Наталия Стёпкина
Конспект организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»
Воспитатель: Стёпкина Н. А.
Тема: «Каникулы»
Образовательная область: Познавательное развитие в интеграции с образовательными областями, социально –коммуникативное и речевое развитие»
Цели:
Публикация «Конспект организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе, „Измерение объема жидких веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Обучающие: Познакомить с понятием «объём», со способами измерения объёма жидких веществ.
закреплять понятие «условная мерка», формировать у детей приемы измерения объема воды с помощью условной мерки;
формировать знание о независимости объема от величины мерки.
Развивающие: развивать память и внимание, творческое воображение, логическое мышление, приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Демонстрационный материал: Ноутбук, экран, электронные задания, два флакона разного объёма (100 и 150 мл) с жидкостью (например, с шампунем, которые мало отличаются по размеру, крышки на флаконах разного цвета; мерные стаканы (2 шт., на которых цветным скотчем отмечено деление 100 мл (цвет скотча на мерном стакане и крышке флакона совпадает, 2 ведра с водой, 2 прозрачные ёмкости с цветной маркировкой.
Раздаточный материал: карточки-задания для индивидуальной работы, стаканы разной высоты и ширины, условная мерка разного размера, пластиковые стаканчики
Методические приемы:
- игровой (сюрпризный момент)
- словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи);
-наглядный (демонстрационный материал)
-анализ занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог говорит детям, что скоро лето и люди будут собираться в отпуска. Как вы думаете, где можно провести свой отпуск. (Слайд2)
Дети высказывают предположения. Рассматривают физическую и политическую карты мира, показывают и называют материки, разные страны. Педагог. Люди часто летают в другие страны. Чтобы в аэропорту не возникло проблем с багажом, нужно точно знать вместимость ваших чемоданов, а также объём жидкости, который можно брать с собой в салон самолёта. Кто знает, что такое объём? (Дети затрудняются с ответом. (Слайд2)
2. Основная часть занятия
1)Дети садятся за столы. Педагог показывает два флакона разного объёма (100 и 150 мл) с жидкостью (например, с шампунем, которые мало отличаются по размеру, крышки на флаконах разного цвета. Педагог предлагает сравнить флаконы, при ответе использовать слова одинаковые, разные. Дети затрудняются с ответом, одни говорят, что флаконы одинаковые по размеру, другие, что разные. Педагог. Эти флаконы почти одинаковые по размеру, но они отличаются по объёму. В них помещается разное количество жидкости, но на глаз это сложно определить. В ручной клади запрещается перевозить жидкости объёмом больше 100 мл. Чтобы узнать, какой флакон можно взять с собой в салон самолёта, нужно измерить объём флакона. Сейчас я вам покажу, как это сделать. Для этого нам понадобятся мерные стаканы с делениями. Педагог показывает два мерных стакана, на которых цветным скотчем отмечено деление 100 мл (цвет скотча на мерном стакане и крышке флакона совпадает). Цветной полоской показано, сколько жидкости можно взять с собой в самолёт. Педагог выливает жидкость из каждого флакона в свой мерный стакан. Ставит стаканы рядом, и дети убеждаются, что в одном флаконе жидкости больше, чем можно пронести в самолёт. Педагог. Флаконы по объёму одинаковые или разные? (Разные.) В один флакон жидкости помещается больше, а в другой – меньше. Значит, какой флакон можно взять с собой в самолёт? (Дети называют цвет крышки флакона.)
2)Педагог говорит, что ещё можно поехать в гости к бабушке. Маша и Саша решили провести свои каникулы у бабушки в деревне. Бабушка решила угостить молоком своих внучат. У бабушки оказалось два разных стакана – один высокий и узкий, а другой широкий и низкий. Как же проверить, в какой стакан поместиться больше молока. (Слайд3) Дети высказывают предположения. Нужно измерить с помощью условной мерки. Дети высказывают предположения, чем же удобно измерять жидкие вещества.
Дети измеряют жидкость в стаканах разными условными мерками, и убеждаются что в оба стакана помещается одинаковое количество жидкости. (Слайд 4)
Так как дети измеряли жидкость в стаканах разными условными мерками, дети убедились, что от размера условной мерки зависит количество мерок, и объём жидкости не меняется от величины условной мерки. При помощи этого эксперимента дети убедились, что бабушка налила своим внукам одинаковое количества молока. Бабушка сказала детям, что иногда объём жидкости можно определить на глаз. (Слайд5,6)
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться. (Поднимаемся на носочки, руки вверх, потягиваемся.) Два – согнуться, разогнуться. (Выполняем наклон вперёд.) Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. (Хлопаем в ладоши, киваем головой по 3 раза.) На четыре – руки шире. (Разводим руки в стороны.) Пять – руками помахать. (Поднимаем руки вверх, выполняем махи руками над головой.) Шесть – нам нужно пошагать. (Шаги на месте.) Семь и восемь – лень отбросим. (Прыжки на двух ногах на месте.) Девять, десять – будем дальше продолжать. (Поднимаем руки вверх – вдох, опускаем вниз – выдох.)
3)Педагог предлагает детям выполнить задания на листочках
1. Чем измеряем объём? (Слайд 7) После выполнения задания дети объясняют, почему выбрали именно эти предметы. Задание 2. Подбери вторую половину каждой банке. (Слайд 8) После выполнения задания педагог просит детей показать, в какой банке меньше всего компота, а в какой – больше всего. Задание 3. Куда можно перелить? (Слайд 9) Задание 4. Нарисуй в графинах разное количество сока, так, чтобы его объём увеличивался в каждом последующем графине, начиная с левого. Для этого проведи в каждом графине линию, которая будет обозначать уровень налитого сока, и закрась. (Слайд10,11) Задание 5. Сравни в каждой паре стаканов объём налитого чая. Подумай, где, чая налито больше, где меньше, а где поровну. Напиши в каждом кружочке, подходящий знак «>», «<», «=». (Слайд12)
После выполнения задания проводится проверка, дети объясняют свой выбор.
4) Фронтальная работа с использованием интерактивной доски
Задание 1. Сколько стаканов в графине? (Слайд 13) Если это задание вызовет у детей затруднение, педагог объясняет принцип выполнения. Стакан является условной меркой, его нужно мысленно приложить к графину, начиная снизу или сверху, и посчитать, сколько таких стаканов поместится в графине. Это задание можно выполнить практическим путём, используя две полоски бумаги (длинную и короткую, простой карандаш и фишки. Задание 2. Сколько молока в банках? (Слайд14) Задание 3. Где больше супа (Слайд 15) Задание 4. Сколько вёдер войдёт в бочку? (Слайд 16)
5) Педагог предлагает поиграть в игру-эстафету «Чья команда принесёт больше воды». Дети делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Около первых игроков стоят стулья, на которых расположены одинаковые прозрачные ёмкости с цветной маркировкой. Напротив, каждой команды на расстоянии 2–2,5 м, на полу, стоит ёмкость с водой. Педагог выдаёт первым игрокам маленькие пластиковые стаканы, которыми нужно будет переносить воду. По сигналу первые игроки подходят к ёмкости с водой, набирают её в стакан, возвращаются обратно, стараясь не расплескать воду, и выливают её в прозрачную ёмкость. Задача игроков – принести как можно быстрее и больше воды. Побеждает команда, которая закончила игру первой и принесла больше воды. Для подведения итога игры прозрачные ёмкости ставятся рядом и сравнивается уровень воды.
6) Подведение итогов занятия. Педагог спрашивает у детей, чему они сегодня научились, какие задания понравились больше всего.