Папки-передвижки

Конспект открытого интегрированного занятия «Вода и ее свойства»

НОВИКОВА ЕЛЕНА
Конспект открытого интегрированного занятия «Вода и ее свойства»

Конспект открытого интегрированного занятия совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет по экспериментированию. Тема. Вода и ее свойства.

Автор – составитель: Новикова Елена Германовна воспитатель 1 категории.

Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Вода и ее свойства“» размещена в разделах

Интегрируемые образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»; «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие (музыкальная деятельность)», «Физическая культура».

Тема занятия «В гости к волшебной капельке»» (Ознакомление с миром природы).

Программное содержание. Изучение свойств воды и её значения в нашей жизни. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Формирование умения определять запах вещества. (ОБЖ). Развитие умений: сравнивать, анализировать, делать выводы. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развитие связной речи. Совершенствование игровых умений детей, развитие интереса к играм. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе. Воспитание любви к природе, бережного отношения к воде. Совершенствование физических качеств детей; формирование правильной осанки. Формирование у детей эмоционального отклика при восприятии музыки; умение соотносить звуки с природными явлениями.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, эксперимент, игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая.

Демонстрационный материал. Игрушка Крошка Енот. Ведёрко с водой и ведёрко со льдом. Небольшие ёмкости с яблочным соком, молоком, водой. Карточки в виде капелек воды с загадками. Слайды «Три агрегатных состояния воды. Устройство для показа слайдов. Аудиозапись «Звуки воды». Аудиозапись Оркестровая обработка песни «Улыбка». Магнитофон. Предметные картинки «Три агрегатных состояния воды» (повторяющие содержание слайдов); «Вода в нашей жизни». Раздаточный материал. Детские работы «Улыбки-солнышки»». (Подарок для взрослых, присутствующих на занятии). Бесцветные, прозрачные, пластиковые стаканчики. Трубочки для коктейля. Ложечки. Салфетки. Обручи для проведения физкультминутки

Предварительная работа: Беседа на тему «Вода в жизни человека». Рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояния». Чтение произведения Л. Мур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». (пер. с анг.

О. Образцовой). Просмотр мультфильма.

План проведения занятия.

Часть I. Введение в игровую ситуацию.

1. Организационный момент.

2. Сюрпризный момент.

3. Знакомство с водичкой.

4. Отгадывание загадок о воде.

5. Беседа «Значение воды в нашей жизни».

Часть II. Свойства воды. Практическое экспериментирование.

Опыт №1. Вода течёт. Вода тяжёлая.

Опыт №2. Вода не имеет цвета. Вола бесцветная.

Физкультминутка «Рыбки плавают в пруду».

Опыт №3. Вода не имеет запаха.

Опыт №4. Вода не имеет вкуса (безвкусная).

Опыт № 5. Вода прозрачная.

Часть III. Обобщение и закрепление полученных знаний.

1. Обобщающая беседа.

2. Итог занятия.

Методика проведения.

Часть I. Введение в игровую ситуацию.

1. Организационный момент. Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка «Улыбка». Здороваются с гостями. Воспитатель: «От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Мы очень рады, что к нам пришло так много гостей. Примите от нас «улыбки-солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас». (Дети дарят гостям «улыбки-солнышки»).

2. Сюрпризный момент. Воспитатель «находит» среди гостей игрушку Крошку Енота и обращает на неё внимание детей.

Ой, ребята! Посмотрите, кто тут у нас сидит среди гостей? Это же Крошка Енот! Здравствуй, Крошка Енот! Ребята, а вы знаете, что Крошка Енот любит играть с водой и купаться? Крошка Енот принес нам в подарок- волшебное ведерко. Интересно, что же там внутри? Давайте посмотрим?

3. Знакомство с водичкой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое ведёрка (в нём вода).

Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь. (Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)

Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки?

Капельки.

Правильно, водичка состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой “разговаривать”, журчать. Послушайте, как журчит водичка. (Звучит музыка из серии “Голоса природы “Ручеёк”.)

Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё : «Здравствуй, водичка! Здравствуй, водичка!» Вот какая она добрая, ласковая, а ты, Маришка, боишься её. (Дети здороваются с водичкой и вытирают руки о салфетку.)

4. Отгадывание загадок о воде.

Ребята, Крошка Енот принёс нам ещё и загадки-капельки. Давайте послушаем их и отгадаем? (Воспитатель читает вслух загадки о воде, дети их отгадывают, а Крошка Енот одобрительно кивает).

Меня пьют, меня льют Всем нужна я, Кто я такая?

Я и туча, и туман, И летаю, и бегу. И стеклянной быть могу. В горах и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Что объединяет наши отгадки? Вы, наверно, догадались о чём мы с вами сегодня будем говорить?

О воде.

Верно. А сейчас, посмотрите, что лежит в ведерке, которое принесла я?

ЛЁД. Маленькая льдинка и т. п.

В конце занятия мы с вами посмотрим, что произойдет со льдом? А сейчас послушаем звуки воды и посмотрим, картинки. (Дети слушают Аудиозапись «ЗВУКИ ВОДЫ». Воспитатель демонстрирует слайды «Три состояния воды (ручей, дождь, снег, лёд, туман, пар, даёт краткий комментарий).

5. Беседа «Значение воды в нашей жизни» с использованием предметных картинок.

Ребята посмотрите на доску и расскажите, в каком состоянии может быть вода.

Жидкая (жидкость, снег, лёд, пар.

А как вы думаете, для чего же нам нужна вода? (Ответы детей).

Часть II. Свойства воды. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: «Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сегодня мы вместе с Крошкой Енотом уже многое узнали о воде, а сейчас давайте познакомимся с некоторыми её свойствами. Для этого сядем за столики». (Дети, садятся за столики. Воспитатель садится за свой стол. Крошку Енота воспитатель сажает на стол или на стул около себя.)

Опыт №1. Вода течёт. Вода тяжёлая.

Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро.

Да. Конечно. Можно.

Правильно, воду можно перелить из одной посуды в другую. Вода течёт. Хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?

Да!

Ты, Крошка Енот, наблюдай и все запоминай! Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан. (Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой).

Получилось? Вот мы с вами и выяснили, что воду можно переливать.

А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую - стакан с водой. (Дети подымают два стакана одновременно).

Что можно сказать о стакане с водой?

Стакан с водой тяжёлый.

Правильно он тяжёлый, а пустой - лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Закрепление представлений о текучести веществ.

Воспитатель обращает внимание детей на пакетики молока и сока.

Что это?

Молоко и сок.

Молоко, как и воду, можно перелить. Молоко течёт. Молоко – жидкость. Перелейте молоко из пакетика в стаканчики.

Дети наливают молоко в стаканчики.

А сок можно перелить?

Да можно, Сок течёт. Это жидкость.

Перелейте сок в стаканчики.

Дети переливают сок в стаканчики.

Опыт 2. Вода не имеет цвета. Вола бесцветная.

Рассмотрите стаканчик с молоком. Какого цвета молоко?

Белого. Молоко – белого цвета.

Верно. Теперь рассмотрите стаканчик с соком.

Какого цвета сок?

Жёлтого. Сок - жёлтого цвета.

А вода? Какого цвета вода?

У воды нет цвета. Нет цвета.

Верно. Вода не имеет цвета. Вода бесцветная.

Закрепление представлений о том, что вода бесцветная.

Крошка Енот. Сейчас, ребята, я вас проверю. Здесь (показывает на ширму) три стаканчика. В стаканчиках: молоко, сок и вода. Угадайте, в каком стаканчике сок, в каком – молоко, а в каком – вода?

Воспитатель поднимает ширму и дети видят стаканчики с жидкостями. Крошка Енот «показывает» на стаканчики и спрашивает, какая жидкость в этом стаканчике.

Что это? Как вы догадались?

Воспитатель. «Молодцы, ребята! А теперь наш Крошка Енот предлагает вам поиграть. Хотите? Выбегайте на коврик!»

Физкультминутка «Рыбки весело резвятся» На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это песок. Все дети – это рыбки. Пока звучат музыка и текст, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка замолкает, каждая «рыбка» должна «зарыться в песок» - занять любой обруч. «Рыбка», которой не хватило «песка», ребёнок выходит из игры. Игра проводится 1-2 раза.

Здорово у нас получилось! Ребята, давайте теперь пройдем за столики и продолжим опыты с водичкой.

Опыт №3. Вода не имеет запаха.

Крошка Енот пытается понюхать воду.

Воспитатель: «Крошка Енот, что ты делаешь! Так нюхать нельзя! Это опасно! Многие жидкости ядовитые.

Крошка Енот. «Но ч хочу понюхать водичку. Как это сделать?

. Вот так! Воспитатель показывает детям, как нужно определять запах вещества.

Ребята, покажите Крошке Еноту, как правильно нюхать жидкости и предметы.

После этого дети под контролем воспитателя повторяют его действия. Крошка Енот тоже «определяет» запах воды.

Воспитатель: «Чем пахнет вода

Совсем не пахнет.

Правильно, ребята! Вода не имеет запаха.

Опыт №4. Вода не имеет вкуса (безвкусная).

А теперь попробуйте воду! Вот так! (Воспитатель, используя игрушку, предлагает детям попробовать (кипяченую) воду через соломинку. Дети пробуют воду).

Ребята, у воды есть вкус?

Нет. Нет вкуса.

Возьмите стаканчики с соком и попробуйте сок! (Дети пробуют сок через соломинку. Крошка Енот тоже).

Какой вкус у сока?

Сладкий. Сок сладкий.

Верно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 5. Вода прозрачная.

Возьмите 2 ложки. Опустит одну ложку в стакан с соком, а другую – в стакан с молоком. (Дети опускают ложечки в оба стаканчика. Крошка Енот тоже).

Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с соком она просвечивает. (Видна).

Совершенно верно! Молоко – непрозрачное, а сок – прозрачный.

Теперь опустите ложку в стакан с водой. Какая вода, прозрачная или непрозрачная? Почему?

Мы узнали еще одно свойство воды : чистая вода прозрачна.

Часть III. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Обобщающая беседа.

Ребята, давайте еще раз скажем, кому и для чего нужна вода?

Ответы детей.

Послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит. Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

А вы знаете, ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А кто мне скажет какими же свойствами обладает вода?

Ответы детей (жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса).

Итог занятия. Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Все запомнили! Смотрите, а наш друг Крошка Енот повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь всё знает о воде и говорит вам: «Спасибо!» Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!

Литература. 1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 2 кл. – М: Просвещение, 1995. 2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 -7 лет. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. 3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 20114. .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Магнит и его свойства» Цель:знакомство с магнитом и его свойством. Задачи:формировать знания детей о свойствах магнита; учить детей проводить элементарные опыты,.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха Область: Познание. Интеграция областей: «Коммуникация»,.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Свойства песка» Интеграция образовательных областей: коммуникация», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «социализация», «безопасность»,.

Конспект НОД «Вода и ее свойства» Тема НОД «Вода и ее свойства». Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, растворитель, не имеет.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Тема занятия: значение воды в жизни всех живых существ. Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет) Цели и задачи: -продолжать знакомить.

Конспект открытого занятия «Свойства воды» (средняя группа) Обнаруживаем с детьми, что нет воды в кране. Воспитатель: ребята, интересно, куда же делась вода? А знаете, я только что вспомнила! Сегодня.

Конспект занятия «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Вода и ее свойства»Конспект занятия «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Вода и ее свойства» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Поможем Маше и ее друзьям, героям сказки «Гуси-лебеди». Виды.

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Огонь и вода» Цель: познакомить детей с трудом пожарных; обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара; закрепить знания.

Конспект НОД «Вода — источник жизни. Свойства и превращение» ХОД НОД: Орг. момент: Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, сегодня нас пригласили в телестудию принять участие в телепередаче. Мы находимся.

Конспект НОД «Волшебница вода и ее свойства» Ход непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия «Вода и ее свойства»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 20:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД