Папки-передвижки

Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Лидия Лемех
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения через слово. Музыку, живопись.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого. Она волнует нас, мы переживаем и мечтаем вместе с ней, учимся видеть мир вокруг нас. Встреча с музыкой делает человека красивее, чище, добрее.

Публикация «Конспект открытого урока по литературному чтению „К, Паустовский „Корзина с еловыми шишками“» размещена в разделах

Изучая рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы с вами, ребята, приоткрыли дверь в мир прекрасного, в мир прекрасных людей и прекрасной музыки. Так давайте войдем в этот волшебный мир прекрасного!

II. Работа над текстом.

- Внимательно посмотрите на слайд и назовите главных героев произведения. (Главные герои этого произведения композитор Эдвард Григ и дочь лесника Дагни Педерсен).

- А кто такие Магда и Нильс? (Это родственники Дагни Педерсен).

- Ребята, а где происходит действие рассказа? (Действие происходит в Северной Норвегии в городе Берген).

Норвегия – это страна, которая граничит с Россией. Море раскинулось вдали мягкое, голубое, блестящее. В горах снег лежит даже летом. Возле моря выступают красные гранитные скалы самых причудливых форм.

Ученик 1: А разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки? Они суровы, молчаливы, но глаза их и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. Такой видел свою страну Эдвард Григ.

Ученик 2: Григ – это Норвегия в музыке: её природа, её простые люди, их дела и обычаи.

Итак, произведение «Корзина с еловыми шишками».

- Ребята, кто сможет кратко передать содержание этого рассказа? (Этот рассказ о том, как Эдвард Григ встретил в лесу маленькую девочку Дагни Педерсен. Он пообещал ей лет через подарить одну интересную вещь. «Я напишу музыку, - решил Григ, и подарю ей это произведение, когда девочке исполнится 18 лет». В 18 лет Дагни окончила школу. Отец отправил девушку погостить к Магде и Нильсу. Однажды Магда, Нильс и Дагни пошли на концерт симфонической музыки. Мужчина в черном фраке объявил, что сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Эдварда Грига, посвященная Дагни Педерсен – дочери лесника. Дагни плакала от счастья, слушая эту музыку.)

- Ребята, что больше всего вас удивило в этом рассказе? (То, что этот великий человек, имя которого знает уже весь мир, не забыл о маленькой простой девочке, которую однажды случайно встретил в лесу, и выполнил свое обещание.)

- Давайте вспомним, где встретился Григ с маленькой 8-летней девочкой? (В осеннем лесу.)

- Чем понравилась композитору эта славная девочка? (Она еще маленькая, но очень трудолюбива – тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива.)

- Из чего это видно? (Сразу рассказала незнакомцу о доме, о своих игрушках, пригласила в гости. Ей хотелось показать незнакомцу вышитую скатерть, рыжего кота и стеклянную лодку. Она очень мила и красива.)

- Докажите. (У неё зеленые, большие, как у куклы, глаза, в которых поблескивает огоньками листва.)

- А самое главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

- А сейчас постараемся воссоздать в нашем воображении все события рассказа К. Паустовского.

III. Работа над содержанием рассказа.

1. Работа над 1 частью.

- Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.

- Чем вам понравился этот лес? (Грибной воздух, в лесу слышен шум прибоя, дрожат осиновые листочки, поют птицы, мох свешивается зелеными прядями до самой земли, в лесу живет веселое эхо.)

- Какими красками нарисован лес? (Золотыми.)

- Какие звуки наполняют лес? (Эхо, пение птиц, шелест листьев, шум прибоя.)

- А запахи? (Запах цветов, ягод, грибов, моря.)

- Почему приходил Григ в лес не однажды? (Любоваться красотой природы.)

- Да, ребята, Григ всегда любовался очарованием природы, прислушивался к лесным звукам, и в нем просыпалась прекрасная музыка.

- Скажите, а что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку.)

- А почему Эдвард Григ отсрочил подарок на 10 лет? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Такие подарки, как игрушки, легче дарить. Григ же задумал очень сложный подарок – музыку. Дети еще не понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает подарить свой подарок через 10 лет.)

- Какой совет дал Григ девочке? (Учись терпению.)

- Как мы озаглавим 1 часть? (Встреча в лесу.)

2. Работа над 2 частью.

- Переходим к работе над 2 частью рассказа.

(Чтение учителем начала 2 части рассказа, 3 абзаца.)

- О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? (Влюбленный в музыку человек – вынес из комнаты все, что могло приглушить звуки музыки, гостеприимный – оставил старый диван для гостей.)

- Что было главным украшением дома? (Рояль.)

- А почему? (Самым главным в жизни композитора была музыка. Рояль мог петь обо всем, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».)

- Скажите, какие выражения помогают нам представить зимний город как живое существо? (Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая, снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.)

- Ребята, Паустовский не случайно включил красивое описание зимнего города в это место рассказа. Композитору очень важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке.

- Долгий зимний месяц писал Эдвард Григ музыку для Дагни. Сочиняя музыку, композитор так ясно видел перед собой юную девушку, будто бы рисовал её портрет с помощью музыки.

- Назовите первых слушателей музыки Грига. (Синицы на дереве, загулявшие матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка.)

- Слушатели были разные и каждый воспринимал музыку по-своему. Прочитайте, как слушали новое произведение синицы?

- Как действовала музыка на матросов?

- А какое чувство вызывала музыка у прачки?

- А почему эта женщина, слушая музыку, покачивала головой? (Восхищалась красотой звуков.)

- Даже падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звуки, льющиеся из дома композитора. Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных посетителей концертов. Они не могли понять чувства композитора, что его радовало, о чем он грустил.

- Как озаглавим эту часть? (Григ пишет музыку для Дагни.)

3. Работа над 3 частью произведения.

- Переходим к 3 части рассказа.

- Что изменилось в жизни Дагни через 10 лет? (Она окончила школу, ей исполнилось 18 лет.)

- Какой Дагни стала? (Это была стройная, красивая девушка с тяжелыми русыми косами.)

- Кем работали родственники девушки? (Тётя – театральная портниха, дядя – театральный парикмахер.)

- Вся их жизнь была связана с театром, они жили под крышей театра в маленькой комнатке.

- Озаглавьте эту часть. (В гостях у родственников.)

4. Работа над 4 частью рассказа.

- Итак, 4 часть.

- В городе Дагни любила ходить в театр. После всех театральных спектаклей она плакала.

- А как вы думаете, почему? (Девушка была очень впечатлительной, эмоциональной, её очень волновали событии, которые происходили на театральной сцене.)

- И вот, Дагни собирается на концерт симфонической музыки вместе с дядей и тетей. Симфония – это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.

- Давайте представим себе Дагни в тот незабываемый для неё июньский вечер. Это была взрослая, красивая девушка, одетая в длинное черное театральное платье из таинственного бархата, с сияющими большими зелеными глазами.

- Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни добрый дядюшка Нильс? (В белые ночи надо обязательно быть в черном, а в темные – сверкать белизной платья.)

- Кто знает, что такое белые ночи? (Ночью светло, стоят легкие сумерки.)

- А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах города Петербурга «Одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса».

- Итак, девушка красива, концерт проходил в парке на вечерней заре, стояли белые ночи. Всё так необычно и чудесно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело писатель построил свой рассказ. И чудо действительно произошло.

- Какое чудо произошло? (Дагни получила долгожданный подарок.)

- Какие были впечатления у Дагни от симфонической музыки, которую она услышала впервые? (Восхищение.)

- А что удивило девушку? (Что композитор не забыл её и выполнил свое обещание.)

- О чем жалела Дагни, слушая эту музыку? (Она жалела лишь о том, что композитор умер, и она не может его отблагодарить за такой прекрасный подарок)

- А теперь послушайте, что же услышала Дагни в посвященной ей музыке?

- Почему Дагни плакала, слушая музыку Эдварда Грига? (Это были слезы восхищения и благодарности.)

- Как вы думаете, встретилась ли девушка с великим композитором, слушая эти чарующие звуки, которые наполняли все вокруг? (Да, это была их духовная встреча. Слушая эту музыку, Дагни сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.)

- Встреча девушки и композитора не совпала по времени. Она состоялась лишь в душах этих людей. Это еще раз подчеркивает то, что Григ был не только великим музыкантом, но и человеком с широкой, красивой и открытой душой.

- Ребята, послушайте, о чем думала Дагни, покидая осенний парк, в котором проходил концерт. (Чтение учителем последних абзацев.)

- Как вы поняли, счастливый или нет конец у этого рассказа? (Счастливый. Дагни получила обещанный подарок. «Слушай, жизнь! Я люблю тебя!»)

- Озаглавим последнюю часть. (Встреча с музыкой.)

IV. Итог урока.

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Сумели понять основную мысль писателя о внутренней и внешней красоте человека.

- И в заключении нашего урока хочу рассказать о том, что великий норвежский композитор Эдвард Григ всю свою жизнь с огромным уважением относился к России. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе. Там Эдвард Григ мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зеленых лесах Норвегии.

Домашнее задание: Самостоятельно прочитать следующее произведение о П. И. Чайковском.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговая работа по литературному чтению за курс 1 класса Геннадий Снегирев (работа сопровождается картинками) ___ Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и литературному чтению «Чтение стихотворений А. Барто» Цель: продолжать знакомить детей со стихами А. Барто, закреплять интерес к стихам. Задачи: Образовательные: закрепить умение читать стихотворение.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М. М. Зощенко «Золотые слова» Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение) Планируемые результаты Предметные: продолжат.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «Правила дорожного движения». Направление – Научно - познавательное. [/b] Класс – 1. Цель: Развитие интереса к подвижным играм и универсальных.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе «И. А. Бунин. Листопад» УМК Школа России Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий. Цель урока: освоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Опубликовано: 1 июля 2019 в 18:09
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД