Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов»

Ирина Дрогунова
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов»

]Тема «Устойчивые сочетания слов»

Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

Личностные:

- научиться вести коммуникативную деятельность

-устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом

-с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека

Метапредметные:

- познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом;

- регулятивные: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

- коммуникативные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Предметные:

- научиться распознавать фразеологизмы, понимать их значение, правильно употреблять в речи; познакомиться и научиться пользоваться фразеологическим словарём.

Технологии обучения: технология в сотрудничестве, технология разноуровневого обучения

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

У учителя: учебник, презентация «Устойчивые сочетания слов», интерактивная доска, «Фразеологический словарь русского языка»

У учащихся: учебник, тетрадь, листы для работы в группах, словарь.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Деятельность педагога

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на работу.

«Сегодня будем работать творчески, с интересом, в группах. Вас ожидает много интересных заданий. Чтобы успешно справиться, вам нужно проявить внимание, находчивость и умение работать сообща»

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Деятельность педагога

Запишите число в тетради.

Чистописание:

Н,н. Ни пуха ни пера!

-Когда люди говорят «Ни пуха ни пера!»?

-Как вы думаете, о чём стихотворение, которое имеет такой заголовок?

(Слайд 2)

-Что пожелала мама – квочка провожая сына?

-Почему стихотворение заканчивается такими словами?

-Где выражение употреблено в переносном смысле? Мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, желая сыну удачи. Таких выражений очень много в русском языке. Они называются устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.

(Слайд 3). Мы уже встречались с ними на уроках русского языка, литературы, в повседневной жизни. Все они употребляются в переносном значении. Если же понимать эти выражения в прямом значении, то может получиться смешная или грустная история. К каким выражениям в прямом значении даны иллюстрации? (Слайды 4-6)

Деятельность учащихся

Пишут в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.

Аргументируют свою точку зрения.

Рассматривают слайды.

3. Постановка учебной задачи

Деятельность педагога

-Что нужно делать, чтобы не попасть в такие ситуации?

Давайте вспомним некоторые выражения:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

- Мы исходили городок

Буквально вдоль…

И так устали мы в дороге,

Что еле…

- Фальшивят, путают слова,

Поют,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни … .

- Закончите выражение, запишите его в тетрадь, объясните значение. (Слайд 7).

- Некоторые из этих выражений вам легко было вспомнить и объяснить, другие вызвали затруднения.

- Что является нашим помощником на уроках русского языка?

- С какими словарями мы уже знакомы?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарём – фразеологическим. Все выражения в нём находятся в алфавитном порядке. В словарной статье даётся значение выражения, его происхождение, примеры употребления в речи.

- Найдите в словаре выражение «тянуть канитель».

Деятельность учащихся

Слушают учителя. Выслушивают одноклассников. Отвечают на вопросы учителя. Строят речевые высказывания понятные для других. Работают в тетрадях и со словарями.

4. Построение выхода из затруднения. Работа в группах.

Деятельность педагога

Каждая группа должна ответить на вопрос крылатым выражением. Ответить вам помогут рисунки.

(Слайд 8-11)

- об очень большой тесноте в помещении

- о том, кто очень быстро бежит

- о человеке на которого постоянно сваливают чужую вину

- об удачливом, счастливом человеке

-А теперь вам нужно отгадать, о чём говорится в задании, вспомнить как можно больше фразеологизмов с этим словом и записать их на листах. (Приложение 1).

Деятельность учащихся

Работают в группах. Обсуждают и выслушивают друг друга. Дополняют ответы. Выступают с ответами. Корректируют и осуществляют контроль, дают словесную оценку

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Разноуровневые задания)

Деятельность учителя

Уровень1. Составьте небольшой рассказ на тему «В лес за грибами», уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел.

- Каждая группа представляет свой вариант текста.

Уровень2. Вставить в текст подходящие по смыслу фразеологизмы (набор фразеологизмов аналогичен).

Деятельность учащихся.

Работают в группах. Представляют свои работы. Выслушивают друг друга. Обсуждают варианты ответов. Дают словесную оценку, вносят коррективы.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Разноуровневые задания)

Деятельность учителя

Уровень1. Найдите в словаре выражения «от доски до доски», «бить баклуши», «попасть впросак», «проще пареной репы».

- Составьте с этим выражением своё предложение и запишите в тетради.

Уровень2. Найдите в словаре выражения «от доски до доски», «бить баклуши», «попасть впросак», «проще пареной репы». Запишите их толкование в тетрадь.

Деятельность учащихся

Самостоятельно работают со словарями. Проверяют в парах. Оценивают.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Деятельность учителя

Фразеологизмы, как и слова, имеют синонимы и антонимы. Составьте пары из данных выражений. (Слайды 12-13)

Деятельность учащихся

Работают фронтально, отвечают на вопросы, устанавливают причинно – следственные связи. Выслушивают одноклассников, вносят коррективы

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было самым трудным для вас?

- В чём была причина затруднения?

- Что было самым интересным?

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы. Занимаются самоанализом и самооценкой. Обсуждение взаимодействия

8. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Уровень1. Составить с 5 фразеологизмами предложения.

Уровень 2. Объяснить значение 5 фразеологизмов.

Деятельность учащихся

Слушают учителя. Задают вопросы. Записывают д/з.

9. Заключительный этап.

Деятельность учителя

Заключительное слово учителя. Оценка деятельности учащихся. Слова благодарности.

Деятельность учащихся

Слушают учителя. Показывают поведением, что урок окончен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.

Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 18:11
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День задом наперед на МААМ

Делать что-либо «задом наперед», значит, нарушить привычный ход вещей, выйти за рамки обыденного. Считается, что это даже иногда полезно — помогает развить интеллект и креативность. К тому же подобные...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте обнять своих родных и близких людей! День объятий – это стихийный праздник, который появился в студенческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского...


Горячие темочки