Ольга Бобровская
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие на остров правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
Цель:
• Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизно-шение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические кате-гории», «Связная речь».
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
• Совершенствование умения определять «гласный звук», «твер-дый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и сло-гового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - пред-ложения;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Путешествие на остров правильной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Совершенствование грамматического строя речи (навыки сло-вообразования);
• Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухово-го внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
• Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
• Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
• Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”
• Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
• Практический (моделирование, выполнение заданий, упражне-ний).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “сло-во”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон. Аудиозапись «звуки моря», буквы, картинки животных, слоги, слова.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и соглас-ными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, зву-ковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучи-вание стихов, беседа о временах года и их признаках.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Педагог: - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Педагог - Здравствуйте, дорогие ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Педагог: - Все вы в течение года учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.
2. Введение в тему занятия :
Педагог: - Ребята, что это за звук?
Дети: - Это звуки волн.
Педагог: - Смотрите, что это там в воде?
Педагог: - Это же бутылка с письмом! Давайте прочитаем
“Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пи-рат похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
Педагог: -Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи?
Дети: - Да
Педагог: - Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок:
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
Педагог: - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок:
СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
Педагог: - Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путе-шествие на корабле.
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
Педагог: - Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оста-вил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все за-гадки, чтобы получить первую букву!
Кукарекает спросонок
Милый, добрый. ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это. МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что. КИТ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду. ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый. ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает. КОРОВА
Над лесом солнца луч потух.
Крадётся царь зверей. ПЕТУХ!
Педагог: - Молодцы, ребята! А вот и первая буква. (З)
Дети получают букву З. (Выставляется на доске)
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
Педагог: - Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У!
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА.
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Вы справились! (дети получают букву К)
- Предлагаю немножко отдохнуть. (физминутка «Если мы чуть-чуть устали»).
Если мы чуть-чуть устанем
Все тихонько вместе встанем
И похлопаем в ладоши,
Раз, два, три, четыре, пять.
С каждым разом будем выше
Наши руки поднимать.
И потопаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять.
С каждым разом будем с вами
Ниже, ниже приседать.
Закружились наши ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы теперь готовы снова
Все заданья выполнять!
- Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше!
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (дети получают букву В).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега.
- Наш корабль причалил к берегу.
- Что это? Сундук.
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось? (дети выкладывают слово «ЗВУК» (сун-дук открывается, звуки рассыпаются из сундука).
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (соглас-ный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили слово ЗВУК.
- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова, звуковички.
- Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет по-сылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Это воздушные шары. Я благодарю вас. Спасибо!