Ирина Дымова
Конспект организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Чебурашка»
Форма: игровая
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей в графической и изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Обучающие:
познакомить детей с «Мозаичной пластилинографией» - изображением лепной картины с помощью шариков из пластилина;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по пластилинографии „Чебурашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Чебурашка. Лепка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
учить детей лепить Чебурашку, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голову, овальные (ноги) ; передавать пропорциональное соотношение частей;
закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки;
научить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (шарики) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя по цвету;
учить детей находить способы для создания художественного образа;
закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобьеме при помощи пластилина.
2. Развивающие:
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение;
3. Воспитывающие:
доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой;
совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
Предварительная работа:
Чтение художественного произведения "Крокодил Гена и его друзья" Успенский Э. Н.
Формы работы:
игра, индивидуальная работа, беседа, диалог.
Материалы и оборудование: портрет «Чебурашки», письмо от крокодила Гены, заготовки шаблонов игрушки «Чебурашки», восковой пластилин «Кроха» (6 цветов, доски для лепки, стеки, влажные салфетки для рук, (по одному экземпляру на каждого ребенка, магнитофон, аудиозапись песни «Чебурашка» (Муз. В. Шаинского, сл. Леонида Митенева)
Техника: мозаичная пластилинография.
Средства выразительности: композиция, фактура, цвет.
Методические приемы: сюрпризный момент, словесно – наглядный, демонстрация, показ, художественное слово (загадка, рассматривание игрушки «Чебурашки», беседа, пальчиковая гимнастика «Чебурашка», продуктивная деятельность, поощрение, рефлексия.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо от крокодила Гены, интересно, что же он нам пишет? (открывает конверт и читает)
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Скоро у Чебурашки день рождения. Я нарисовал портрет своего друга, но вредная старуха Шапокляк его унесла и спрятала. Я не знаю, что теперь подарить другу на День рождения. Помогите мне, пожалуйста. Крокодил Гена».
Воспитатель: Дети, поможем крокодилу? (Д, поможем)
Основная часть.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим нашего героя и вместе определим, какой формы у него голова и уши?
Дети: Голова и уши имеют форму круга.
Воспитатель: А туловище у Чебурашки какой формы?
Дети: Овальное.
Воспитатель: А какие части тела еще имеют овальную форму?
Дети: Лапки.
Дети прорисовывают называемые формы пальчиком в воздухе.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить изобразит портрет Чебурашки, но не красками, не карандашами, а нарисовать его пластилиновыми шариками. Ребята какого цвета будем использовать пластилин? (Ответы детей)
Воспитатель: Перед тем как начать рисовать, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Воспитатель: Отдохнули. Пора приниматься за дело, крокодил Гена ждет от нас портреты Чебурашки.
Показ и анализ образца.
Ребята, я попробовала нарисовать портрет Чебурашки пластилиновыми шариками! Посмотрите, какой у меня получился необычный портрет. Похож на мозаику. Скажите, какие приемы я использовала при лепке?
Ответы детей: расплющивание, скатывание, промазывание.
Объяснение этапов выполнения работы.
1. Скатаем шарик из желтого пластилина, положить его в верхней части картонной основы, равномерно размять его до блинчика от центра к краям - мордочка Чебурашки.
2. Скатаем шарики коричневого цвета и обернем ими желтую мордочку Чебурашки, слегка придавливая к основе.
3. Раскатаем два одинаковых шарика желтого цвета, расположим их поочередно с обеих сторон головы зверька и равномерно разомнем от центра к краям, чтобы получилось два одинаковых блинчика- уши Чебурашки.
4. Скатаем шарики коричневого цвета и обернем ими желтые ушки Чебурашки, слегка придавливая к основе.
5. Раскатаем длинную голубую колбаску и выложим ей овал, (тело, футболка Чебурашки, внутри заполним овал, маленькими голубыми шариками. 6. Раскатаем две длинных колбаски из коричневого пластилина. Выложим ими овальные лапки Чебурашки и заполним внутри контура коричневыми шариками.
7. Из белого пластилина скатаем два одинаковых маленьких шарика, сплющить их и расположить на мордочке зверька — основа глаза, раскатать три черные горошины: две наложить на белые кружочки, а из третьей горошины сделать носик.
8. Раскатаем очень тонкую колбаску черного цвета, разделить ее две равные части, сделаем бровки над глазами.
9. Раскатаем короткую тонкую колбаску из красного пластилина, согнуть дугой и выложить ротик.
Воспитатель: Ребята, вы наверное немного устали? (Да)
Давайте с вами немного отдохнем, повторяйте движения и слова за мной.
Физминутка «Чебурашка»
Чебурашка взял гармошку
Поиграть решил немножко
Раз, два, поворот,
Он танцует и поет.
(Обучающиеся поворачиваются в стороны, играют на гармошке, разводят руки).
Первичное закрепление
Повторение последовательности выполнения работы еще раз, по цепочке
Давайте повторим, в какой последовательности мы будем выполнять работу.
Воспитанники по очереди называют этапы.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем мы начнем лепить Чебурашку, давайте разомнем наши ручки.
На полянке дом стоит (пальцы рук сомкнуты в виде крыши дома над головой)
Ну а в домик путь закрыт, (руки скрещены на груди)
Мы ворота открываем, (отводим руки в стороны)
Всех вас в домик приглашаем (наклоняем голову вперед)
На дверях висит замок, (пальцы обоих рук скрещены)
Кто его открыть бы мог, (поднимание плеч)
Покрутили, повертели, (руки поворачиваем от себя, на себя)
Потянули и открыли (тянем руки в стороны)
Ну а в доме Чебурашка живет, (руки поднимаем над головой, машем как ушками)
И нас в гости всех зовет (руки разводим в разные стороны)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, напоминаю вам правила поведения на занятии, во время самостоятельной работы:
не отвлекайтесь во время работы;
соблюдайте порядок на рабочем месте;
экономно используйте материалы;
кладите остатки пластилина в коробочку;
кладите стеку на тарелочку;
после работы сразу протирайте стеку, доску для лепки и руки влажной салфеткой.
Ребята приступают к выполнению задания под аудиозапись песни «Чебурашка» (Муз. В. Шаинского, сл. Леонида Митенева). Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям. Поощряет старательность, аккуратность и творческий подход в работе.
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята! Что мы сегодня делали (Ответы детей);
-Что для вас сегодня было сложным в выполнении задания?
-Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Ребята, посмотрите, какие красивые и необычные, у нас получились портреты. Все ваши работы мы отправим крокодилу Гене. Чебурашка будет очень рад такому подарку. Молодцы! Спасибо!