакомить детей со свойствами огня;

учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);

развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь. Развивающая среда:

Подсвечник, свеча, коробок спичек;

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Загадки;

Опытническая деятельность;

Занятие «Огонь – друг, огонь – враг» Цели:

углубить, расширить представления детей о роли огня в жизни человека, о том, каким может быть огонь (ласковый, согревающий, злой, пожирающий);

закрепить меры предосторожности при обращении с огнем;

учить отгадывать загадки и узнавать по отрывкам литературное произведение;

активизировать речь, мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему. Развивающая среда:

Иллюстрации с изображением огня в разных ситуациях, бедствий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем;

Пожароопасные предметы;

Набор для проведения опыта «Как действует вулкан» Методические приемы:

Беседа;

Рассматривание иллюстраций;

Сюрпризный момент;

Игры «Костер», «Доскажи словечко»;

Разноцветные ленты

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Наблюдения:

Художественно-эстетическое развитие:

Физическое развитие чтение и разучивание стихов (С. Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»);

чтение и пересказывание (Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», детское справочное издание «Почемучка»).

обращение со спичками, с газовой плитой;

правила пользования электроприборами;

как вызывать пожарную охрану;

разведение костров и меры предосторожности.

за горящей спичкой, свечой, костром;

за лампой, фонариком;

за солнцем, молнией, проведение опыты «Как действует вулкан».

Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана;

Аппликация свечи, конструирование пожарной машины.

Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи);

Игра «Гори, гори ясно…»;

Создание образов в движении под музыку «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;

Разучивание «Песни о пожарных» (муз. В. Витлина). Инсценировка сказки «Кошкин дом»

Проведение тематического занятия «Мы пожарные» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

Земля Занятие «Подземные кладовые» Цели: дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда;

закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина);

познакомить детей с профессиями шахтера, геолога;

развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь;

воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам. Развивающая среда:

Игрушка Данила-мастер;

Коллекция минералов и полезных ископаемых;

Природный материал (камни, песок, глина);

Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;

Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;

Подносы. Методические приемы:

Беседа;

Рассказывание сказки;

Дидактическая игра «Мы – геологи»;

Моделирование: голосом моделируем эхо

Загадки.

Социально-коммуникативное развитие:

Наблюдения:

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие знакомство с профессиями земледелия и геологами;

экология почвы.

виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;

эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Рисование «Горный пейзаж»;

Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хрустальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова, «Шествие гномов» Э. Грига;

Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке о Даниле-мастере.

Поход с родителями в «Музей камня»

Проведение подвижной игры «4 стихии»

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

Воздух Занятие «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха» Цели: дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;

объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);

развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь. Развивающая среда:

Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;

Резиновые шарики; полиэтиленовый пакет

Полоски бумаги;

Банка с водой, стакан; резиновые игрушки, таз с водой

Игрушки Знайка, Незнайка;

Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы. Методические приемы:

Рассматривание иллюстраций;

Проведение опытов по определению свойств воздуха;

Сюрпризный момент;

Загадки;

Вопросы.

Речевое развитие:

Наблюдения:

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее;

чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».

качающиеся деревья, движение облаков;

наблюдение за флюгером, за рябью на воде.

Рисование птиц, летательных аппаратов и т. д. ;

Лепка птиц, самолетов, ракет и т. д. ;

Конструирование из бумаги вертушки,

Симметричное вырезание бабочек, стрекоз;

Изготовление флюгера.

Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели;

Беседа о роли воздуха в создании музыки;

Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница»;

Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».

Проведение занятие «Потому-потому, что мы пилоты»

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

Итоговое занятие Занятие «Путешествие по четырем сферам окружающего мира» Цели: формировать материалистическое представление о мире;

сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы;

развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать;

закрепить представления о природных стихиях;

воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе. Развивающая среда:

Лист ватмана (картограф) с изображением четырех стихий;

Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;

Игрушки Принца Кислорода, рыбки, крота, Огневушки-Поскакушки;

Листы бумаги, карандаши. Методические приемы:

Подвижная игра «Кто где живет»;

Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;

Составление коллективного письма Природе (старшие дети, рисование «Подарок Природе» (младшие дети).

3 этап «Заключительный»

Проведение викторины, подведение итогов проекта

В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:

- альбом «Стихии Земли в детском творчестве»,

- книжки- малышки «Рассказы, загадки о стихиях Земли»»,

- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;

- коллажи с фотографиями детей в процессе проведения опытов и экспериментов по темам «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух».

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: дети включались в различные виды творческой, познавательно-исследовательской и практически значимой деятельности. Мы проводили опыты, играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры, инсценировали сказку, делали поделки из различных материалов. Поход в музей, изготовление и последующее обсуждение книжек-малышек дал почувствовать себя одной большой семьей и родителям с детьми и воспитателям.

Вывод: Проведение проекта дети стали любознательнее, у них повысился интерес к окружающему миру и багаж знаний о нем. В ходе реализации проекта дети и родители стали чуточку ближе друг к другу, у них появились общие интересы. А самое главное – у детей появилась потребность, желание и некоторые умения получать новые знания и использовать их в повседневной жизни.

Литература:

Иванова А. И. Наблюдения и эксперименты в детском саду // Москва 2004 г. издательство «ТЦ»

Дитрих А., Юршин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» // Москва, «Педагогика» 1987 год

Мариничева О. В., Елкина И. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»// Ярославль, Академия холдинга 2002 г.

Виноградова Н. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Пособие для воспитателей детского сада // «Просвещение» Москва 1978 г.

Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.

Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

Латынова Н. Сказки Земли.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

Попова Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

Рыжова Н. А. Я и природа.

Саво И. Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-4-stihi_4i9g4.pptx | 19585,56 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в старшей возрастной группе посредством проектной деятельности 1. Актуальность проекта Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные.

Конспект ИОС по познавательному развитию «Четыре стихии жизни» Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию: ознакомление с миром природы «Четыре стихии жизни» в подготовительной.

Консультация для воспитателей «Ошибки в организации проектной деятельности» Проектная деятельность прочно вошла в практику педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная деятельность интересна.

Наглядно-дидактическое пособие «Четыре стихии»Наглядно-дидактическое пособие «Четыре стихии» .

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности» «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились.

Опыт работы по организации проектной деятельности С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Рекомендации по организации проектной деятельности Рекомендации по организация проектной деятельности для детей дошкольного возраста. Логвиненко А. Ю. – ПДО МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый». ДЕТСТВО.

Технологическая карта организации трудовой деятельности в старшей группе «Коллективный труд в уголке природы» Тема занятия: «Коллективный труд в уголке природы» Возрастная группа: старшая Программное содержание: Цель: Уточнить и закрепить знания.

Технология организации проектной деятельности с дошкольниками Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности.

Технология организации проектной деятельности в детском саду Технология организации проектной деятельности в детском саду. (из опыта работы). Доклад подготовила Уртаева И. Г..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме «Четыре стихии природы»
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 21:08
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД