Получи документы

«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Алена Уклеина
«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Необыкновынные свойства обыкновенного воздуха»

Воспитатель :

Уклеина А. О.

р. п. Дмитриевка 2017 г.

Публикация «„Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха“, Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах

Цель : Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи :

Образовательные:

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

2) Закреплять и расширять словарный запас детей (лаборатория, исследования, прозрачный, невидимый)

Развивающие:

1) Развивать речевую культуру через обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;

2) Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающая :

1) Формировать правильное носовое дыхание и правильную осанку;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:

1. Познавательно-исследовательская

2. Коммуникативная

3. Игровая

4. Двигательная

Оборудование: банка с загадкой на крышке, кубик с картинками для дыхательной гимнастики, фартуки, вееры, полиэтиленовые пакетики, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, трубочки-соломинки, камушки, тазик с водой, мандарин, «экспонаты» для мини-музея воздуха (надувная подушка, спасательный жилет, насос, мяч, веер, ветрячок, дудочка, колокольчик, книга, медали по количеству детей, опорные карточки для выводов, заготовка книги «Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха», магниты-смайлики, плакат с воздушным шаром, бейджики.

Цветом обозначено использование современных технологий:

1. Здоровьесберегающая образовательная технология;

2. Технология исследовательской деятельности;

3. Технология проблемного обучения;

4. Технология разноуровнего обучения;

5. Технология интегрированного обучения ( Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).

Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОСП. : Ребята, давайте познакомимся?

И поздороваемся с нашими гостями.

ВОСП. : Ребята, я вчера оставила пустую банку, закрытую крышкой, а сегодня на ней появилась надпись «ВЫПУСТИ МЕНЯ». Я даже растерялась, в банке никого не видно, а кто-то просится наружу. Вы кого-нибудь видите? (Дать детям рассмотреть банку.)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Кто бы это мог быть? Как вы думаете?

ДЕТИ выдвигают гипотезы (волшебник, невидимка, воздух)

ВОСП. : Как же нам узнать, кто это?

ДЕТИ предлагают свои варианты действий. Идет обсуждение действий.

ВОСП. : (Открываю банку и обращаю внимание детей, что на крышке с обратной стороны что-то написано.)

Посмотрите, здесь какая-то загадка:

Я вам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С вами рядом каждый час,

Но невидим я для вас!

- Кто же это сидел в банке?

ДЕТИ: Воздух.

ВОСП. : Так это я, значит, вчера воздух закрыла в банке? А он решил с нами поиграть и даже загадку загадал.

«С вами рядом каждый час,

Но невидим я для вас!»

ВОСП. : Вы видите около себя воздух? Может, его и нет вовсе, а над нами кто-то подшутил? (смотрим вокруг себя)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Хотите, ребята, доказать, что воздух есть везде?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Я предлагаю вам посетить «Научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Согласны?

Тогда надевайте фартуки и нарукавники. И я приглашаю вас в лабораторию «Воздуха».

ВОСП. : Что мы будем исследовать в нашей лаборатории? (воздух, свойства воздуха)

ВОСП. : все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать с помощью карточек в специальную книгу.

ОПЫТ №1.

ВОСП. : Ребята, возьмите по пакетику, что лежат на столах. (Рассматриваем сам пакетик.) Он прозрачный. Через него видно предметы? Что в пакетиках находится?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : А теперь попробуйте поймать то, что рядом с вами, а потом крепко зажмите пакет с открытой стороны.

ВОСП. : Что случилось с пакетами?

ДЕТИ: Они стали выпуклыми, твердыми, надутыми.

ВОСП, : Как вы считаете, что внутри пакетов?

ДЕТИ: Воздух. (для лучшего запоминания и понимания спросить нескольких ребят)

ВОСП. : Какой вывод мы можем сделать? (подвести детей к пониманию того, что воздух везде вокруг нас.) Найдите на столе подходящую для этого вывода карточку и приклейте в книгу.

ОПЫТ №2.

ВОСП. : А вы воздух в пакете видите?

ДЕТИ: Нет.

ВОСП. : А если вы его не видите, значит, он какой?

ДЕТИ: Воздух невидимый.

ВОСП. : Какой орган чувств нам помогает это определить?

ДЕТИ: Глаза.

ВОСП. : Мы с вами определили первое свойство воздуха – воздух невидимый. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №3.

ВОСП. : Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Какой орган чувств нам помог это определить? (Язык)

ВОСП. : Второе свойство воздуха – безвкусный. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №4.

ВОСП. : Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Это третье свойство воздуха. Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов. С помощью какого органа чувств мы различаем запахи? (Нос)

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

(дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №5.

ВОСП. : А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

ВОСП. : Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.

ВОСП. : Возьмите веер и попробуйте с помощью него создать вокруг себя движение воздуха. (Дать почувствовать движение воздуха с помощью веера). Теперь вы чувствуете воздух? Это четвертое свойство воздуха.

Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ВОСП. : Я предлагаю провести следующий опыт.

ОПЫТ №6.

ВОСП. : Возьмите каждый по соломинке и по стаканчику с водой. Опустите соломинки в стакан с водой. Вдохните воздух через нос и выдохните в трубочку. Что вы увидели?

ДЕТИ: пузырьки.

ВОСП. : Внутри пузырьков находится воздух. Вы очень наблюдательны!

ВОСП. : А теперь возьмите по камушку и опустите их в этот же стакан с водой. Что случилось с камушком? (он утонул, опустился на дно)

ВОСП. : Почему же так произошло? (камушек тяжелый)

ВОСП. : Почему же воздух поднимается наверх с пузырьками? (помочь детям сделать вывод, что воздух легче воды) Вывод – воздух легкий. (дети выбирают карточку для фиксации этого вывода)

ОПЫТ №7.

ВОСП. : Ребята, а вы можете обойтись без воздуха? (нет) А давайте проверим? Закройте ротик, а носик зажмите и не дышите! Получается? (нет)

ВОСП. : Так для чего же нам нужен воздух? Как вы думаете?

ДЕТИ: Чтобы дышать.

ВОСП. : Ребята, а как вы считаете, правильно дышать – через нос или через рот?

ДЕТИ: Через нос.

ВОСП. : Почему важно дышать через нос?

(Выслушиваем все ответы детей и формулируем конечный вывод).

ВОСП. : Правильно дышать – это дышать носом. Это нужно для того, чтобы не простужаться, не болеть, быть здоровым.

ВОСП. : Подберите для этого вывода подходящую картинку-памятку.

(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и приклеивают ее в книгу.)

ВОСП. : А воздух для дыхания нужен только человеку? Кто еще не может обойтись без воздуха? (животные, растения)

ВОСП. : Вот как много интересного мы сегодня с вами узнали о воздухе. Какие необыкновенные свойства обыкновенного воздуха мы обнаружили?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

1. Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас.

2. Воздух невидим, не имеет вкуса и запаха, он легкий.

3. Воздух нужен нам для дыхания. Правильное дыхание – дыхание через нос.

ВОСП. : Ну что ж, ребята, вот вы и создали сегодня книгу о «Необыкновенных свойствах обыкновенного воздуха», авторами этой книги стали вы сами – ребята детского сада №23 «Улыбка».

Теперь своими знаниями вы можете поделиться и с другими ребятами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ВОСП. : А хотите получить заряд здоровья и при этом превратиться в настоящих артистов театра? А поможет нам в этом наш замечательный кубик. (На кубике 6 различных картинок-обозначений дыхательных упражнений).

Ребенка, который первым будет кидать кубик, выбираем с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводим 2-3 упражнения).

«КОТЯТА»

И. П. – стоя на четвереньках.

1. Вдох носом, выдох – Му-урр (прогнуть спину, потянуться).

2. Вдох носом, выдох – ш-ш-ш (выгнуть спину дугой).

Чередуем 1 и 2.

«СОБАКА»

И. П. – стоя, руки на поясе, голова повернута к левому плечу.

1. Плавный, долгий вдох через нос, «принюхиваясь» и вытягивая шею вперед, поворачивать голову к правому плечу.

2. Выдох со звуком «Гав».

Чередуем 1 и 2.

«КОРОВА»

И. П. – стоя, указательные пальцы приставлены к голове («рога»)

1. Глубокий вдох через нос, немного задерживаем дыхание.

2. На выдохе продолжительно тянем «му-у», стараясь, чтобы звук был ровным.

Чередуем 1 и 2.

«ПЕТУХ»

И. П. – стоя, ноги врозь, руки опустить.

1. Вдох через нос, руки в стороны.

2. Выдыхая, медленно произносить «ку-ка-ре-ку», хлопнуть руками по бедрам.

Чередуем 1-2.

«ГУСИ»

И. П. – стоя с прямой спиной.

1. Вдох через нос, руки в стороны.

2. Выдох со звуком «ш-ш-ш», шею тянем вперед, руки-«крылья» назад.

«ПАСТУШОК»

И. П. – стоя, руки «держат» воображаемую дудочку.

1. Глубокий вдох через нос.

2. При выдохе произносим "ду-ду-у-у".

ВОСП. :Мы с вами сейчас определили, что камень тонет, потому что он тяжелее воды, а воздух не тонет, потому что он легче воды. А как вы думаете, что произойдет с мандарином, если его бросить в воду? (ответы детей)

Мандарин не тонет. Давайте, очистим мандарин. Он станет легче или тяжелее без кожуры? (ответы детей) Что произойдет, если мы в воду опустим очищенный мандарин? (ответы детей) Мандарин утонул.

ВОСП. : Как вы думаете, почему так происходит? (выслушать предположения детей)

ВОСП. : Кожура мандарина имеет пористую поверхность, в ней содержится много частичек воздуха, которые помогают мандарину оставаться на поверхности. Эти пузырьки воздуха работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.

(переходим к столу с предметами)

ВОСП. : А как еще человек использует свойства воздуха? Посмотрите на эти предметы и выберите те, в которых воздух работает. (дети выбирают предметы и объясняют свой выбор)

ВОСП. : (задание предлагается одному-двум сильным детям) Посмотрите внимательно на все эти предметы и скажите, какие из них без воздуха не будут иметь форму? Именно воздух придает им объем и форму. (мяч, возд. подушка, спасательный жилет)

ВОСП. : Все мы привыкли к тому, что в музеях выставляют редкие и необычные вещи. Может ли такой уникальной вещью быть обычный воздух? Оказывается, может. А эти предметы могли бы стать экспонатами музея Воздуха. Ахотели бы вы организовать у себя в группе такой музей (ответы детей)

ВОСП. : Тогда я вам предлагаю в нашу банку поймать сегодняшний воздух, воздух, которым мы сегодня дышали. Мы и дату поставим – 22 марта 2016 года.

ВОСП. : Книга, созданная вами и вот эта банка с воздухом могут стать первыми экспонатами вашего мини-музея воздуха.

ВОСП. : Вам понравилось быть учеными-исследователями? Может быть, что-то показалось вам сложным, не получилось? (спросить каждого ребенка)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Посмотрите, у нас на столе лежат магнитики с разным настроением. Возьмите себе такой магнитик, какое у вас сейчас настроение. (спросить детей, выбравших грустный смайлик, о причинах такого настроения).

ВОСП. : Это, конечно, не все свойства воздуха. А вы хотите узнать, откуда воздух берется, какой он бывает? Почему взлетает воздушный шар, а тяжелый корабль не тонет?

Кто хочет узнать больше, то смело сажайте свой смайлик в корзину воздушного шара для дальнейшего путешествия по просторам воздуха. А кто считает, что он узнал достаточно и не хочет больше знакомиться с воздухом, оставьте свой смайлик на земле. (дети прикрепляют свои смайлики на плакат в соответствии со своим выбором)

ВОСП. : Вы сегодня хорошо поработали, были замечательными исследователями воздуха, поэтому я награждаю вас медалями.

Публикации по теме:

Интегрированная ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадка лука» Интегрированное ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе №10 «Посадка лука». Разработала: Воспитатель Козлова О. Л.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Дикие животные наших лесов" Воспитатель Давыдова Елизавета Григорьевна. Цели:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Цель: познакомить с природным материалом.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гости к городецким мастерам» Программные задачи Обучающие: познакомить с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла Развивающие:.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха»Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей:.

Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Дружба» Тема: «Дружба» Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Задачи: - развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Вода и её свойства» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Программное содержание: 1. Дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свойства тканей» конспект Цели: а) Познакомить детей с видами тканей и их свойствами. Учить различать ткань на ощупь. б) Закрепить знания детей о том,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства» Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами и способностью притягивать металлические предметы. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 26 марта 2018 в 11:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД