Ольга Башмакова
Конспект открытого интегрированного занятия по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПОЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 36 г. КОСТРОМЫ
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
(подготовительная к школе группа)
«КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»
(ПО СКАЗКЕ В. БИАНКИ)
(открытое занятие для учителей начальных классов
в рамках социального партнерства
«ВУЗ - Школа – Детский сад»
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по сказке В, Бианки „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
Подготовила и провела
Башмакова Ольга Валентиновна
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
1 .Закреплять навыки счета, знание чисел натурального ряда, упражнять в сложении и вычитании чисел в пределах 10.
2. Уточнить умение измерять объем, длину, ширину с помощью условной мерки и линейки.
3. Развивать логическое мышление: умение находить закономерность и продолжать ее, используя знания о составе числа.
4. Продолжать учить детей решать задачи, называть признаки арифметической задачи, проверять решение с помощью арифметической линейки.
5. Развивать внимание, умение ориентироваться по клеточкам, соблюдая законы симметрии.
6. Способствовать развитию социальных навыков: умение работать в команде.
7. Формировать рефлексию.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ».
Дети разделены на команды по 3-4 человека. На столах разрезные картинки.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю вам из фрагментов составить целую картинку. Работать будете дружно, в команде.
Давайте мы назовем ваши команды по содержанию получившихся картинок: команда «Бабочки», «Жуки», «Пчелы», «.».
Итак, тема нашего занятия по математике «Насекомые». Вы спросите при чем тут математика? А при том, что я хочу вам рассказать историю об одном муравье, которому математика однажды очень помогла, можно даже сказать, что жизнь ему спасла.
2. СКАЗКА
Под старой березой муравьи построили огромный муравейник. Жили они дружно, каждый выполнял свою работу. А вы, ребята, знаете, как распределены обязанности у муравьев? (ответы см. в приложении).
Был среди муравьев один очень- очень любознательный. Звали его Кузя. Однажды вечером. Когда работа была уже закончена, муравьи отдыхали, а неугомонный Кузя решил посмотреть на свой лес с верхушки дерева. Но тут налетел ветерок, сорвал лист, на котором сидел Кузя и понес его далеко от муравейника. Кузя помнил, что при наступлении темноты, все входы в муравейник будут закрыты. А оставаться одному в лесу опасно для маленького муравьишки.
3. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА
Заспешил Кузя домой, принес его ветер на большую поляну. Здесь собирали землянику Маша и Митя. Собрали, да домой пошли. Забрался муравей в ведерко к Мите, подумал, что так быстрее получится. Да вот, затеяли ребята спор, кто ягод больше набрал. Митя говорит, что у него в ведерке больше, Маша утверждает, что у нее в кувшинчике.
Давайте им поможем. Что такое объем? Какие способы измерения и сравнения по объему вы знаете? Посовещайтесь в команде (способом переливания, пересыпания и с помощью условной мерки).
Итак, мы помогли ребятам разобраться в их споре, теперь они пойдут быстрее и Кузю донесут.
4. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ, ШИРИНЫ.
Пройдя через поляну, наш Кузя попал на берег реки. Как перепра- виться через нее? Он решил попросить о помощи жука- водомерку.
А жук сказал ему : «Я смогу перевезти тебя через реку, но я должен точно знать ее ширину в самом узком и самом широком месте, чтобы правильно рассчитать свои силы, иначе мы оба погибнем.
Ребята, как можно измерить ширину реки? Посовещайтесь в своих командах. Прошу команды выбрать по одному представителю для работы у доски.
Первый ребенок измеряет широкое место с помощью маленькой мерки, второй- широкое место с помощью большой мерки, третий- узкое место маленькой меркой, четвертый- узкое место большой меркой.
Ребята, вы измеряли один и тот же участок, но вас получились разные результаты. Почему?
(Дети должны прийти к выводу, что чем мерка меньше, тем ее вмещается большее количество раз и наоборот).
А я измерю эти участки с помощью линейки, а вы контролируйте мои действия. (Здесь воспитатель может допустить ошибку, а дети должны подсказать, как правильно прикладывать линейку, как определить результат измерения.
ФИЗМИНУТКА «ЕЛОЧКИ»
5. СОСТАВ ЧИСЛА
Речка позади, но ночь все ближе. Устал Кузя, выбился из сил, присел на кочку. А неподалеку собралась пестрая компания божьих коровок - громко спорят, ссорятся.
Оказывается, построили они себе дом: в домике 9 квартир, 8 из них уже заселены, а 1-свободна. А желающих в нее заселиться целых 6.
Как же быть? Попросили они Кузю рассудить по справедливости, кому квартирка достанется.
Я раздаю каждой команде домик. Ваша задача поселить туда
Божью коровку (подсказки воспитателя : закономерность заключается в строках таблицы. Какую закономерность заметили вы в первой строке? Соблюдается ли эта закономерность во второй строке? Сколько пятнышек должно быть у недостающей божьей коровки? Посовещайтесь в своей команде и сформулируйте выводы.)
6. Решение задач.
После того, как муравьишка помог божьим коровкам, одна из них подхватила его на спинку и они полетели к старой берёзе. Смотрит он с верху-почти все дверки в муравейнике закрыты. И тут ему на помощь пришла гусеница, которая устроилась на ночлег под берёзовым листом.
Вы знаете, ребята, что гусеницы превращаются в куколок, а из куколок появляется бабочка? Что бы стать куколкой, гусеница окутывает себя тонкой нитью. А откуда она её берёт (выпускает из отверстия на брюшке). Ухватился Кузя за гусеницу, гусеница зацепила один конец нити за ветку, и они благополучно спустились на муравейник. Стал муравей гусеницу благодарить, а та его о помощи просит: «Гусеницы сказали мне, что я превращусь в бабочку через неделю и ещё три дня. Сколько же мне дней ждать? Ребята, давайте поможем решить эту задачу. Но сначала назовите мне признаки арифметической задачи.
1 -условие
2- вопрос
3- решение
4- ответ
Предлагаю вам решить задачу в командах и представить решение и ответ на общее обсуждение.
Проверьте правильность решения с помощью арифметической линейки.
7. Заключение. Домашнее задание.
Наше занятие-путешествие подходит к концу, мы помогли муравьишке Кузе добраться до дома. С какими математическими трудностями мы с вами столкнулись. Просигнальте мне светофорчиками о своём настроении.
(Каждая команда подсчитывает кол-во призовых фишек, выбирается самая наиболее продуктивно-работающая команда)
А на прощание предлагаю вам домашнее задание:
Когда бабочка спит, она складывает крылышки во так (картинка). Но мы знаем, что строение тела бабочки симметричное.
Разбудите бабочку, дорисуйте второе крылышко в зеркальном отражении. Будет оцениваться точность построения по клеточкам, аккуратность.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муравьи - самые известные «общественные» насекомые. Они живут огромными общинами, строят свои «города». В их обществе существует четкая иерархия и распределение обязанностей. Например, среди муравьев есть рабочие. Они строят муравейник с многочисленными ходами и собирают гниющие растения, чтобы прокормить колонию. Главным образом орудием этих муравьев являются мощные челюсти. Рабочие сильны своей солидарностью, так как постоянно и во всем помогают друг другу и сообща.
Другие муравьи защищают колонию. Их называют солдатами. Это большеголовые муравьи с сильными челюстями. Когда попадается какая-нибудь крупная жертва, то солдаты разрывают ее на кусочки.
Все муравьи колонии выводятся из яиц, отложенных одной самкой, королевой. Королева откладывает до ЗО тысяч яиц в день. Из-за такого количества яиц она очень толста. Самка муравья может жить также долго, как и человек.
А вот охраняют муравьиные яйца, ухаживают за ними муравьи-няньки. Они следят за тем. чтобы температура всегда была подходящей, - поэтому перетаскивают яйца из подземных ярусов муравейника в верхние и наоборот.