Светлова Светлана
Конспект организованной образовательной деятельности «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно организованной
образовательной деятельности
в средней группе
Направление: Познавательно – речевое
Тема: «Как муравьишка домой спешил»
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Обобщить представления детей о многообразии насекомых
2. Уточнить знания детей о пользе насекомых
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
3. упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)
Образовательная область «Коммуникация»
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации
2. Воспитывать сопереживание, желание помочь
Образовательная область «Безопасность»
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу
2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей
Оборудование к занятию: игрушка – муравей, картинки с изображением насекомых, для Д/И «Кого не стало», разрезные картинки с изображением насекомых, для Д/И «Разрезные картинки», отдельные части тела насекомых. Игрушка – паук в паутине, жук. Природный материал: палочки, веточки. Д/И «С какого дерева листок?»
Д/И «Разрезные картинки»
Цель игры: развивать умение составлять целое из частей, внимание, мышление, мелкую моторику рук, речь.
Д/И «Кого не стало»
Цель игры: Развивать память, внимание, грамматический строй речи.
Д/И «С какого дерева листок»
Цель игры: Формировать грамматический строй речи, закрепить знания о деревьях и их названии, развивать внимание.
Предварительная работа: Чтение сказки В. Бианки «Путешествие Муравьишки».
Ход занятия:
Рассказ воспитателя: Когда я была такой же, как Вы, мы с папой гуляли в лесу и увидели странное зрелище. Около трех берез, был муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел вот так (показ). Оказалось, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных блошек, песчинки) и опрыскивают тело птицы пахучей кислотой. Это называется «муравьиная ванна». И очень мне понравился один муравьишка, который сидел на листке березы. Но вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку с листа березы и куда-то унес. Я расстроилась. Хотите посмотреть какой он был? А был он вот такой (воспитатель показывает игрушку муравья в коробочке). Ребята давайте поможем муравьишке, не оставлять же его в беде. Попробуем вернуть его в дом у трех берез и заодно вместе с ним попутешествуем.
Муравьишка говорит, что дорога к его дому ведет через речку, через лужайку.
Давайте отправляться в путь.
По дорожке мы идем,
Муравья с собой несем,
Муравьишка заблудился,
Мы домой его вернем.
А вот и речка. Ребята, а муравей умеет плавать? (Ответы детей). Воспитатель: Муравей не умеет плавать. Как же нам переправит его на другой берег? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте мы поплывем, а муравья будем держать в руках.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Вместе раз – это брасс.
Одной другой – это кроль.
Вышли на берег крутой.
Отведем муравьишку домой.
И оказались мы с Вами на лужайке. А кто живет здесь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки с отгадками)
1. Шевелились у цветка 2. Имя взял у кузнеца,
Все четыре лепестка Цвет у огурца,
Я сорвать его хотел, Крылья у мошки
Он вспорхнул и улетел. Ножки у блошки.
(Бабочка) (Кузнечик)
3. Что за девчонка: 4. Разбойник садовый
В поясе тонка, Поясок медовый
Огромные очи (Шмель)
Летит стрекочет.
(Стрекоза)
5 Чернокожий карапуз, 6. Скачет зверушка –
Не по росту тянет груз. Не рот, а ловушка
(Муравей) попадут в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка)
Кто лишний в этих загадках? Почему? (ответы детей) Воспитатель обращает внимание на выставленные картинки.
А сейчас вы сами попробуете собрать насекомых
Д/и «Разрезные картинки» (дети собирают картинки насекомых по образцу). Пока дети собирают картинки, воспитатель прячет муравья в паутину.
Дети рассказывают, кто у них получился.
Воспитатель: Молодцы ребята, как быстро вы справились с заданием, всех насекомых собрали.
Ой, кажется, погода портится, тучи набегают, дождик стал накрапывать.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
То по громче, то по тише (хлопают в ладоши)
Барабанит дождь по крыше. (хлопают в ладоши)
Протянули мы ладошки (вытянуть руки вперед)
Дождик их помыл немножко. (имитация мытья рук)
Насекомые тоже спрятались от дождя.
Д/и «Кого не стало» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку (использовать картинки насекомых).
И наш муравей куда-то пропал. Поищите его. Муравей попал в паучью сеть. Как же нам его освободить? (ответы детей). Ребята Паук отпустит муравьишку, если мы выполним его задание.
Д/и «С какого дерева листок» (к выставленным картинкам деревьев дети подбирают листья, правильно их называют: кленовый листок с клена, дубовый листок с дуба и т. д.)
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята. Вы быстро справились с заданием паука, и вот муравьишка свободен.
На земле ребята великое множество насекомых. Есть большие и маленькие. У них на брюшке есть поперечные полоски, как бы «насечки», вот отсюда и название: насекомые. У них три части тела и шесть ног. Они едят траву, зелень, меньших насекомых. Некоторые летают, кто-то ползает, кто-то прыгает. Иногда человека сравнивают с насекомыми.
Про какого человека можно сказать:
Воспитатель - Трудолюбивый как….
Дети …. Пчела.
Воспитатель - Назойливый как…
Дети…. муха.
Воспитатель: Хорошо. А вот посмотрите, жучок летит. Давайте у него спросим, где дом муравья? Жук нам скажет, но только после того, как мы кое-что ему объясним.
Чем похожи:
- Бабочка и воздушный шарик? (ответы детей)
- Муравей и панелевоз? - Стрекоза и вертолет?
- Паук и ткач? - Жук и трактор?
Воспитатель: Да вот посмотрите мы уже и пришли. Только что это? Ребята, а муравейник - то кто-то разрушил, кто же это мог сделать? (ответы детей.)
Давайте поможем построить муравьям дом. (Дети собирают из палочек, веточек муравейник).
А чтобы больше никто не ломал и не разрушал муравейник, и не обижал муравьев и других насекомых, мы поставим охранника.
И будет он вот такой: (дети собирают из разных частей тела насекомое)
Туловище – пчелы,
Рога – жука – оленя,
Крылья – бабочки,
Ноги – кузнечика,
Глаза – стрекозы,
Жало – осы.
Воспитатель: Вот и закончилось приключение муравьишки, он вернулся домой, а помогли ему в этом вы, добрые, заботливые ребята, которые любят природу. Расскажите, как мы помогли муравью, что мы делали?; Где мы были?; Кого видели?; Что нового узнали о насекомых? (ответы детей).
Список литературы:
1. В. Бианки «Путешествие Муравьишки»
2. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории» Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2002г.