Конспект ООД по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада на тему «Зима»

Анастасия Нижегородцева
Конспект ООД по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада на тему «Зима»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. "Зима"

Цель: Расширить и закрепить представление детей о зиме.

Задачи:

- Обогащать и активизировать природоведческий словарь по теме: «Признаки зимы».

- систематизировать представления детей об особенностях жизнедеятельности животных и птиц в зимний период;

- продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным.

- Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы.

- Совершенствовать умение использовать в речи слова – определения, слова – действия.

- воспитывать любовь к природе и к животным, умение видеть красоту окружающего мира;

Ход занятия

Включается песня «Кабы не было зимы.» Дети заходят в группу и встают в круг в игровой зоне группы.

- Ребята, посмотрите к нам пришли гости.Давайте поприветствуем гостей: Скажем «Здравствуйте!».

Все вместе:нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; а если каждый улыбнется – то и добрый день сейчас начнется.

- Ребята давайте поиграем. Для этого вам нужно собрать картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, у вас обратная сторона картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята у кого обратная сторона картинки синего цвета подойдите к столу с синим кругом; те у кого зеленого цвета- подойдите к столу зеленым кругом (количество фрагментов ровно количеству детей, присутствующих на занятии.)

- Итак, ребята внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

- Правильно о зиме.

- А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видно на этих картинках? (Ответы детей)

- Ребята, а вы любите зиму?

- Посмотрите, какая красота? (Показ слайдов о зиме и беседа)

- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом)

- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев, под листья)

- Как зимуют дикие животные? (Белки и зайцы меняют щубки на зимние, белка на серый цвет, а зайцы на белый, так им легче прятаться от врагов. Белка питается запасами орехов, грибов. Лиса охотиться на мышей. Медведи и ежики спят)

-Ребята, посмотрите, каких птиц вы видите? (Называют птиц)

- Как одним словом можно назвать птиц? (Зимующие)

Ребята почему прилетают птицы зимой из леса в город? (Чтобы спастись от голода)

- А как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? (Надо их кормить)

- ребята сейчас мы отдохнем

Дети: Нам морозы- не беда

Не страшны нам холода

Ходим в валенках, ушанках

И катаемся на санках. Танец на степах «Валенки» убирают степы, обращаемся к слайдам.

Задание «Что забыл нарисовать художник?»

– Ребята,посмотрите внимательно: чего не хватает на картине?

У мальчика нет второй лыжи;

в хоккее нет шайбы;

у снеговика — морковки, сучка, ведра на голове;

у мужчины — лопаты;

дети без санок;

нет кормушки;

собака без поводка;

нет второго конька у мальчика;

девочка без варежки.

Дети отыскивают недостающие детали и составляют предложения.

- А теперь давайте составим рассказ! Кто хочет?

Один ребенок начинает рассказ, другой — продолжает.

Примерный рассказ.

Зимой. пример

Был воскресный зимний день. Дети с родителями пошли гулять в парк.

На земле лежит много снега. А на заснеженных деревьях мы заметили снегирей и синичек. А вот стайка птиц прилетела к кормушке и клюет зернышки.

Саша, Витя и Коля весело играли в хоккей. Миша катался на лыжах. Мама с детьми слепили большого снеговика. А папа взял лопату и стал расчищать тропинку. Вика гуляет с собакой, которая радостно бежит по свежему снежку впереди девочки. Соня и Ваня катаются на коньках. Дима со своей сестренкой Ирой едут с горки на санках. У всех замечательное настроение! Детям и взрослым весело зимой! Зима подарила нам много забав.

Игра «Кто быстрее отгадает слово?»

Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок)отгадать слова:

Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.

Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.

Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.

Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

Деревья зимой… (спят).

Под снегом травка зимой… (греется).

Зимой насекомые… (прячутся).

Игра «Подбери родню к слову «СНЕГ» (образование родственных слов от слова снег) В группу вкатывается снежок. Логопед при затруднении помогает или зачитывает родственные слова, а дети вспоминая, называют их. Л.: — Дети, передайте друг другу «снежок» и придумайте родственные слова от слова «СНЕГ» (Снег – снежок – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход–снегокат – снежный – заснеженный – снежище – снегурочка – снегирь –белоснежный – Белоснежный – подснежник)

Игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своёрешение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

Слышится стук. Заходит в гости снеговик

Снеговик: Из волшебной снежной пыли

Что бывает в декабре

Малыши меня слепили

И забыли во дворе

Дед Мороз меня нашел-

Ожил я и к вам пришел,

Эй, встречайте добряка,

Толстяка- Снеговика!

Здравствуй, здравствуй, детвора!

Прибыл к вам издалека!

Дети: Здравствуй, Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте дети!

- А вы любите отгадывать загадки?

- тогда слушайте

- Вся сверкает, серебрится

Эта чудо-крошка.

Но в дождинку превратится,

На твоей ладошке. (Снежинка)

- Зима. Мороз мосты куёт,

А мы коньками режем… (лед).

- Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Снеговик: Молодцы. Ребята, а вы знаете почему хрустит снег? А хотите узнать? Я вас приглашаю в свою лабораторию.

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.

Воспитатель: Дети, а что зима сделала с водоёмами? (Реки замёрзли, покрылись льдом.)

- Знаете ли вы, что такое лёд (Замёрзшая вода.)

- Скажите, лёд какой (Дети подбирают прилагательные: холодный, гладкий, прозрачный, скользкий, блестящий и т. д.)

Снеговик: А что же быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в нашей лаборатории. (Опыт №2. Опускает в таз с водой кусочки льда и снега.)

- А что легче – лёд или вода? (Дети делают вывод: лёд легче воды, потому, что не тонет. Через некоторое время обращаю внимание на то, что снег уже растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)

(Дети берут со стола салфетки и встают хаотично.)

- Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетели и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.

- А теперь сделаем из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.

ФИЗМИНУТКА

Горсть большую снега взяли – имитация движения «снег взяли»

И лепить комочки стали. - имитация движения «лепка снежка»

Снег плотней в руках сожмём, - имитация движения «лепка снежка»

Да в снежки играть начнём. - имитация движения «прицеливание»

Кидай! Не промахнись! - имитация движения «метание снежка»

Осторожно! А ты пригнись. – присесть

Воспитатель: Снеговик, а почему ты такой грустный

Снеговик: Я сегодня к вам пришёл не просто так, мне нужна ваша помощь. Поможете мне?

Дети: Да!

Воспитатель: Снеговик, а что у тебя случилось

Снеговик: В нашей сказочной стране, случилась беда! Злая колдунья напала на нашу страну и растопила всех снеговиков (плачет). У меня не осталось ни одного брата- снеговика. Теперь мне не с кем поиграть и никто не придет к ребятам. Я один успел спрятаться от колдуньи; но я не трус, я знал, что смогу помочь по -другому. Дедушка Мороз отправил меня к вам за помощью. (Достаёт письмо от Д. М).

Воспитатель читает письмо :

Дорогие ребята!

Для того, чтобы победить злую колдунью, нам необходима ваша помощь! Нам со снеговиком одним не справиться без вас! Сделайте, пожалуйста, каждый своего снеговика и мы вместе не дадим злу победить добро. Ведь вы все дружные и смелые! ДЕД МОРОЗ!

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику и сказочной стране.

Снеговик: Какие вы дружные, мне так хочется посмотреть, как вы работаете, а можно я останусь? Посижу и полюбуюсь на вас! И помогу вам.

Снеговик: Какие у вас снеговики классные получились! Спасибо вам, ребята, что помогли нам с Дедом Морозом. У меня благодаря вам, появилось много друзей- снеговиков, а вот у наших гостей нет таких друзей, давайте подарим часть снеговиков гостям. Ну, а мне пора отправляться в путь, обратно в сказочную страну, надо скорее обрадовать Деда Мороза. А на память я вам дарю вот такие елочки магниты, пусть они целый год дарят вам радость и волшебство. Я обязательно к вам вернусь. До свидания!

Воспитатель: Ребята встанем вкруг. Я буду передавать «волшебный снежок» по кругу, а вы будете говорить, что мы делали сегодня на занятии и что вам понравилось.

Публикации по теме:

Постановка сказки «Теремок» на новый лад детьми старшей группы для сотрудников детского садаПостановка сказки «Теремок» на новый лад детьми старшей группы для сотрудников детского сада Инсценировка сказки «ТЕРЕМОК» на новый лад Ведущая 1: Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто-кто в теремочке.

Фотоотчёт об экскурсии в пожарную часть с детьми старшей группы детского садаФотоотчёт об экскурсии в пожарную часть с детьми старшей группы детского сада «Сказка» Экскурсия в пожарную часть. В нашем детском саду уделяется большое внимание безопасности жизнедеятельности воспитанников. В том.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми логопедической старшей группы детского сада «Здравствуй, мир вокруг»Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми логопедической старшей группы детского сада «Здравствуй, мир вокруг» Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми логопедической старшей группы «Здравствуй, МИР ВОКРУГ» педагога-психолога Долгой В. С.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада «Дары осени» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада. Познавательная деятельность с детьми на тему:.

Конспект ООД по основам безопасности в старшей группе детского сада «Бал для Золушки» .

Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной группе на тему «Свойства воды»Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной группе на тему «Свойства воды» Воспитатель: Докучаева Людмила Руслановна. г. Псков. МАДОУ "Детский сад №22 "Теремок" Конспект проведения образовательной деятельности «Свойства.

Конспект занятия с детьми старшей группы детского сада «Безопасный Новый год» Безопасный Новый год! Ход занятия: 1. Введение. Ребята, скоро будет праздник. А какой это праздник? (Новый год). Новый год волшебный, чудесный….

Краткосрочный проект для старшей группы детского сада «Зимушка-зима» Автор: Новикова Рита Евгеньевна, воспитатель МБ ДОУ д/с №38 Участники: воспитатель, дети, родители. Вид: фронтальный, информационный, краткосрочный.

ООД в старшей группе детского сада «Осанка — красивая спина» ООД в старшей группе детского сада «Осанка – красивая спина»[/b] Программные задачи: Речевое развитие: -Развивать умение поддерживать беседу,.

Сценарий праздника, посвящённого годовщине Великой Отечественной войны, с детьми старшей группы детского сада Сценарий утренника, посвящённого празднованию дня Победы «НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ». Чтоб снова на земной планете Не повторилось той.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект ООД по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада на тему «Зима»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 22:15
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки