МААМ-картинки

Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки» (1 фото)

Валентина Жарова
Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки»

Тема: «В гостях у хозяюшки»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

— музыкальная.

Программные задачи:

Публикация «Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой „В гостях у хозяюшки“» размещена в разделах

Обучающие: продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, предметами домашней утвари, расширять и углублять представления о быте наших предков, с традиционным блюдом русской кухни - кашей;

знакомить детей с русским фольклором (пословицы, поговорки, потешки, народные игры);

совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь детей

Развивающие: развивать образное мышление через знакомство с народным творчеством; развивать внимание, память, мышление

Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре, дружелюбие и гостеприимство, воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры.

Предшествующая работа:

Разучивание пословиц, загадок, поговорок, считалок, колыбельных, народных игр, рассматривание иллюстарций, альбомов, просмотр презентации «Как жили наши предки»

Материалы и оборудование:

Оформлена горница: домашняя утварь, предметы быта, колыбель, прялка, кудель, пряжа, вязаные предметы одежды, печка, кукла, сундук, народные костюмы для детей, аудио запись народной музыки.

Ход НОД:

Дети народных костюмах). Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим (кланяются).

Девочка: Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей народ!

Мальчик: Приходи, кому охота!

А кому неохота – тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Хозяйка (воспитатель в народном костюме) : Спасибо. С удовольствием останемся на вашей беседе.

Я буду хозяйкой. И поговорим мы о том, как жили на Руси в старину, какую одежду носили, чем питались, на чем готовили, как отдыхали.

Хозяйка : Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Ребята, посмотрите в каких необычных нарядах мы сегодня, назовите их.

Дети: Рубаха, сарафан, пояс-кушак, кокошник.

Хозяйка : Рубаха – была главной одеждой на Руси. Расскажите, кто носил рубаху.

Дети: Ее носили все: и дети, и взрослые, мужчины и женщины. Рубахи шили широкие: мужские короткие, женские длинные. Они празднично украшались вышивкой.

Хозяйка : посмотрите, что на рубашке повязано?

Дети: Это пояс-кушак. В старину рубаха обязательно должна быть подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку, топор.

Хозяйка : Что вы знаете про старинную обувь?

Дети: В старину носили лапти, их плели из лыка – липовой коры. Носили их летом и зимой.

Хозяйка : что же носили девочки?

Дети: Носили сарафан. Сарафан – это женская одежда, юбка на лямках расширенная к низу. Сарафан украшали вышивкой и тесьмой.

Хозяйка : Сарафан мягко струился при ходьбе. Поэтому в народе говорили : «Красна девица идет, что лебедушка плывет».

Скажите, какие головные уборы носили в старину девушки?

Дети: Украшением была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами.

Хозяйка : Какую пословицу о девичьей косе вы знаете.

Дети: «Девичья коса – всему миру краса».

Хозяйка : Маленьким девочкам волосы заплетали в две косички и приговаривали…

Девочка: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся.

Дети: Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными.

Хозяйка : Вот какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки.

(Раздается шум, шорох)

Хозяйка : Ребята, что это за шум? Откуда он раздается?

В каждой сказке, дети,

Заходят, часто речи

О доброй и уютной,

О нашей русской печи

С озябшими ребятами,

С горшками и котятами,

С растопкою берестяной

Да домовыми за трубой.

(Музыка, появляется Кузя)

Кузя: Я за печкою живу

С ребятишками дружу

Я хозяйке помогаю

Всех гостей я развлекаю.

А еще я удалой

Самый лучший домовой.

Хозяйка : Ребята, познакомьтесь, это домовёнок Кузя. Он живет у меня в избе за печкой.

Кузя: Печку я люблю, ведь она в доме главная. А расскажите-ка мне для чего нужна печь?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, хлеб, сушили варежки, валенки, лекарственные растения, грибы, ягоды… На печке лечили больных.

Кузя: Молодцы ребята! Как много вы знаете. Хозяюшка, давай потешим гостей прибаутками да игрой веселой.

Хозяйка : Становись народ в хоровод.

(Народная игра «Федул»)

Кузя: Проголодался я, пора бы и подкрепиться. Что есть в печи, все на стол мечи!

Хозяйка : Вот есть овес. Какая будет каша?

Дети: Овсяная, пшенная, гороховая, манная, пшеничная, рисовая, перловая.

Хозяйка : (рассыпает перловку на стол) Ребята, помогите собрать крупу.

(Дети собирают крупу)

Хозяйка : Русские люди разную кашу умели варить, ели ее и взрослые и дети, потому до сих пор так и говорят: «Где с маслом каша – там и место наше». А вы какие поговорки знаете о каше?

Дети: Гречневая каша – матушка наша.

Хороша кашка – да мала чашка.

Кузя: Вот я и принесу свою любимую гречиху, будем варить кашу гречневую.

(Уходит за печку)

Хозяйка : А я пока чугунок достану.

(Выходит Кузя)

Кузя: Прости, хозяюшка, торопился, да гречку в муку обронил.

Хозяйка : Эх, Кузя, поспешишь – людей насмешишь.

Кузя: Не до смеху мне. Как теперь быть?

Хозяйка : Ребята, поможем Кузе. Давайте подумаем, как отделить гречку от муки. Посмотрите, нет ли у нас в избе предмета, который нам может помочь? (Рассуждение и предположение детей)

А вот вам подсказка. Отгадайте загадку: Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

Дети: Через сито можно просеять.

Хозяйка : Что остается в сите?

Дети: Гречка.

Хозяйка : что из сита сыплется в миску?

Дети: Мука.

Хозяйка : Для чего необходимо сито?

Дети: Чтобы просеивать муку, чтоб отделять крупные вещества от мелких.

Кузя: Спасибо вам ребята, побегу кашу готовить.

Хозяйка : Вот как необходимо в хозяйстве сито. А у меня много есть разных вещей, моих помощников. Как вы думаете, какая из этих полезных вещей самая главная.

(Ответы детей)

Хозяйка : По-разному вы думаете. И мои помощники однажды даже поспорили.

(Инсценировка, исполняют дети в шапочках ухвата, ложки,коромысло, ухвата)

Хозяйка : Первым расхвастался ухват.

Ухват: Я ухват, я ухват

Я кормлю всех подряд.

Чугун из печки достаю

И на стол подаю!

Хозяйка : Тут ложка по столу прыг-скок!

Ложка: Эх ты, ухват, железные рога да длинная нога. Я все равно главная! Я кашу и щи прямо в рот несу. Поэтому мне и почета больше: тебя, рогатого в угол ставят, а меня красавицу расписную, на стол кладут!

Хозяйка : Услышал их самовар и запыхтел.

Самовар: Главное место на столе – мое! Потому я самоваром называюсь: самовар – значит сам варит.

Я самовар – птица жар!

Кран открывается, чай наливается.

Хозяйка : Тут и коромысло заскрипело, заспорило.

Коромысло: Чая без воды не бывает! По воду ходить - это только со мной. Тут уж я самый главный помощник.

Хозяйка : О чем вы глупые спорите?

Вы все важны и все мне нужны.

Каждый из вас молодец

Тут и спору конец.

Хозяйка : Сколько интересного и нового вы узнали о том, как жили в старину. Вам понравилось у меня в гостях? А что вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?

(Появляется Кузя)

Кузя: Хозяюшка, готова каша.

Хозяйка : Как вкусно пахнет! Спасибо Кузя, будет деткам обед. А наша беседа заканчивается, пора прощаться.

Кузя: Когда гости уходят домой, благодарят хозяев, приглашают к себе, желают хозяевам всего хорошего :

Хозяйка : «И собачку вам и кота, а нам пора за ворота»

Кузя:До свидания ребята. Доброго пути.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.

Воспитатель хвалит детей и приглашает отведать гречневой каши.

Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки»
Публикации по теме:

«В гостях у Миланьи-хозяюшки русской избы»«В гостях у Миланьи-хозяюшки русской избы» интегрированное занятие в старшей группе Ход занятия. Звучит русская народная мелодия. -Здравствуйте, гости дорогие! Как я вас, рада.

Фотоотчёт о проекте «В гостях у русской народной сказки»Фотоотчёт о проекте «В гостях у русской народной сказки» Уважаемые коллеги, в нашей группе проходил проект «В гостях у русской народной сказки» Цель проекта: Познакомить детей с русскими народными.

Фотоотчёт о реализации проекта «В гостях у русской народной сказки» в подготовительной группеФотоотчёт о реализации проекта «В гостях у русской народной сказки» в подготовительной группе В прошлом учебном году мы работали над реализацией нескольких образовательных проектов. Одним из самых любимых детьми оказался проект «.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать.

Конспект НОД по ознакомлению с русской народной сказкой «У страха глаза велики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ковдорского района детский сад комбинированного вида № 19 «Чебурашка».

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «В гостях у русской хозяюшки»Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «В гостях у русской хозяюшки» «В гостях у русской хозяюшки» Задачи обучающие: приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь способствовать развитию.

Конспект НОД по речевому развитию. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по речевому развитию. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А. Н. Толстова) для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по речевому развитию. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» для детей младшего возраста Цель: формирование интереса и потребности в чтении сказок, развитие связной речи детей. Задачи: 1. Закреплять умение называть знакомые.

Знакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х летЗнакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х лет Хочу представить Вашему вниманию пособие для знакомства детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями. Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД