татьяна лисавцова
Конспект организованной образовательной деятельности детей в средней группе «Сундук загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить представления детей среднего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные :
Закрепить и обобщить знания детей о предметах старины (деревянные ложки, лапти, горшок, традиции встречать гостей хлебом солью и желать им здоровья.
Активизировать словарь детей новыми словами : «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты»
Развивающие:
Развивать умение рассматривать предметы, отмечать их пользу и назначение для человека.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности детей в средней группе „Сундук загадок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предметам народного быта.
ОБОРУДОВАНИЕ:
слайды с изображением предметов быта;
сундук – загадка;
предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, кувшин, лапти, тряпичная кукла;
аудиозапись русских народных песен;
Ход ЗАНЯТИЯ.
Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей.
Мы очень рады гостям.
Давайте поздороваемся.
Дети с воспитателем:
Воспитатель: Я хочу вам рассказать об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)
Воспитатель: Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям и желаем им добра.
(вручаем хлеб-соль)
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь и гостям
А гости улыбнуться нам!
Воспитатель: Ребята в наш детский сад пришла загадочная посылка,
а это не простая посылка, в ней сундук (достаю сундук). Вот так сундук, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.
Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)
Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. А наш сундук -загадок. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)
Воспитатель: Правильно, в нем спрятаны интересные загадки.
Тогда отгадайте первую загадку :
Деревянная подружка, без нее мы как безрук,
На досуге веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. (ложка)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?
Ребенок. дерево
Воспитатель Ложки вырезали из дерева. Затем стали ложки украшать, наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь. И вот, что из этого получилось. (показывает ложку из сундука)
Эта деревянная ложка пришла не сама, а с подружками. Подходите, разбирайте с ними пляску начинайте. Ведь ложками не только кушают, на них можно и играть.
Ребенок. Звонкие, резные, ложки расписные
От зари до зари веселятся ложкари.
(Танец с ложками)
Воспитатель: Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)
(во время ответов идет демонстрация слайдов со 1 по 7)
Воспитатель: Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.
А сейчас послушайте следующую загадку :
«На пожаре был,
Домой пришел,
Всю семью накормил» (горшок)
Воспитатель: Верно, ребята, (достаю из сундука горшок)
кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и кувшины?
Ребенок. Горшки и кувшины делали из глины.
Воспитатель. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.
Воспитатель: Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы. (Показать слайды)
Воспитатель: А сейчас следующая загадка :
«Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет» (лапти)
(достаю из сундука лапоть)
Воспитатель: Лапти –старинная обувь. Лапти плели из лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. Семьи в деревнях были большие, всех обуть надо. Долгими летними вечерами сидели мужики и плели лапти. Сплетут мастера лапти и отдыхают. Песни поют и в игры играют.
Воспитатель. Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Игра «Догонялки с лаптями» (игра проводится сидя на стульях) Дети передают друг другу лапоть под музыку, музыка останавливается ребенок, у которого в руках лапоть выбывает.
Воспитатель: И последняя загадка.
Волосы льняные, в них ленточки цветные.
С лоскутков ее скрутила, в сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна, догадайтесь. Кто она? (кукла)
Воспитатель. Кукла – первая среди игрушек, известна с глубокой древности и была традиционной игрушкой русского народа.
Кто играл в куклы?
Ребенок В куклы играли не только девочки, но и мальчики.
Воспитатель. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как в играх ребенок учился вести хозяйство, общаться.
Воспитатель. Пока дети были маленькими кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла сделать любая девочка. Для изготовления такой куклы нужны были светлые и разноцветные лоскуты ткани, нитки, тесьма, ленты, ветошь.
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой поиграйте.
(Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.)
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, (высказывания детей)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей (предметы русского быта)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)
Воспитатель Ребята, а у нас в детском саду есть музей русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Да, в нашем детском саду такой музей есть, и мы с вами много раз в нем бывали: читали сказки, рисовали, я рассказывала вам о праздниках и знаменательных датах.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)
Воспитатель: Да, конечно, мы можем хранить их у себя в музее, и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея предметами из сундука, а также нашими творческими работами –деревянными ложками.
Давайте вспомним как мы с вами расписывали ложки.
Деревянные ложки мы украшали какой росписью - хохломской. Посмотрите на ложки и скажите: как располагается узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)
- Ложку мы расписывали хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)
- А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)
- Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины - рисуется одним примакиванием.
Ложки мы подарим в наш музей. (дарят Инне Петровне)
В благодарность Инна Петровна угощает пирогами
Воспитатель: Спасибо вам всем за занятие. До свидания!