Получи документы

Конспект открытого мероприятия в 7 классе «Живописец слова — Иван Бунин»

Татьяна Ведель
Конспект открытого мероприятия в 7 классе «Живописец слова — Иван Бунин»

Цель: Познакомить учащихся с жизнью И. А. Бунина, привлечь интерес к его творчеству.

Задачи:

1. Развивать навыки интеллектуального мышления и творческих способностей школьников.

2. Прививать интерес к языку и литературе.

3. Воспитывать нравственные качества: любовь к Родине, ее прошлому, русской природе.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, аудио запись альбома П. И. Чайковского «Времена года», портрет писателя, книги для выставки.

Публикация «Конспект открытого мероприятия в 7 классе „Живописец слова — Иван Бунин“» размещена в разделах

Ход мероприятия:

На проекторе включен «Слайд 1» с фотографией книжной выставки, посвященной И. А. Бунину. Фоном звучит альбом «Времена года» П. И. Чайковского.

Педагог-библиотекарь: Добрый день, дорогие участники и гости нашей литературной гостиной. Сегодня 22 октября исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося писателя – Ивана Алексеевича Бунина – первого русского нобелевского лауреата в области литературы. Предлагаю открыть первую страницу и познакомиться с фактами из жизни и творчества писателя.

Слайд 2. «Семья И. А. Бунина»

Педагог-библиотекарь: Родился Иван Бунин в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Отец Алексей Николаевич, вернувшись с Крымской войны, вёл беззаботную жизнь, разорялся, нищал. Не хватало средств на существование. И когда мальчику было 3 года, семья переехала в деревню Бутырки Орловской губернии. (Ныне это Липецкая область). А через 8 лет в Озёрки, в имение, которое принадлежало матери Людмиле Александровне. Мать Ивана Бунина была кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.

Чтец

Чтец. «Матери»

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь.

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки.

Не ты ли ангелом была?

Педагог-библиотекарь: Именно в имении матери, среди необозримых полей, то зеленых от хлебов, то белых от снегов прошло детство Вани Бунина. Именно здесь он ощутил прелесть родной земли, ее запахи, звуки, краски. Воспоминания о детстве связаны у Бунина "с полем, с мужицкими избами" и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. И уже тогда он почувствовал главное - "божественное великолепие мира", которое впоследствии и станет вместе с темой России, родины главной темой его творчества.

Если вы прочитаете стихи Бунина, то за строчками увидите знакомые картины:

Ты раскрой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей,

Ты высокое небо далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое,

Только к вам я стремлюся душой!

Слайд 3. «Детство и юность И. А. Бунина»

Детство

Чтец: «Детство»

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Ученик До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил

Педагог-библиотекарь: До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию. «Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что не нужно. Не оставляло в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казённо», - вспоминает позже писатель. Может быть, поэтому учился Бунин неохотно, посредственно, а в 3

классе был оставлен на второй срок. В 1886 году Иван Алексеевич возвратился домой и продолжал образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 18 летнем возрасте И. Бунин, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", начинает добывать хлеб литературным трудом. Он работает редактором, корреспондентом в газете «Орловский вестник» и знакомится в редакции с корректором Варварой Пащенко. Иван Бунин глубоко увлекся этой незаурядной девушкой. «Весь живу тобой!», - писал он Варе. Она отвечала взаимностью. Но родители не разрешили ей выйти замуж из-за материальной необеспеченности Бунина.

Учитель

Чтец: «Песня»

Зацвела на воле

В поле бирюза.

Да не смотрят в душу

Милые глаза.

Помню, помню нежный,

Безмятежный лен.

Да далеко где-то

Зацветает он.

Помню, помню чистый

И лучистый взгляд.

Да поднять ресницы

Люди не велят.

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20

Слайд 4. «Творческий путь»

Педагог-библиотекарь: В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна тема – тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика. 1890-е –1900-е – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходит книга «На край света и другие рассказы» (1897) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898). Знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым. В 1903 г. за стихотворный сборник «Листопад» Бунин И. А. удостоен Пушкинской премии.

Чтец: «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Педагог-библиотекарь: Сколько красок в бунинском «Листопаде!» Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой… Закроешь на минутку глаза и видишь лес, в котором стоит расписной терем, где живет царица-осень. Кажется, что оживает детская сказка под пером Бунина, вызывая в нашей душе глубокую нежность, сочувствие и порой негодование. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - писал Блок, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко, и красочные и звуковые впечатления его богаты». Ощущением красоты родной земли, любовью к ней проникнуты его стихи, глубокие по мысли, наполненные философскими раздумьями, гармоничные, отличающиеся ясным классическим слогом. Таково, например прекрасное стихотворение «Вечер».

Чтец:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем,

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Педагог-бибилиотекарь: Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню, к крестьянскому труду он проникся уважением с детства, поэтому деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. Проза Бунина, как и поэзия, — песнь его души, она всегда эмоциональна и лирична; о чем и о ком бы он ни говорил, он говорил всегда “из самого себя”. Во всех произведениях ощущаются личность автора, его взгляд на мир — и та гармония, к которой взывает писатель каждым своим словом.

В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете "Орловский вестник", в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов. Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Художнику были особенно дороги те воспоминания, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира.

Все это нашло свое отражение в творчестве писателя. И. Бунин – мастер чувственного опыта в изображении русской помещичьей усадьбы. Он удивительным образом восстанавливает картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи. Бунинская усадьба наполнена запахом спелых

антоновских яблок, запахом меда, осенней свежести, грибной сыростью,

мокрой древесной коры. С этими ароматами мешаются десятки других

запахов: старой мебели, сушеного липового цвета, славный запах старинных

дедовских книг, запахи земли, леса, природы. Автор не только чувствует эти

запахи, он слышит их.

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть "Деревня" (1910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. В 10-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. Теперь уже не только российские, но и заграничные впечатления служат импульсом к его творчеству, и на их материале он создает немало разных по теме и идее произведений. Среди них вошедший в антологии мировой литературы рассказ "Господин из Сан-Франциско" (1915 г., а также "Братья", "Сны Чанга" и др.

Революция 1917 г. потрясла Бунина. Он не понял и не принял её. Лето и осень 17 г. провёл писатель в Елецком уезде, у двоюродной сестры. Мысли, чувства Бунина отражались в его дневнике, письмах, стихах.

Чтец:

Мы сели у печки в прихожей,

Одни, при угасшем огне,

В старинном заброшенном доме,

В степной и глухой стороне.

Жар в печке угрюмо краснеет,

В холодной прихожей темно,

И сумерки, с ночью мешаясь,

Могильно синеют в окно.

Ночь - долгая, хмурая, волчья,

Кругом все леса и снега,

А в доме лишь мы да иконы

Да жуткая близость врага.

Презренного, дикого века

Свидетелем быть мне дано,

И в сердце моем так могильно,

Как мерзлое это окно.

Слайд 5. «Бунин покидает Родину»

Педагог-библиотекарь: Это были последние дни, проведенные в родных местах. Жить здесь стало не безопасно. 25 октября вместе с женой Верой Николаевной Бунин выехал в Москву. «Окаянные дни», «Царство сатаны», - называл он безбожное жестокое правление большевиков. И в 1920 году в Одессе он поднялся на борт французского парохода «Спарта». Кровный сын отодвигался от своей Родины. Он спустился в каюту, уверенный, что России нет. И лишь в открытом море ужас от содеянного охватил его. Писатель покинул Родину, но забыть не смог.

Чтец:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Педагог-библиотекарь: Нищета. Неясность будущего. Боль за Россию и за судьбу родных - постоянные спутники жизни писателя. С родины приходили письма, одно тягостнее другого. Не работалось. Да и как писать? Родина, Россия, вся жизнь – позади. В дневнике отражены переживания писателя : «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?.»

Чтец:

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду,-

Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Педагог-библиотекарь: Но в тяжкие годы испытаний писатель нашел в себе силы не просто писать, а напоминать людям о самом светлом и прекрасном: о любви, милосердии, смирении.

Чтец:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю - с тобой.

Педагог-библиотекарь: На протяжении всей жизни Бунин искал ответы на вопросы: «Что есть любовь? Зачем она дается человеку?». Отчасти итог его размышлений вылился в цикл новелл «Темные аллеи». Чуть позже, в 1946, в парижском издательстве было опубликовано 38 рассказов. Все они различны в жанровом отношении, существенно отличаются структурой, объемом, но касаются общей темы – любви, которая раскрывается Буниным как величайший дар человеку, как счастье, не омрачаемое никакими обстоятельствами.

Откуда это во многом болезненное восприятие темы любви? Думается, в отношениях с женщинами самого писателя. Он пережил несколько любовных драм, испытывал серьезные чувства, расставался, терял, страдал…

В ночь на 8 ноября 1953 года закончился жизненный и творческий путь писателя. Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены. С того времени И. Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей.

И в заключении хотелось бы сказать о том, что у каждого из нас

останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений. И сегодня мы отдаем И. А. Бунину дань великой любви и признательности как вдохновенному певцу родной земли, как художнику, чье творчество вылилось в единую, страстную, проникнутую горячей любовью песнь о России, ее народе!

Публикации по теме:

Конспект открытого мероприятия «Путешествие Казачат»Конспект открытого мероприятия «Путешествие Казачат» для детей старшего возраста Программные задачи: продолжать знакомить детей с традициями, жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;.

Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства»Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография с элементами аппликации и монотипия пейзажная. Развивать у детей.

Конспект открытого занятия с использованием художественного слова во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал»Конспект открытого занятия с использованием художественного слова во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал» Тема: «Как зайчик свою сказку искал» Программное содержание: - приучать детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением,рассказывать.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро»Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро» Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника в начальной школе ко Дню матери. Цели.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого мероприятия в 7 классе «Живописец слова — Иван Бунин»
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 12:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД