Получи документы

Конспект открытого тематического вечера «Путешествие в сказы Бажова» для детей старшего дошкольного возраста (10 фото)

Марина Еникеева
Конспект открытого тематического вечера «Путешествие в сказы Бажова» для детей старшего дошкольного возраста

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова"

Цель. Приобщать детей к истокам культуры родного края.

Развивать познавательно – речевую активность детей через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1. Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т. Я. Калининой;

3. Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом;

4. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

Публикация «Конспект открытого тематического вечера „Путешествие в сказы Бажова“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.

Интеграция образовательных областей:

коммуникация, познание, изобразительная деятельность, музыка

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них;

Разучивание хоровода "Красный сарафан", музыка А. Варламова;

Подготовка детьми силуэтов для коллажа к сказу Бажова "Серебряное копытце".

Организация развивающей среды:

Макеты к сказам П. П. Бажова;

Иллюстрации воспитателя по изо деятельности Т. Я. Калининой к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с угощением;

Столы для самостоятельной деятельности детей.

Материалы для создания коллажа:

Большой лист бумаги - фон для коллажа; подготовленные детьми силуэты персонажей сказа "Серебряное копытце", раскрашенные техникой - тычок жесткой полусухой кистью; клей; клеёнки; белая бумага для снега; стразы или бусинки - камни.

Ход.

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель).

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод "Красный сарафан".

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.

Дети садятся на скамеечки.

-Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя. Рассказ см. приложение.

3. Путешествие в картинную галерею

-А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.

1- 2 - 3 - повернись

Дети идут к стене, где висят картины

-В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам. Художница Татьяна Яковлевна Калинина работает в детском саду № 165 воспитателем. Она очень любит рисовать и создала целую коллекцию работ по сказам П. П. Бажова. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. "

2.-"Огневушка -Поскакушка": "У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. "

3."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…"

4."Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя…"

5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. "

-Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в "Комнату Знаний"

-А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети присаживаются на скамеечки.

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка)

"Из какого сказа эти строки?"

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. " ("Синюшкин колодец")

2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ("Серебряное копытце")

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь я умения ваши проверю.

5. Путешествие в " Мастерскую"

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера - умельцы. И приглашаю вас в мастерскую.

1 - 2 - 3 - повернись

В мастерской окажись!

Дети подходят к столам, где находят силуэты персонажей сказа "Серебряное копытце", клей и др.

-Я знаю, что вы подготовили силуэты персонажей сказа, которые помогут вам создать коллаж по любимому сказу.

Самостоятельная деятельность детей.

Звучит музыка. Дети наклеивают заготовки на фон.

Хозяйка рассматривает готовый коллаж, узнаёт, каким способом дети раскрашивали заготовки; замечает, что не хватает драгоценных камней, которые выбивал Серебряное копытце, дарит стразы на клейкой основе или бусинки - каменья; благодарит за работу.

-Вот это настоящие мастера!

6. Подведение итогов работы.

-Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Приложение 1.

Павел Петрович Бажов

(Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста)

(использовать не весь текст, по усмотрению воспитателя некоторые моменты можно построить в форме беседы)

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка","Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него "необыкновенная биография в необыкновенное время".

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

А после войны был избран депутатом в Верховный Совет СССР, помогает людям и продолжает писать свои сказы.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов".

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок").

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Используемые материалы и интернет ресурсы:

Материалы педагогов МБДОУ- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 165 г. Екатеринбурга: конспекты занятий «Знакомство с творчеством П. П. Бажова на занятиях по изодеятельности», хрестоматия уральских писателей, фото «Ознакомление дошкольников с предметным миром культуры и быта народов Урала» (из опыта работы воспитателя Изо деятельности Калининой Т. Я.) Фотогалерея «Сказы П. П. Бажова глазами детей» (ст. воспитатель Смирнова З. П., воспитатель Калинина Т. Я. ,

http://semyarossii.ru/component/k2/item/85-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B8.html.

http://liras.ru/index/biografija_bazhov_p_p/0-7369,

http://www.skazka.com.ru/bio/pavel-bajov Энциклопедия «Великие сказочники»

http://www.moninomama.ru/tales/99-bazhov/347-biografiya, Бажов Павел Петрович

http://www.coolsoch.ru/arh/biogr/7.htm Биография Бажова Павла Петровича

http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/23-2010-03-04-08-03-20.html Библиотечное мероприятие для 4 классов Бажов Павел Петрович

http://bk-detstvo.narod.ru/Bazhov.html «Мудрец и сказочник П. П. Бажов»

http://www.bazhov.ru/ss.htm

Приложение 2. Фото

Конспект открытого тематического вечера «Путешествие в сказы Бажова» для детей старшего дошкольного возраста
Фото «Путешествие в сказы Бажова»
Конспект открытого тематического вечера  для детей старшего дошкольного возраста - фото
Фото №1 Тематический вечер Путешествие в сказы Бажова Цель Фото №2 Приобщать детей к истокам культуры родного края Фото №3 Развивать познавательно речевую активность детей через интеграцию образовательных областей Фото №4 Знакомить детей с биографией уральского сказочника П Фото №5 Приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т Фото №6 Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом Фото №7 Конспекты занятий
Публикации по теме:

Исследовательская работа по литературе учащихся 5 класса по теме «Великий уральский сказочник Павел петрович Бажов» Микро-проект по литературе выполнен учащимися 5 класса после изучения сказа Павла петровича Бажова "Медной горы хозяйка". Для работы над.

Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого тематического вечера «Путешествие в сказы Бажова» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 18:29
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД